Вместе с тем, не всегда реорганизация ГПС в рамках МЧС давала однозначно положительные результаты.




Реорганизация Государственной противопожарной службы в структуре МЧС России.

Формирование единой пожарно-спасательной службы.

Залогом успешного выполнения служебно-боевых задач российских пожарных и спасателей стал высокий уровень дисциплины, принцип единоначалия, координация деятельности всех подразделений спасательных служб МЧС России и их постоянное взаимодействие с органами федеральной и местной исполнительной власти и с другими силовыми структурами страны.

Вместе с тем, не всегда реорганизация ГПС в рамках МЧС давала однозначно положительные результаты.

При организации аварийно-спасательных работ были в 2000-е гг. в той или иной степени проявлялись следующие недостатки:

 слабое взаимодействие с территориальными органами РСЧС

 недостаточная эффективная связь с подразделениями МВД и ВС РФ

 нехватка авиации и квалифицированного летно-технического персонала

 нецелевое использование материальных и финансовых ресурсов,

 

недостаток резервного жилого фонда для пострадавших от ЧС и в том числе от пожаров.

За последние годы ГПС находилась в состоянии перманентного кризиса. Проблема технической оснащенности, укомплектованности пожарных команд личным составом, а особенно рядовыми бойцами стала хронической и повсеместной. Периодические повышения денежных выплат сотрудникам ГПС МЧС не способствовали закреплению кадров. Их текучесть была обусловлена не только низким уровнем доходов в сравнении с другими категориями населения России. Речь идет о слабой технической оснащенности и вооруженности пожарных караулов и депо, повышенных физических и морально-психологических нагрузках, отсутствии гарантий социальной защищенности сотрудников ГПС со стороны государства и органов местной власти, особенно после начала реформ по монетизации льгот.

Текучесть кадров сотрудников ГПС обусловлена еще и тем, что наиболее квалифицированные специалисты переходят на работу в частные корпорации и компании, в которых уделяется больше внимания выше перечисленным проблемам, чем в государственной противопожарной службе.

Снабжение пожарной техникой и вооружением во многом сейчас связано с импортом образцов из-за рубежа, что еще более подрывает позиции российских производителей пожарной техники, которые не имеют должной поддержки со стороны государства и вынуждены ограничивать выпуск своей продукции.

Переход ГПС в ведомство МЧС России был направлен на рост профессионализма сотрудников ГПС и их специализацию на спасательных работах. Реформирование пожарной охраны в ведомстве МЧС пока не приводит к качественному повышению боеспособности частей и подразделений ГПС, поскольку идет процесс дальнейшей ее децентрализации.

Преобразования в системе учебных заведений, нацеленные на адаптацию к требованиям новых образовательных стандартов (обусловленных переходом не Болонскую систему) и переходу к системе ЕГЭ не учитывают специфики национально-культурной составляющей менталитета населения России, игнорируют классические требования к образованию, как комплексному учебно-воспитательному процессу обучения базовым навыкам и знаниям подрастающего поколения. Качество образования продолжает оставаться низким, и при этом нарастает процесс его бюрократизации.

ГПС в 2006 году была разделена на муниципальную и федеральную службы. В перспективе это привело лишь к росту пожаров в условиях ослабления муниципальных формирований, от содержания которых государство фактически отказалось. От данного решения руководство МЧС отказалось только в 2009 г. Министр МЧС Шойгу С.К. тогда принял решение о разворачивании федеральной группировки ФПС до 250 тыс. чел. до 2012 г.

Но вскоре данное решение натолкнулось на недостаток финансовых и материально-технических ресурсов, поэтому данная программа к 2012 г. была не выполнена. Ситуация еще более обострилась в 2010 г. в связи с крупнейшими лесными пожарами, охватившими большинство регионов страны.

По официальным данным в 2010 г. огонь от лесных пожаров частично или полностью сжег 180 населенных пунктов и это практически только в нескольких субъектах РФ, где непосредственной организацией и руководством борьбой с лесными пожарами занимались подразделения МЧС. Погибло 70 человек, 3,5 тысячи семей остались без крова, на восстановление жилья погорельцам из федерального бюджета выделено более 11 млрд. руб.

В целом, это больше чем суммарно сгорело деревень за последние 50 лет по всей России, включая памятный 1972 г. (тогда сгорело только 19 деревень) – период, когда работали профессиональные лесопожарные службы Лесхозов и «Авиалесоохраны».

В целях материального поощрения работников МЧС, участвующих в тушении природных пожаров, по отдельному запросу МЧС в конце 2010 г. из Федерального бюджета было выделено 2 млрд. руб. Для сравнения: лесному хозяйству России на борьбу с лесными пожарами в начале 2010 г. было выделено из федерального бюджета только 2,2 млрд. руб., что изначально было недостаточно для условий малой горимости.

Уже в 2011 г. после подведения итогов крупных лесных пожаров в 2010 г., а также в условиях сохраняющегося дефицита государственного бюджета Правительством Российской Федерации и президентом Д.А. Медведевым было принято решение об увеличении численности добровольной пожарной охраны Российской Федерации до 720 тыс. чел. Такая численность ВДПО, по мнению руководства МЧС России, является достаточной для обеспечения безопасности населения и территорий, особенно в регионах, где отсутствуют постоянные гарнизоны подразделений ГПС.

Как показывает практика, большинство добровольных пожарных дружин не имеют современной пожарной техники и вооружения, проявляют низкую активность, и способны организовано действовать только под контролем, либо при взаимодействии с подразделениями ГПС.

Это объясняется, прежде всего, низким потенциалом органов местного самоуправления, которые не обладают необходимыми финансовыми и материально-техническими ресурсами.

Большую роль играет снижение культурно-образовательного уровня населения. Граждане заняты в основном поиском средств к существованию (особенно в сельской местности), кроме того, усугубляется демографическая проблема в сельской местности, нарастает ощутимая нехватка работоспособного населения – как кадрового резерва ДПД, и особенно в районах Сибири и Дальнего Востока. На современном этапе численность добровольной пожарной охраны достигла 315 тыс. чел., причем большинство ДПД существуют формально, что показали события по тушению лесных пожаров весной 2012 г. в Бурятии, Забайкальском крае, Иркутской области. Из более чем 300 лесных пожаров силами ДПД там были потушены только 2.

При этом продолжается процесс сокращения частей ГПС, созданных в регионах на договорной основе, что значительно снижает потенциал ГПС.

В 2004 году отдельной службой становится ГПН. Инспекторат ГПН был выведен из подчинения руководства ГПС, начиная ГУ ГПС, которое было упразднено в 2004 году (управления ГПС в субъектах РФ были реорганизованы в ГУ МЧС), заканчивая командованием пожарных отрядов и пожарных частей в гарнизонах.

Выведение из ответственности инспекторов ГПН уголовных дел о пожарах грозит отрицательными последствиями. Непрофессионализм сотрудников милиции и прокуратуры при расследовании причин пожаров привел к росту прецедентов умышленных поджогов. Отсутствие возможности административного и судебного воздействия у инспекторов ГПН на руководство частных и государственных предприятий и организаций провоцирует последних на уклонение от выполнения мер по соблюдению правил пожарной безопасности.

Проблема создания единой системы технадзора в России стала решаться с момента реорганизации ГПН. На инспекторский состав ГПН стал возлагаться ряд дополнительных задач:

 выезд на дорожно-транспортные происшествия;

 участие в работе ГИМС (государственной инспекции маломерных судов);

 надзор соблюдения ТБ в области энергетики и т.п.

 

Это привело к увеличению нагрузки на инспекторский состав, но при этом он не всегда обладал соответствующей квалификацией.

Данные процессы не привели к кардинальному решению проблем пожарной безопасности. Например, в 2005 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 226952 пожара, в результате которых погибли 18194 человека, в том числе 732 ребенка (+2,1%), и получили травмы 13183 человека. Прямой материальный ущерб, причиненный пожарами, составил 6774,4 млн. рублей.

В 2005 году подразделения ГПС МЧС России спасли на пожарах 90468 человек и материальных ценностей на сумму более 24,8 млрд. рублей.

В 2006 году в Российской Федерации было зарегистрировано 218570 пожаров, в результате которых погибли 17 065 человек, в том числе 698 детей. При пожарах получили травмы 13379 человек. Прямой материальный пожарами, составил 7,9 млрд. руб.

Вместе с этим, деятельность ГПС приносит государству и обществу существенную пользу, как в социальном, так и в экономическом плане. Подразделения ГПС МЧС России в 2006 г. спасли на пожарах 96851 человека и материальных ценностей на сумму около 30 млрд. рублей. В то же время содержание ГПС обошлось федеральному бюджету в сумму не более 24 млрд. руб.

Создание и развитие единой дежурной диспетчерской службы, формирование системы предупреждения и оповещения населения в чрезвычайных ситуациях стало одним из приоритетных направлений модернизации пожарно-спасательной службы в 2000-х гг.

В 2002 г. была создана единая дежурно-диспетчерская служба ЕДДС с единым телефоном 01. К сожалению, эта служба себя в полной мере не оправдала, поскольку не справлялась с огромным объемом информации, не обладала современной техникой и испытывала дефицит квалифицированных специалистов при крайне низкой заработной плате.

Решение проблемы было найдено осенью 2010 года, когда руководством МЧС было предложено привлечь к работе в диспетчерских службах граждан с ограниченными возможностями и организовать их обучение на базе вузов МЧС России. Данная программа вступила в силу с начала 2011 г. Одновременно было приято решение о технической модернизации ЕДДС и перевода ее в режим онлайн с телефоном 112 (по примеру службы спасения в США 911).

20 мая 2011 года вице-премьер Сергей Иванов заявил о том, что план работ по переходу российских экстренных служб на один телефонный номер был сорван. Координация работ была возложена на МЧС. Как показывают события в 2012 г. данный процесс запланированный МЧС к завершению к 2014 г. пока не получает должной финансовой и технической поддержки местных властей (создание системы 112 было возложено на местные бюджеты субъектов РФ).

Как и предполагали руководители территориальных органов (Псковская обл.) на селекторных совещаниях с руководством МЧС, завершение на переход системы 112 состоялось к 2016 г.

Мониторинг чрезвычайных ситуаций – основа для информационного обеспечения спасательной службы. Для обеспечения деятельности данного элемента системы безопасности населения и территорий в МЧС России была создана служба ОКСИОН – служба по оповещению и предупреждению населения о ЧС техногенного и природного характера, она же осуществляет мониторинг (наблюдение) оперативной обстановки на всей территории РФ в режиме онлайн.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: