Конспект воспитательного мероприятия на тему: «Толерантность»




Цель: ознакомление с понятиями «толерантность» и «интолерантность», формирование толерантного сознания учащихся.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить старшеклассников с понятием «толерантность»;

- познакомить с характерными чертами толерантной и интолерантной личности;

- закрепить полученные знания.

Развивающие:

- развивать умение делать выводы на основе наблюдений и личного опыта;

- развивать память, внимание, воображение, логическое мышление;

- расширять кругозор учащихся, активизировать мыслительные процессы;

- развивать умение сопереживать и помогать друг другу;

- развивать познавательный интерес и речь;

- развивать навыки работы в команде.

Воспитательные:

- воспитывать желание развивать свою толерантность;

- развивать доброжелательное отношение к окружающим людям;

- формировать чувства коллективизма и сплочённости.

Форма воспитательного мероприятия: мини-лекция, беседа, практикум.

Контингент участников: учащиеся старших классов.

Оборудование: мультимедийный проектор, листы бумаги формата А3 (творческое задание), карандаши, мешочек с плодами, мяч.

Подготовка воспитательного материала: преподаватель готовит лекционное занятие, упражнения и задания.

Предполагаемый результат: Усвоение понятия «толерантность», знакомство с его содержанием. Обоснование важности толерантности в обществе.

План мероприятия: Вводный этап (приветствие, знакомство, лекция о толерантности). Основной этап (задания, упражнения). Итоговый (подведение итогов, результаты мероприятия).

Сценарий воспитательного мероприятия:

Преподаватель: Здравствуйте! Сегодня мы поговорим с вами о толерантности. Скажите, а что такое толерантность? (ответы учащихся).

Преподаватель: Вы хорошо справились и ответили на вопрос. А сейчас я немного расскажу вам о самом понятии.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Понятие «толерантность» в разных языках имеет различные смысловые оттенки. Так, в английском языке толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»; в китайском – умение «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»; в арабском – «прощение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим»; в персидском – «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению».

Если применять термин толерантность к личности, то можно выделить несколько ее видов. Естественная, или натуральная, толерантность представляет собой отношение, которое изначально закладывается в ребенка. На этом этапе он еще не в состоянии сделать отличие собственного мнения от иных высказываний. То, что ощущают его родители и как они относятся к тем или иным событиям – принимается ребенком за его собственные мысли и заключения.

Полная классификация видов толерантности: межличностная, межэтническая, гендерная, управленческая, межпоколенческая, социально-экономическая, межконфессиональная, межкультурная, политическая, профессиональная.

Эти виды толерантности можно условно объединить в три блока:

1) биологически-обусловленный: индивидные различия, в частности возрастные и половые особенности, социальные роли личности;

2) культурно-обусловленный: индивидуальные особенности человека как представителя того или иного этноса, национальной культуры, религии или религиозной конфессии;

3) социально-обусловленный: определяется статусными и позиционными различиями между людьми в их профессиональном, управленческом, социально-экономическом, политическом окружении.

Все компоненты толерантности взаимосвязаны и взаимообусловлены:

1. Мотивационно-ценностный компонент толерантности – это эмоционально-устойчивое отношение к другим, принятие существования других точек зрения. Каждый человек имеет систему сложившихся у него оценок, оценка выражается и транслируется посредством слов, мимики, жестов, интонации;

2. Когнитивный компонент выражается в том, что учащиеся имеют установку на формирование у себя конкретных качеств, необходимых для жизни в поликультурном обществе, фактические представления о ценностях межличностной толерантности. Показателями данного компонента являются: общий объём знаний, и представлений о межличностной толерантности, проявляющейся в непредвзятом, уважительном отношении к людям, их отличиям, знание способов конструктивного взаимодействия.

3. Эмоционально-волевой компонент включает эмоциональную стабильность, выдержка, эмпатия, отсутствие тревожности;

4. Поведенческий компонент – самая видимая часть проявления терпимости.

Преподаватель: Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (ответы участников).

Преподаватель: Чтобы вы с пониманием и уважением относились к окружающим вас людям, понимали состояние и чувствовали внутренний мир другого человека, мы сейчас проведем несколько упражнений и заданий.

Игра «Картошка»

Группа делится на 5 команд по 5 человек. Далее необходимо из специального мешочка взять один любой плод и внимательно рассмотреть его. Затем положить его обратно в мешочек. И теперь среди всех плодов найти его.

Преподаватель: По какому признаку вам удалось его найти?

Что доказывает эта игра? (ответы участников).

Преподаватель: Давайте разберемся, что такое толерантная личность или толерантный человек.

У человека есть много качеств, которые позволят ему жить в мире с собой и другими. Одним из таких качеств является терпимое отношение к другим людям, непохожим на вас. Человек, обладающий такими качествами, является толерантной личностью.

Перечислите признаки толерантной личности (участники отвечают):

-уважение мнения других

-доброжелательность, внимательность

-желание что- либо делать вместе

-понимание других, приветливость

-умение быть собой и понять особенности других, умение дарить радость.

Приведите примеры толерантных людей.

А что такое интолерантная личность? Этот тот, кто обладает такими качествами как (ответы учащихся):

-нетерпимость

-невежливость

-непонимание

-эгоизм

-раздражительность.

Преподаватель: Ребята, вы отлично справились с заданием. А теперь, попробуем усложнить.

Упражнение «Правила толерантности»

Ведущий предлагает участникам бросать друг другу мяч, называя качества и особенности поведения, присущие, с их точки зрения, толерантному человеку. Надо стараться не повторять уже названные характеристики. В игре должны принять участие все учащиеся.

Ведущий с участниками подводит итог.

Упражнение «Нас объединяет»

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Меня объединяет с тобой то, что...». Например, что живем в городе Челябинск, учимся в одной группе, у нас схожие интересы и др.

Участники внутреннего круга отвечают: «Меня разъединяет то, что...». Например, что у нас разный цвет глаз, разная длина волос, хобби и др. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Преподаватель:в заключении давайте проведем такое творческое упражнение. Разделитесь на 2 команды. Сейчас я Вам раздам листы формата А3 и карандаши. Нарисуйте на листах формата А3 свои ассоциации со словом «толерантность» и представьте это группе. (Далее идет защита работ каждой группы).

Подведение итогов (рефлексия):

- Как вы считаете, ребята, будет ли какая-нибудь польза от нашего мероприятия? Что вы почувствовали, выполняя упражнения и задания? Что вам понравилось больше всего?

Преподаватель: Вы теперь знаете, что такое толерантность. Надеюсь, мы вместе будем его придерживаться этого понятия. Спасибо за работу на мероприятии!

Список использованной литературы:

1. Ковалева, А.С. Технология создания толерантной образовательной среды [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.С. Ковалева. – Барнаул: АлтГПУ, 2015 – 137 с. Режим доступа: https://library.altspu.ru/dc/pdf/kovaleva.pdf

2. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе: психологические игры и упражнения [Текст]. – М.: Генезис, 2005.

3. Строганова, Л.В. Классные часы, беседы. Воспитание толерантности [Электронный ресурс] / Л.В.Строганова// - М.: Педагогическое общество России, 2006. – 225с. Режим доступа: https://piratebooks.ru/threads/klassnie-chasi-besedi-dlya-mladshih-shkolnikov-i-podrostkov-vospitanie-tolerantnosti.192828/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: