Что представляет собой лесное законодательство, какие отношения регулируются лесным законодательством, какие – еще и другими законами?




ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО-совокупность нормативных актов различной юридической силы. Нормативно-правовые акты, регулирующие лесные отношения, представляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу.

1.Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 455-ФЗ, от 19.07.2018 N 212-ФЗ)

2. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Конституция: Конституцией РФ распределением полномочий по регулированию лесных отношений между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. К ведению Российской Федерации в этой области относятся в соответствии со ст. 71 Конституции РФ: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, включая право на благоприятную окружающую среду, федеральная государственная собственность на леса, другие природные ресурсы и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации; гражданское законодательство в части правовой защиты имущественных отношений, возникающих при использовании и охране лесных объектов, и т. д.

Часть 2 ст. 2 ЛК РФ не относит указы Президента РФ к актам лесного законодательства, в то же время, допуская регулирование лесных отношений при помощи таких правовых актов. При этом указы Президента РФ обладают меньшей по сравнению с кодексом и федеральными законами юридической силой. Под федеральными законами в данной норме следует понимать не только законы, входящие в систему лесного законодательства, но и те, которые не имеют основным предметом регулирования лесные отношения.

Правительство РФ вправе принимать правовые акты, регулирующие лесные отношения, в пределах полномочий, определенных Лесным кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента РФ. Федеральным законом «О введении в действие Лесного кодекса РФ» было предусмотрено до 1 июля 2007 г. издание Правительством РФ более пятидесяти нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений Лесного кодекса Российской Федерации. Правительство РФ, согласно предписаниям Лесного кодекса РФ, наделено правом устанавливать:

- порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43—46 Лесного кодекса РФ (ст. 20);

- порядок подготовки перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждения (ст. 22);

- ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в целях его аренды (ст. 73);

- ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности (ст. 76);

- методики распределения субвенций из федерального бюджета, предоставляемых субъектам РФ для осуществления передаваемых полномочий РФ в области лесных отношений (ст. 83);

- порядок расходования и учета средств, передаваемых органам государственной власти субъектов РФ на осуществление полномочий РФ в области лесных отношений (ст. 83);

- размер и порядок взимания платы за предоставление выписок из государственного лесного реестра (ст. 91);

- правила хранения, ношения и применения специальных средств должностными лицами, осуществляющими государственный лесной контроль и надзор (ст. 96);

- порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора (ст. 96);

- порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах (ст. 97);

- таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства (ст. 100);

- функциональные зоны в лесопарковых зонах, площадь и границы лесопарковых зон, зеленых зон (ст. 105).

На уровне субъекта Российской Федерации нормативные правовые акты подзаконного характера, регулирующие лесные отношения, могут приниматься:

- высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации): указ Главы РК от 17.02.2006 № 25 (ред. от 18.06.2012) «О структуре органов исполнительной власти Республики Коми»;

- органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

- порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ст. 30);

- в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков (ст. 32);

- правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации (ст. 36);

- ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ст. 76).

Муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения, могут приниматься органами местного самоуправления только в пределах установленных полномочий. Муниципальный правовой акт принимается по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления.

Вопросы местного значения, относящиеся к предмету лесного законодательства, закреплены в Федеральном законе от 6 октября 2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (пункты 19 и 32 ч. 1 ст. 14, пункты 25 и 38 ч. 1 ст. 16 и др.). Наряду с этим, в самом Лесном кодексе РФ определены полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений (ст. 84). Реализуя свои полномочия, органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, становящиеся источниками лесного законодательства. Например, решение Совета МО муниципального района «Печора» от 31.05.2011 № 5-2/30 «Об утверждении положения о муниципальном лесном контроле и надзоре на территории муниципального образования городского поселения "Печора"».

Каковы основные объекты регулирования лесных отношений? Дайте определение понятию лесной участок». На землях каких категориях могут располагаться леса и лесные участки?

Определение "объекты лесных отношений" также не закреплено законодателем. Анализируя нормы ЛК РФ (ст. ст. 6 и 7), можно сделать вывод, что объектами лесных отношений являются:
- земли, на которых произрастают леса;
- лесные участки.

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.(- ЛК РФ Статья 7.)

ЛК РФ Статья 6. Земли, на которых располагаются леса

1. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

2. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

3. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Как Лесной кодекс РФ регулирует право собственности на лесные участки? Допускает ли законодательство право частной собственности на лесные участки? Если допускает, то на какие участки? Как связано лесное и земельное законодательство в регулировании права собственности на лесные участки?

ЛК РФ Статья 8. Право собственности на лесные участки

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством, т.е. в частной собственности могут находиться лесные участки в составе земель иных категорий, не лесного фонда

Содержание права собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда и права собственности на лесные участки, не входящие в лесной фонд, определяются ЛК, гражданским законодательством и земельным законодательством РФ.

Собственник несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений и имеет право на получение доходов от использования лесных участков.

Связь Земельного Кодекса РФ Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц

1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим "Кодексом", федеральными "законами" не могут находиться в частной собственности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: