Для ОПОП по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки)
Профили Изобразительное искусство и мировая художественная культура
Области профессиональной деятельности: образование; социальная сфера; культура.
Объекты профессиональной деятельности: обучение; воспитание; развитие; просвещение; образовательные системы.
Вид (виды) профессиональной деятельности: педагогическая; проектная; культурно-просветительская.
Профессиональные задачи
- в области педагогической деятельности:
изучать возможности, потребности, достижения обучающихся в области художественного образования;
осуществлять обучение и воспитание в области изобразительного искусства и мировой художественной культуры в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
использовать технологии обучения, соответствующие возрастным особенностям обучающихся и отражающие специфику предметной области изобразительного искусства;
организовывать взаимодействие с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, родителями (законными представителями) обучающихся, участвовать в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности;
в области проектной деятельности:
проектировать содержание образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через преподаваемые учебные предметы;
моделировать индивидуальные маршруты обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственный образовательный маршрут и профессиональную карьеру;
в области культурно-просветительской деятельности:
изучать и формировать потребности детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности.
Цели и задачи дисциплины (модуля).
Цель данной дисциплины: формирование у студентов теоретических знаний о различных подходах к психологическому анализу развития человека в онтогенезе, о многообразии концептуальных представлений о движущих силах, показателях, факторах, механизмах психического развития, а также умений и навыков прикладного исследования возрастных особенностей.
Задачи изучения дисциплины:
· формирование у студентов целостного представления о предмете психологии, ее базовых категориях – сознании, личности, активности, формах и закономерностях проявления психических процессов;
· анализ теоретико-методологических оснований социальной психологии и основных теоретических подходов к изучению социально-психологических феноменов;
· формирование у студентов знаний о теоретических исследованиях и практических результатах, накопленных в возрастной психологии;
· формирование у студентов представлений о закономерностях образовательного процесса, о функциях обучения и воспитания;
· формирование у студентов психологической готовности к применению полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной профессиональной деятельности при решении практических и прикладных исследовательских задач в деятельности психолога.
Форма получения образования:
Формы образования по дисциплине (модулю): очная.
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах.
Общая трудоемкость - 360 часов, 10 зачетных единиц. Для очной формы 160 часов – контактная работа с преподавателем, 173 часа – самостоятельная работа, 27 часов – контроль.
Основные разделы:
Часть 1. Общая психология
Психология как научная система знаний
Личность как предмет психологического анализа
Темперамент и характер
Проблема мотивации и волевой регуляция поведения
Проблема способностей
Психологические особенности эмоциональных явлений
Ощущение и восприятие
Общая характеристика мышления и речи
Память, внимание, воображение
Часть 2. Социальная психология
Предмет и задачи социальной психологии.
Психология общения и взаимодействия
Психология малой группы
Лидерство как социально-психологический феномен
Психология конфликта
Психология личности
Социализация личности
Часть 3. Возрастная психология
Предмет, задачи и методы возрастной психологии
Проблема детерминант психического развития ребенка
Проблема соотношения обучения и развития
Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития
Кризисы возрастного развития
Психическое развитие в младенчестве
Психическое развитие в раннем возрасте
Психологическая характеристика дошкольного возраста
Психологическая характеристика младшего школьного возраста
Психологические особенности подростка
Психология ранней юности
Психология зрелых возрастов
Психология старости и старения
Развитие личности в условиях депривации и особых условиях