Тема: Пореформенная Россия




 

Задание 1. Заполните таблицу, охарактеризовав основные направления и итоги буржуазных реформ 60-70 гг. XIX века.

Название реформы Дата Разработчики Содержание реформы Основные итоги
Крестьянская 19.02.1861 Главный комитет по крестьянскому делу. Совещательный орган, созданный для разработки крестьянской реформы. Председателем являлся Александр II, также в комитет входили: А. Ф. Орлов, В. Ф. Адлерберг, Д. Н. Блудов, П. П. Гагарин, М. А. Корф, Я. И. Ростовцев, К. В. Чевкин. Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; Крестьянские дома, постройки, всё движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью; Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления было сельское общество, высшей (административной) единицей — волость; Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; Земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению; За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 49 лет; Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству. Уменьшались размеры наделов, ухудшалось их качество; Общая сумма платежей была больше оброка; Крестьяне получили большое количество свобод; Увеличение количества рабочих; Сельское хозяйство входит в торговый оборот;   Бывшие крепостные несмотря на то, что получили волю, были втянуты в новую зависимость, освободиться от которой многим было не под силу. Некоторые крестьяне, имевшие небольшие денежные средства, покинули деревню и начали искать лучшую жизнь в промышленных городах; Проведение реформы сыграло значительную роль в социальном и экономическом развитии государства, а также поспособствовало укреплению позиций на международной арене; Прогрессивные страны Европы перестали считать Российскую империю феодальным государством. Освобождение крестьянства дало новый толчок развитию промышленного комплекса и внутренней торговли.
Земская 01.01.1864 Комиссия при Министерстве внутренних дел о губернских и уездных учреждениях. Председателем комиссии был Н.А. Милютин, но работала она параллельно с Редакционными комиссиями. Ее состав принципиально отличался от состава Редакционных комиссий: в ней были представлены крупные чиновники МИДа, юстиции, государственных имуществ — П.О. Арцимович, К.К. Грот, С.И. Зарудный, В.А. Татаринов. Активным деятелем комиссии был А. Соловьёв. Таким образом, разработка новой концепции местного управления была доверена только правительственным чиновникам, хотя и прогрессивно настроенным. Создаваемые земские учреждения состояли из распорядительных органов — губернских и уездных земских собраний и исполнительных — губернских и уездных земских управ, избиравшихся на три года. Эти учреждения занимались решением местных хозяйственных вопросов. Все избиратели делились на три курии: 1) уездные землевладельцы; 2) городские избиратели; 3) выборные от сельских обществ. В первую курию входили землевладельцы, имевшие не менее 200 десятин земли, или обладавшие недвижимой собственностью на сумму более 15 тыс. рублей, или имевшие годовой доход более 6 тыс. рублей. Эту курию представляли преимущественно землевладельцы-дворяне и отчасти крупная торгово-промышленная буржуазия. Вторую курию составляли купцы всех трех гильдий, владевшие недвижимым имуществом на сумму не менее 500 рублей, а также владельцы промышленных предприятий с годовым доходом более 6 тыс. рублей. Эта курия была представлена главным образом крупной городской буржуазией и дворянами — владельцами городской недвижимости. Третья курия — крестьяне — не имела имущественного ценза. Но выборы по ней были многостепенными: от каждого сельского общества избирались представители на волостные сходы, которые избирали выборщиков, а они уже избирали гласных в уездные земские собрания. На уездных земских собраниях избирались представители губернского земского собрания. За годы своего существования земства значительно улучшили уровень образования на местах, стала развиваться региональная экономика и здравоохранение, управление страной стало более простым, так как высшие органы были освобождены от необходимости решать мелкие бытовые вопросы. Однако, земская реформа была одной из наиболее неудачных реформ Александра II, так как она была недостаточно хорошо продумана. Несмотря на идею отделить местную власть от общегосударственной, этот процесс прошел не в полной мере. К сожалению, государственная власть и чиновники не хотели делить власть, поэтому земские думы осуществляли только ограниченный круг поставленных перед ними задач. Обсуждение же и решение задач государственной важности местными думами запрещалось и могло привести к роспуску думы. Несмотря на все минусы, земская реформа дала толчок регионам к саморазвитию, поэтому ее значение для России не стоит недооценивать.  
Городская 16.06.1870 Подготовкой городской реформы занимался Министр внутренних дел России П.Валуев, которому соответствующее поручение дал Александр II в июле 1862 года. В общей сложности на создание «Городового положения» ушло 8 лет. В 509 городах России создавались новые органы городского самоуправления — городские думы, которые выбирали исполнительные органы — городские управы. Городскую думу и городскую управу возглавлял городской голова. Поскольку выборы велись на основе буржуазного принципа — имущественного ценза, то в городском самоуправлении преобладали представители крупной буржуазии. От участия в выборах устранялись все те, кто не платил городских налогов, т. е. рабочие, ремесленники, прислуга, мелкие служащие, интеллигенция. Как и земская реформа, городская реформа послужила значительным толком для развития региональной экономики. Город, который теперь сам управлял своим хозяйством, мог более эффективно вкладывать средства и своевременно реагировать на нужды граждан. Начала развиваться городская промышленность и торговля. Кроме того, возросла гражданская активность простых горожан, которые теперь имели право участвовать в советах и думе. Однако не обошлось и без минусов. В связи с введением нового порядка, мелкие города испытывали значительные трудности, так как по закону большая часть денежных средств уходила на содержание правительственных учреждений (полиции и т.д.). Некоторые города не могли с этим справиться. В целом реформа оказала положительное влияние на экономическую ситуацию в России и сделала экономику менее централизованной.
Судебная 20.11.1864 Зарудный Сергей Иванович Разработанный проект судебных уставов предусматривал бессословность суда и его независимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, устный характер, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нем присяжных заседателей и адвокатов. Согласно судебным уставам, вводились коронный и мировой суды. Первый имел две инстанции: окружной суд и судебную палату. Присяжные заседатели, участвовавшие в судебном процессе, устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого. Меру наказания определял судья. Решения окружных судов и судебных палат могли быть обжалованы в Сенате, который являлся высшей кассационной инстанцией. Для рассмотрения мелких проступков и небольших гражданских дел в уездах и городах учреждался мирской суд с упрощенным судопроизводством. Председатели и члены судебных палат и окружных судов утверждались императором, а мировые судьи — Сенатом.   Судебная реформа Александра 2-го привела к появлению в Российской империи совершенно нового типа судебной системы, которая была более современной, отражала мировые тенденции и заложила демократические принципы в судопроизводстве. Суд полностью отделился от других ветвей власти и стал независимым. Появились присяжные, а процесс вынесения приговора стал более осмысленным и справедливым. Некоторые ограничения сохранялись для крестьян, но в целом, несмотря на минусы, судебная система России значительно продвинулась вперед и встала на один уровень с судами развитых стран Европы.  
Военная 1861 - 1874 Милютин Дмитрий Алексеевич   вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повинность. Законом были установлены сроки действительной военной службы для сухопутных войск (6 лет) и на флоте (7 лет). Для имевших высшее образование срок действительной военной службы определялся в шесть месяцев; со средним образованием — 1,5 года; для лиц, окончивших уездные училища и прогимназии, — 3 года и начальные училища — 4 года. Не призывались на действительную военную службу единственные сыновья и единственные кормильцы. Отсрочку от призыва получали и те, кто учился в средних и высших учебных заведениях. Больше внимания уделялось боевой подготовке войск, были введены новые уставы и наставления, ускорено перевооружение армии более современным оружием. Создание военных училищ и академий позволило улучшить военную подготовку офицеров. Удалось создать совершенно новую армию, которая отвечала всем современным стандартам. Более того, была преобразована не только сама армия, но и вся система в целом – теперь управление было менее централизованным, были созданы военные округа, в которых решения принимали местные управленцы ориентируясь на ситуацию. Военный министр же занимался более глобальными вопросами, касающимися всей армии в целом, что позволило значительно повысить качество принимаемых решений.

