Занятие № 9. Равносильные уравнения и неравенства.
(Квадратные уравнения и сводящиеся к ним.)
План.
Исследование корней квадратного уравнения по дискриминанту. Приведенное квадратное уравнение.
Уравнения, сводящиеся к квадратным.
Исследование корней квадратного уравнения по дискриминанту. Приведенное квадратное уравнение.
Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени ещё в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики.
Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до нашей эры в Вавилоне. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их книгописных текстах встречаются, кроме неполных, и такие, как полные квадратные уравнения.
Определение
Уравнение вида ax2 + bx + c = 0, где a, b, c - действительные числа, причем a ≠ 0, называют квадратным уравнением.
Если a = 1, то квадратное уравнение называют приведенным; если a ≠ 1, то неприведенным.
Числа a, b, c носят следующие названия: a - первый коэффициент, b - второй коэффициент, c - свободный член.
Если хотя бы одно из чисел b или с равно нулю, то квадратное уравнение называется неполным, если же числа b и с отличны от нуля — полным.
НЕПОЛНЫЕ КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ
Ø ах2 + с = 0, b = 0, с≠0.
,
Ø ах2 + bx = 0, b ≠0, с=0
Имеем х(ах + b) = 0;
x=0 или .
Ø ах2 = 0, b =0, с=0.
Имеем х = 0.
Неполные уравнения выделяют потому, что для отыскания их корней можно не пользоваться формулой корней квадратного уравнения - проще решить уравнение методом разложения его левой части на множители.
Способы решения неполных квадратных уравнений:
1. c = 0, то уравнение примет вид
ax2 + bx = 0.
x(ax + b) = 0,
x = 0 или ax + b = 0, x = -b: a.
2. b = 0, то уравнение примет вид
ax2 + c = 0,
x2 = -c / a,
x1, 2 = ±√(-c / a).
3. b = 0 и c = 0, то уравнение примет вид
ax2 = 0, x = 0
Решение неполного квадратного уравнения
ПОЛНЫЕ КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ
Корни уравнения ах2 + bх + с =0 находят по формуле
Если D = b2 - 4ас > 0, то
Если D = 0, то
Если D < 0, то корней нет.
Решение полных уравнений
Приведенное квадратное уравнение — уравнение вида
,у которого первый коэффициент равен a=1.
Ø
ü Если D = р2 – 4q > 0, то
ü Если D = 0, то
ü Если D < 0, то корней нет.
Теорема Виета
Если х1 и х2 — корни приведенного квадратного уравнения , то
, .
Уравнения, сводящиеся к квадратным.
Уравнения высших степеней, сводящиеся к квадратным, — уравнения, которые с помощью алгебраических преобразований или замены переменной можно свести к виду, а ах2 + bх + с =0,, где а ≠ 0.
Би …- часть сложных слов, обозначающая: состоящий из двух частей, имеющий два признака, взятый дважды (бицепс).
Биквадратное уравнение — уравнение вида
ах4 + bх2 + с =0, где а ≠ 0
являющееся квадратным относительно , называется биквадратным уравнением и решается методом замены переменной ().
Решение биквадратного уравнения методом замены переменной
1. Вводят переменную х2 = у.
2. Подставить данную переменную в исходное уравнение. Получают квадратное уравнение вида
ay2 + by + с = 0.
3. Решить квадратное уравнение относительно новой переменной.
4. Если в квадратном уравнении дискриминант D = b2 - 4ас < 0, то это квадратное, а значит, и биквадратное уравнение не имеют корней.
4. Если D = 0, то биквадратное уравнение имеет вид (где а ≠ 0).
Тогда решение биквадратного уравнения сводится к решению неполного квадратного уравнения (которое может либо не иметь корней, либо иметь два корня).
5. Если D > 0, то х2 = y1 или х2 = у2, где y l и y2 — корни квадратного уравнения. Тогда решение биквадратного уравнения сводится к решению двух неполных квадратных уравнений (в этом случае биквадратное уравнение может не иметь корней, иметь два или четыре корня).
Пример 1.
1. Выполнить замену = t.
2. Решить квадратное уравнение.
3. Выполнить обратную замену.
4. Записать ответ.
1. ,
2.
3.
4. Ответ: -2, 2,
Пример 2.
Пример 3.
Пример 4.
Решите уравнение:
.
Решение. Данное уравнение сводится к квадратному путем замены переменной. Запишем уравнение в виде
;
.
Пусть , , тогда
.
Решая, последнее уравнение найдем , , (не подходит, так как ). Вернемся к переменной .
Из уравнения получим:
или .
Откуда , .
Ответ: -1; -2.
Пример 5.
Пример 6.
Решите уравнение:
.
Решение. Заметим, что . Тогда
;
.
Пусть , тогда
.
Решая, последнее уравнение найдем:
,
, .
Вернемся к переменной .
1) ;
, ;
2) ;
,
Ответ: , .
Пример 7.
Решите уравнение:
.
Решение. Преобразуем уравнение к виду
.
Пусть , тогда , , , , .
Возвращаясь к переменной , получим
, , , ,
или
, , - решений нет.
Ответ: , .
Указание: сгруппировать сомножители попарно (подобрать удачный способ группировки), представить левую часть в виде произведения двух квадратных трехчленов, а затем производить замену переменной.
Пример 8.
Решите уравнение (х 2 – 5 х + 4) (х 2 – 5 х + 6) = 120.
Решение. В левой части уравнения переменная х входит только в выражение х2 – 5х, которое встречается в уравнении дважды. Это позволяет решить данное уравнение с помощью введения новой переменной. Обозначим х2 – 5х через у:
х2 – 5х = у.
Тогда уравнение сведется к уравнению с переменной у:
(у + 4 )(у + 6 ) = 120,
которое после упрощения примет вид:
(у + 4 )(у + 6 ) = 120
у2 + 4 у + 6 у + 24 – 120 = 0
у2 + 10 у – 96 = 0.
Решим получившееся уравнение:
у1 + у2 = - 10;
у1 · у2 = - 96.
у1 = - 16; у2 = 6.
Отсюда
1. х2 – 5х = - 16;
х2 – 5х + 16 = 0 - корней нет.
2. х2 – 5х = 6;
х2 – 5х – 6 = 0
x1 + x2 = 5; x1 = - 1;
x1 · x2 = - 6. x2 = 6.
Ответ: x1 = - 1; x2 = 6.