Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям (Теппинг-тест).




Методика «Сила нервной системы»

 

Инструкция: «Вам будет предложено ответить на вопросы анкеты. На каждый вопрос вы должны дать ответ, выбрав один из четырёх предложенных. На розданных листах поставьте вертикальную колонку номера вопроса (от 1 до 10), напротив номеров регистрируйте ответы, проставляя букву, соответствующую выбранному вами варианту».

 

1. Часто ли ваши новые интересы, чувства, настроения меняют первоначальные планы?

а) нет; б) не знаю; в) часто; г) очень часто.

2. Можно ли вас назвать оптимистом, человеком, постоянно испытывающим радость, воодушевление, бодрость?

а) нет; б) не знаю; в) иногда; г) да.

3. Часто ли вы бываете с товарищами искренни и откровенны?

а) нет; б) очень редко; в) иногда; г) да.

4. Доставляют ли вам удовольствие шумные спортивные игры?

а) нет; б) очень редко; в) иногда; г) всегда.

5. Всегда ли вы проявляете осторожность в необычной ситуации?

а) всегда; б) почти всегда; в) редко; г) никогда.

6. Часто ли вы можете терять интерес к одной работе, чтобы перейти к другой?

а) очень редко; б) редко; в) часто; г) очень часто.

7. Всегда ли можете сосредоточенно и эффективно работать в напряжённой обстановке?

а) очень редко; б) редко; в) почти всегда; г) всегда.

8. Считаете ли вы себя более нервным, чем большинство людей?

первоначальные планы?

а) да; б) не знаю; в) кажется нет; г) нет.

9. Всегда ли вы проявляете самостоятельность и инициативу в новых делах?

а) очень редко; б) редко; в) почти всегда; г) всегда.

10. Часто ли вам приходит в голову мысль, что вы можете заболеть или получить травму?

а) очень часто; б) редко; в) почти всегда; г) всегда.

 

Обработка результатов

Подсчитывается количество ответов «В» и «Г», по таблице определяется балл, а в соответствии с ним степень выраженности качеств.

Сумма ответов «в» и «г» 10-8 7-6 5-4 3-2 1-0
Баллы          

5 баллов – преобладает сила нервной системы

4 балла – имеет место сила нервной системы

3 балла – свойство не определено

2 балла – имеет место слабость

1 балл – преобладает слабость

 

 

Методика «Уравновешенность нервной системы»

1. Можно ли вас назвать спокойным и выдержанным человеком?

а) нет; б) не знаю; в) иногда можно; г) можно.

2. Доставляет ли вам удовольствие работать аккуратно, но медленно?

а) нет; б) не знаю; в) иногда; г) да.

3. Часто ли у вас бывают поводы для раздражения и обид?

а) да; б) иногда; в) не знаю; г) нет.

4. Свойственно ли вам нетерпение в условиях вынужденного ожидания?

а) да; б) иногда; в) не знаю; г) нет.

5. Доставляет ли вам удовольствие тяжёлая физическая работа?

а) нет; б) иногда; в) не знаю; г) да.

6. Часто ли вас беспокоят окружающие люди?

а) часто; б) иногда; в) очень редко; г) никогда.

7. Часто ли товарищи бывали с вами несправедливы и грубы?

а) очень часто; б) часто; в) редко; г) очень редко.

8. Легко ли вы отвлекаетесь о работы, чтения литературы?

а) легко; б) по-разному; в) стараюсь не отвлекаться.

9. Легко ли вы расстаётесь с прежними товарищами, чтобы приобрести новых друзей?

а) легко; б) по-разному; в) с трудом; г) с большим трудом.

10. Можно ли вас назвать усидчивым и терпеливым человеком?

а) нет, нельзя; б) не знаю; в) иногда можно; г) да, можно.

 

 

Обработка результатов

Подсчитывается количество ответов «В» и «Г», по таблице определяется балл, а в соответствии с ним степень выраженности качеств.

Сумма ответов «в» и «г» 10-8 7-6 5-4 3-2 1-0
Баллы          

5 баллов – преобладает уравновешенность

4 балла – имеет место уравновешенность

3 балла – свойство не определено

2 балла – имеет место неуравновешенность

1 балл – преобладает неуравновешенность

 

Методика «Подвижность нервной системы»

 

1. Всегда ли вы активно отстаиваете свою точку зрения?

а) нет; б) очень редко; в) редко; г) всегда.

2. Стараетесь ли вы руководить людьми, командовать ими, обучать их?

а) нет; б) не знаю; в) иногда; г) да.

3. Стараетесь ли вы избегать трудностей, неясных ситуаций?

а) да; б) иногда; в) нет; г) никогда.

4. Доставляет ли вам удовольствие длительно работать в быстром темпе?

а) очень не люблю работать быстро;

б) иногда доставляет удовольствие.

в) всегда доставляет удовольствие.

5. Как быстро отвечаете на вопрос или реплику в ваш адрес?

а) медленно; б) по-разному; в) быстро; г) очень медленно.

6. Легко ли вы знакомитесь с людьми?

а) нет; б) по-разному; в) легко; г) очень легко и быстро.

7. Бурно ли вы реагируете на критику и оскорбления?

а) нет; б) смотря когда; в) бурно; г) очень бурно.

8. Как быстро вам удаётся припомнить необходимый материал при сдаче экзамена или зачёта?

а) очень медленно, с большим трудом;

б) медленно, но припоминаю все, что знал;

в) быстро припоминаю.

9. Способны ли вы длительное время терпеть недостатки окружающих?

а) да; б) не знаю; в) смотря какие недостатки; г) нет.

10. Считаете ли вы себя осторожным и предусмотрительным человеком?

а) да; б) не знаю; в) иногда; г) нет.

Обработка результатов

Подсчитывается количество ответов «В» и «Г», по таблице определяется балл, а в соответствии с ним степень выраженности качеств.

Сумма ответов «в» и «г» 10-8 7-6 5-4 3-2 1-0
Баллы          

5 баллов – преобладает подвижность

4 балла – имеет место подвижность

3 балла – свойство не определено

2 балла – имеет место инертность

1 балл – преобладает инертность

 

Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям (Теппинг-тест).

 

Оснащение: стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203х283мм), разделённые на шесть (расположенных в ряд) равных квадратов, секундомер, карандаш.

Инструкция: По сигналу экспериментатора вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 секунд необходимо поставить как можно больше точек. Переход от одного квадрата в другой осуществляется команде экспериментатора и только по направлению часовой стрелки. Работайте в максимальном для себя темпе.

Экспериментатор подаёт сигнал «Начали», а затем через каждые 5 секунд даёт команду «Перейти на другой квадрат». По истечении 5 секунд в 6-м квадрате экспериментатор даёт команду «Стоп».

Обработка и анализ результатов:

1. Подсчитать количество точек в каждом квадрате;

2. Заполнить таблицу показателей;

3. Построить график работоспособности, для чего отложить на оси ОХ – 5-ти секундные промежутки времени, а на оси ОУ – количество точек в каждом квадрате. Горизонтальной линией провести уровень начального темпа работы в первые 5 секунд.

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук.

Протокол занятия

Задание: определение свойств нервной системы по психомоторным показателям.

Дата исследования:

Экспериментатор:

Испытуемый:

Самочувствие испытуемого:

Измеряемая характеристика: сила нервной системы.

Полученные показатели вносим в таблицу:

Квадраты Промежуток времени, сек. Правая рука Левая рука
  0-5 5-10 10-15 15-20 20-25 25-30    

 

При построении графика работоспособности возможны пять вариантов:

1) выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 секунд работы, в последующем, к 25-30 секунде он может снизиться ниже исходного уровня. Этот тип кривой свидетельствует у испытуемого сильной нервной системы (нервные центры переходят в состояние утомления и охранительного торможения).

2) Ровный тип – максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы.

3) Нисходящий тип – максимальный темп снижается уже со второго 5-ти секундного отрезка и остаётся на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого.

4) Вогнутый тип – первоначальное снижение максимального темпа сменяется кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: