Обучение. Навыки. Привычки. СТРУКТУРА УРОКА




Обучение. Навыки. Привычки

Урок № 82

Тема урока: «Обучение. Навыки. Привычки.»

Цель урока: сформировать представления у учащихся о навыках, особенностях их формирования; привычках, их значении в жизни человека.

Тип урока: комбинированный.

Ключевые понятия и термины: обучение, динамический стереотип, навыки, привычки.

СТРУКТУРА УРОКА

Организационный этап - 2 мин
Контроль ранее изученного - 10.мин.
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности - 2мин
Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся - 15мин
Самостоятельная работа - 15мин
Подведение итогов урока - 1 мин
Домашнее задание - 1мин

ХОД УРОКА

Организационный этап.

Актуализация знаний.
Дать определения терминам:
- рефлекс,
- безусловный и условный рефлекс,
- рефлекторная дуга,
- инстинкт,
- торможение (внешнее и внутреннее торможение),
- иррадиация,
- концентрация.
Вопросы для учащихся:
1. Дайте краткую характеристику безусловным рефлексам.
2. Дайте краткую характеристику условным рефлексам.
3. Какие необходимы условия для образования условных рефлексов?
4. Каков механизм образования условных рефлексов?
5. Что такое торможение условных рефлексов? Охарактеризуйте внешнее и внутреннее торможение, их биологическое значение?
6. Что составляет основу взаимодействий в ЦНС?

Изучение нового материала.

Обучениеэто адаптивные изменения индивидуального поведения в результате предыдущего опыта.

Различают следующие виды обучения:
1. Импринтинг, или запечатление – характерно для новорождённых и младенцев при развитии анализаторов фиксировать в памяти образы окружения, родителей.
2. Обучение путём «проб и ошибок» - со временем обучения опыт становится больше, соответственно ошибок допускается меньше.
3. Привыкание – отсутствие реакции на определённый раздражитель, формируется при длительном повторении стимулов, которые не подкрепляются поощрением или наказанием.
4. Скрытое, или латентное обучение – направлено на удовлетворение непосредственной потребности, например, в дополнительных знаниях.
5. Озарение, или инсайт – высшая форма обучения, основа – догадка, внезапное понимание сути ситуации. С помощью озарения человек имеет возможность осмысленно решать проблему.

Трудовая деятельность человека повторяется в определённой последовательности на протяжении длительного времени, это способствует образованию единой цепи рефлексов. Система последовательно закреплённых условных рефлексов называется динамический стереотип.
Например, разнообразные двигательные навыки: ходьба, бег, умение писать, пользоваться ложкой и вилкой. Приведите примеры

Каково его значение? Динамический стереотип помогает выполнять действия без значительного напряжения центров коры большого мозга, приводит к автоматизму в действиях. Многоразовое повторение одних и тех же процессов в ЦНС приводит к их максимальному расчленению, делает их лёгкими, более экономными.
На основе динамических стереотипов формируются навыки.

Навыки – это способы выполнения действий, созданные в результате многократного повторения, ставшие автоматическими и выполняемые подсознательно. Например, игра на музыкальном инструменте, езда на велосипеде, умение писать.

Рассмотрим этапы формирования навыков на примере овладения умением писать.

1 этап – овладение отдельными элементами (буквы). Как ребёнок пишет? (буквы неровные, совершает много лишних движений). На данном этапе происходит распространение возбуждения в коре головного мозга – иррадиация (вспомните, дайте определение)
2 этап - объединение элементов в целостное действие (буквы – в слова); многократное повторение действий. Что происходит? (буквы более ровные, движения более чёткие, скоординированные).
На данном этапе происходит координация возбуждения.
3 этап – тренировка действий приводит к автоматизации навыка, придание движениям скорости, уверенности, сознание освобождается от выполнения действий. Что происходит? (автоматизация и подсознательное выполнение навыка)
Образование двигательного навыка (записать в рабочую тетрадь)

 

Каково значение навыков? (высказывания учащихся)
Итак, навыки:
- облегчают работу головного мозга;
- повышают работоспособность мозга, помогают сосредоточиться на выполняемой работе;
- одни навыки могут быть перенесены с одного вида деятельности на другой, подобные ему (занятия гимнастикой облегчают овладение другими видами спорта, например, прыжками в воду).

Динамические стереотипы служат также основой образования привычек.
Привычки – типичные черты поведения человека, действия, ставшие его потребностью.

 

Каково значение положительных и отрицательных привычек? (высказывания учащихся)
Закрепление полученных знаний
Вопросы для учащихся:
1. Что такое обучение? Назовите основные виды обучения.
2. Что такое динамический стереотип? Приведите примеры. Какова роль динамических стереотипов в процессе обучения?
3. Что такое навыки?
4. Как формируются навыки? Назовите основные этапы и процессы, происходящие на каждом из них.
5. Что такое привычки? Виды привычек, их значение в жизни человека?
Задание:
Составить схемы образования навыков езды на велосипеде, умения читать.

Домашнее задание: П.77, конспект.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: