Организация и методика проведения экскурсий.




Экскурсии по физике классифицируют по содержанию, учебным целям, характеру объекта и др. По содержанию различаю тематические (однотемные) и комплексные (многотемные) экскурсии. Первые проводят в связи с изучением какой-либо темы или раздела. Комплексные экскурсии охватывают, как правило, широкий круг вопросов по физике н другим предметам.

По учебным целям и месту экскурсий в процессе обучения их разделяют на предварительные (вводные) и заключительные. Первые предваряют изложение той или иной темы и служат для накопления впечатлений и образов для изучения нового материала. Вторые проводят после рассмотрения крупной темы или раздела; от носят обзорно-иллюстративный характер.

По роду объекта различают экскурсии производственные, в природу, музей и на выставки, в лаборатории научно-исследовательских учреждений.

Проведение экскурсии можно разделить на три этапа: подготовка к ней учителя, экскурсовода, учащихся, осмотр объекта, подведение итогов.

Подготовка учителя начинается с детального изучения объекта экскурсии, выделения объектов наблюдения, установления последовательности осмотра, обеспечения наглядности, определения содержания вступительной и заключительной бесед. Итогом этой предварительной работы должно быть составление экскурсионного плана, а также индивидуальных и групповых заданий школьникам.

Лучше, как показывает практика, когда экскурсоводом является учитель. Это позволяет сосредоточить внимание учащихся именно на тех объектах, осмотр которых важен для усвоения курса или расширения политехнического кругозора учеников, остановиться на главном, избежать ненужной детализации. Между тем часто по условиям техники безопасности и другим причинам объяснения дает представитель предприятия. В этом случае учитель должен договориться с экскурсоводом о плане вступительной беседы, ходе осмотра и главном содержании объяснения. Вместе с экскурсоводом он рассчитывает время осмотра наблюдения каждого объекта, предусматривает, где в случае надобности класс будет разделен на группы для осмотра плохо доступных объектов.

Подготовку учащихся к экскурсии начинают вступительной беседой на уроке, предшествующем экскурсии. В беседе учитель объясняет цель и задачи экскурсии, дает ученикам задания (индивидуальные и групповые), систематизирует знания учащихся по физике применительно к содержанию намечаемой экскурсии, сообщает ее план, правила поведения и техники безопасности на данном предприятии. Желательно, чтобы во вступительной беседе или прямо перед началом экскурсии представитель предприятия рассказал об особенностях предприятия, выпускаемой им продукции и ее народнохозяйственном значении, общей схеме производства, последовательности выполнения технологических процессов, которые предполагается изучить во время экскурсии (эти объяснения нужно сопровождать демонстрацией схем, плакатов и т. п.). Кроме того, следует кратко рассказать о рационализаторах, изобретателях и лучших людях предприятия. В ходе вступительной беседы можно продемонстрировать учебный кинофильм, раскрывающий конструкции соответствующих содержанию экскурсии машин и механизмов, физические основы технологических процессов.

Проведение экскурсии. Принято считать, что продолжительность осмотра в VI—VII классах не должна превышать 1—1,5 ч, а в VIII— X классах — 2 ч, иначе ученики утомляются, их интерес и внимание снижаются. Поэтому важно рационально использовать время экскурсии, отобрав для наблюдений только те объекты, которые представляют наибольший интерес в педагогическом отношении. Объяснения учителя (экскурсовода) должны чередоваться с небольшими паузами, во время которых школьники проводят самостоятельные наблюдения, выполняют зарисовки и записи, выясняют возникшие у них вопросы, собирают материалы (в соответствии с полученными заданиями) для коллекций и стендов (образцы сырья, детали на различных стадиях обработки, данные для задач, бюллетеней и т. п.). Полезно предусматривать и несколько свободных минут для созерцания мира техники, так как отдельные машины и установки производят на учащихся сильное впечатление своей величиной, мощностью, своеобразием и завершенностью форм, четкостью движений и т. п., а организация положительных переживаний (эмоций) ребят — такая же обязанность учителя, как и раскрытие физико-технических закономерностей.

Итоги экскурсии учитель подводит на следующем после нее уроке, приводя в систему все то, что увидели и услышали школьники. Структура этой части урока может быть следующей: а) беседа по общим для всего класса вопросам; б) ответы учителя на вопросы учащихся; в) отчеты о выполнении индивидуальных и групповых заданий; г) обобщение учителя.

Отчеты о выполнении индивидуальных заданий могут быть представлены в форме устных сообщений, условий задач, составленных на основе данных, собранных на производстве, коллекционного материала (коллекции, схемы, стенды окончательно могут быть оформлены в дальнейшем).

Итоги экскурсии в IX—X классах могут быть подведены на специальной конференции, которую открывает учитель, а сообщения делают отдельные ученики; другие учащиеся изготовляют схемы, модели, плакаты.

Коллекционный материал можно использовать как раздаточный для фронтального эксперимента и наблюдений при повторении. В связи с проведенной экскурсией может быть развернута интересная внеклассная работа: чтение докладов, моделирование технических устройств и конструирование приборов, постановка опытов исследовательского характера в заводской лаборатории и пр.


 

13. Организация и методика проведения фронтальных лабораторных работ.

1. Все работы выполняется на однотипном оборудовании и всеми учащимися, непродолжительные (10-45 мин).

2. В конце урока обязательное коллективное обсуждение результатов.

На первой ступени: проверка физических закономерностей (например, параллельное соединение), знакомят с методами измерений, тренируют по составлению простейших схем.

На второй ступени: определение физических констант, закономерностей, физических величин.

Встречаются качественные лабораторные работы (наблюдение физического явления), количественные (измерение какой-то величины), кратковременные или рассчитанные на один урок, творческие задания.

Классификация по дидактическим целям:

1. Наблюдение и изучение физических явлений.

2. Знакомство с физическими приборами и измерениями по ним.

3. Знакомство с устройством и принципом действия некоторых приборов.

4. Проверка физических закономерностей.

5. Определение физических констант.

Схема проведения лабораторной работы:

1. Вступительная беседа

2. Проведение эксперимента

3. Обработка результатов

4. Выводы

На вступительной беседе должно оговариваться: если есть приборы, то как их использовать, объяснить шкалу измерений, техника безопасности, как оформить работу, класс разделить на бригады, применять дифференцированный подход т.е. если в классе есть передовики, то для того чтобы они не мешали им нужно выдать дополнительное задание, при этом в начале нужно оговорить что будет более высокая оценка за дополнительное задание.

Инструкция (есть ход выполнения работы)

Отчет (нет хода, должны быть таблицы, графики, выводы, вычисление погрешности (средняя и относительная), учитель заранее должен знать какая погрешность должна получиться).

Критерии оценки:

1. Степень самостоятельности (по наблюдению)

2. Грамотность оформления


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: