Методика «Сила нервной системы»
Инструкция: «Вам будет предложено ответить на вопросы анкеты. На каждый вопрос вы должны дать ответ, выбрав один из четырёх предложенных. На розданных листах поставьте вертикальную колонку номера вопроса (от 1 до 10), напротив номеров регистрируйте ответы, проставляя букву, соответствующую выбранному вами варианту».
1. Часто ли ваши новые интересы, чувства, настроения меняют первоначальные планы?
а) нет; б) не знаю; в) часто; г) очень часто.
2. Можно ли вас назвать оптимистом, человеком, постоянно испытывающим радость, воодушевление, бодрость?
а) нет; б) не знаю; в) иногда; г) да.
3. Часто ли вы бываете с товарищами искренни и откровенны?
а) нет; б) очень редко; в) иногда; г) да.
4. Доставляют ли вам удовольствие шумные спортивные игры?
а) нет; б) очень редко; в) иногда; г) всегда.
5. Всегда ли вы проявляете осторожность в необычной ситуации?
а) всегда; б) почти всегда; в) редко; г) никогда.
6. Часто ли вы можете терять интерес к одной работе, чтобы перейти к другой?
а) очень редко; б) редко; в) часто; г) очень часто.
7. Всегда ли можете сосредоточенно и эффективно работать в напряжённой обстановке?
а) очень редко; б) редко; в) почти всегда; г) всегда.
8. Считаете ли вы себя более нервным, чем большинство людей?
первоначальные планы?
а) да; б) не знаю; в) кажется нет; г) нет.
9. Всегда ли вы проявляете самостоятельность и инициативу в новых делах?
а) очень редко; б) редко; в) почти всегда; г) всегда.
10. Часто ли вам приходит в голову мысль, что вы можете заболеть или получить травму?
а) очень часто; б) редко; в) почти всегда; г) всегда.
Обработка результатов
Подсчитывается количество ответов «В» и «Г», по таблице определяется балл, а в соответствии с ним степень выраженности качеств.
Сумма ответов «в» и «г» | 10-8 | 7-6 | 5-4 | 3-2 | 1-0 |
Баллы |
5 баллов – преобладает сила нервной системы
4 балла – имеет место сила нервной системы
3 балла – свойство не определено
2 балла – имеет место слабость
1 балл – преобладает слабость
Методика «Уравновешенность нервной системы»
1. Можно ли вас назвать спокойным и выдержанным человеком?
а) нет; б) не знаю; в) иногда можно; г) можно.
2. Доставляет ли вам удовольствие работать аккуратно, но медленно?
а) нет; б) не знаю; в) иногда; г) да.
3. Часто ли у вас бывают поводы для раздражения и обид?
а) да; б) иногда; в) не знаю; г) нет.
4. Свойственно ли вам нетерпение в условиях вынужденного ожидания?
а) да; б) иногда; в) не знаю; г) нет.
5. Доставляет ли вам удовольствие тяжёлая физическая работа?
а) нет; б) иногда; в) не знаю; г) да.
6. Часто ли вас беспокоят окружающие люди?
а) часто; б) иногда; в) очень редко; г) никогда.
7. Часто ли товарищи бывали с вами несправедливы и грубы?
а) очень часто; б) часто; в) редко; г) очень редко.
8. Легко ли вы отвлекаетесь о работы, чтения литературы?
а) легко; б) по-разному; в) стараюсь не отвлекаться.
9. Легко ли вы расстаётесь с прежними товарищами, чтобы приобрести новых друзей?
а) легко; б) по-разному; в) с трудом; г) с большим трудом.
10. Можно ли вас назвать усидчивым и терпеливым человеком?
а) нет, нельзя; б) не знаю; в) иногда можно; г) да, можно.
Обработка результатов
Подсчитывается количество ответов «В» и «Г», по таблице определяется балл, а в соответствии с ним степень выраженности качеств.
Сумма ответов «в» и «г» | 10-8 | 7-6 | 5-4 | 3-2 | 1-0 |
Баллы |
5 баллов – преобладает уравновешенность
4 балла – имеет место уравновешенность
3 балла – свойство не определено
2 балла – имеет место неуравновешенность
1 балл – преобладает неуравновешенность
Методика «Подвижность нервной системы»
1. Всегда ли вы активно отстаиваете свою точку зрения?
а) нет; б) очень редко; в) редко; г) всегда.
2. Стараетесь ли вы руководить людьми, командовать ими, обучать их?
а) нет; б) не знаю; в) иногда; г) да.
3. Стараетесь ли вы избегать трудностей, неясных ситуаций?
а) да; б) иногда; в) нет; г) никогда.
4. Доставляет ли вам удовольствие длительно работать в быстром темпе?
а) очень не люблю работать быстро;
б) иногда доставляет удовольствие.
в) всегда доставляет удовольствие.
5. Как быстро отвечаете на вопрос или реплику в ваш адрес?
а) медленно; б) по-разному; в) быстро; г) очень медленно.
6. Легко ли вы знакомитесь с людьми?
а) нет; б) по-разному; в) легко; г) очень легко и быстро.
7. Бурно ли вы реагируете на критику и оскорбления?
а) нет; б) смотря когда; в) бурно; г) очень бурно.
8. Как быстро вам удаётся припомнить необходимый материал при сдаче экзамена или зачёта?
а) очень медленно, с большим трудом;
б) медленно, но припоминаю все, что знал;
в) быстро припоминаю.
9. Способны ли вы длительное время терпеть недостатки окружающих?
а) да; б) не знаю; в) смотря какие недостатки; г) нет.
10. Считаете ли вы себя осторожным и предусмотрительным человеком?
а) да; б) не знаю; в) иногда; г) нет.
Обработка результатов
Подсчитывается количество ответов «В» и «Г», по таблице определяется балл, а в соответствии с ним степень выраженности качеств.
Сумма ответов «в» и «г» | 10-8 | 7-6 | 5-4 | 3-2 | 1-0 |
Баллы |
5 баллов – преобладает подвижность
4 балла – имеет место подвижность
3 балла – свойство не определено
2 балла – имеет место инертность
1 балл – преобладает инертность
Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям (Теппинг-тест).
Оснащение: стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203х283мм), разделённые на шесть (расположенных в ряд) равных квадратов, секундомер, карандаш.
Инструкция: По сигналу экспериментатора вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 секунд необходимо поставить как можно больше точек. Переход от одного квадрата в другой осуществляется команде экспериментатора и только по направлению часовой стрелки. Работайте в максимальном для себя темпе.
Экспериментатор подаёт сигнал «Начали», а затем через каждые 5 секунд даёт команду «Перейти на другой квадрат». По истечении 5 секунд в 6-м квадрате экспериментатор даёт команду «Стоп».
Обработка и анализ результатов:
1. Подсчитать количество точек в каждом квадрате;
2. Заполнить таблицу показателей;
3. Построить график работоспособности, для чего отложить на оси ОХ – 5-ти секундные промежутки времени, а на оси ОУ – количество точек в каждом квадрате. Горизонтальной линией провести уровень начального темпа работы в первые 5 секунд.
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук.
Протокол занятия
Задание: определение свойств нервной системы по психомоторным показателям.
Дата исследования:
Экспериментатор:
Испытуемый:
Самочувствие испытуемого:
Измеряемая характеристика: сила нервной системы.
Полученные показатели вносим в таблицу:
Квадраты | Промежуток времени, сек. | Правая рука | Левая рука |
0-5 5-10 10-15 15-20 20-25 25-30 |
При построении графика работоспособности возможны пять вариантов:
1) выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 секунд работы, в последующем, к 25-30 секунде он может снизиться ниже исходного уровня. Этот тип кривой свидетельствует у испытуемого сильной нервной системы (нервные центры переходят в состояние утомления и охранительного торможения).
2) Ровный тип – максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы.
3) Нисходящий тип – максимальный темп снижается уже со второго 5-ти секундного отрезка и остаётся на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого.
4) Вогнутый тип – первоначальное снижение максимального темпа сменяется кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.