 

Задание 2. Ответьте письменно на 3 вопроса на ваш выбор:

1. Кто такие мировые посредники и какие обязанности на них были возложены?
Мировой посредник — чиновничья должность, созданная для улаживания поземельных отношений между помещиками и крестьянами и надзора за крестьянскими учреждениями. Мировые посредники назначались губернаторами с утверждением сенатом; просуществовали в центральных губерниях. Предметы ведомства мировых крестьянских учреждений распадались на две главные отрасли: к одной относились поземельные отношения между помещиками и крестьянами, а именно — составление уставных грамот, определение надела и повинностей крестьян, отвод угодий, перенос усадеб, обмен земель, засвидетельствование добровольных соглашений между помещиками и крестьянами, то есть в общем установление поземельных отношений, затем разбор всех исков и жалоб, возникающих из этих же отношений и, наконец, дела по выкупу надела и вообще по прекращению обязательных отношений между помещиками и крестьянами; к другой отрасли принадлежали дела по общественному управлению крестьян: первоначальное образование и открытие сельских обществ и волостей, изменения в их составе, утверждение волостных старшин и постоянный надзор за действиями крестьянского управления. Мировым посредникам было предоставлено: ведать все эти дела или путём рассмотрения жалоб на действия крестьянского управления от самых обществ, отдельных крестьян и помещиков, или путём непосредственного усмотрения мировыми посредниками нарушения крестьянскими властями их обязанностей; право налагать на должностных лиц крестьянского управления определенные взыскания (замечание, выговор, штраф до 5 руб. и арест до 7 дней), удалять их от должности и предавать суду; судебно-полицейское разбирательство споров между людьми всех сословий по найму сельских рабочих, аренде земель, по потравам и порубкам в частных угодьях и лесах.

2. Как повлияли буржуазные реформы 60-70х годов на развитие экономики России? Как они изменили социальную структуру страны?
Отмена крепостного права имела огромное значение для развития капиталистических отношений и созданию рынка свободной рабочей силы, дало возможность развития промышленного производства в России. Однако положение российского крестьянина по-прежнему оставалось крайне тяжелым. Остатки крепостнических отношений, долги перед помещиками, государственные налоги легли тяжелым ярмом на крестьянство и явились тормозом в развитии сельского хозяйства. Крестьянская община с ее правом на землю стала носителем унитарных отношений, сковывавших хозяйственную деятельность наиболее инициативных ее членов. Несмотря на недостатки земской реформы, она все же оказала значительное влияние на экономику.
Создание земств было активно поддержано гражданами и сторонниками конституционного строя, которые воспринимали эту реформу как зарождение демократического строя. Земства помогли регионам значительно улучшить свою экономику, избежать многих проблем с управлением, существовавших со старой системой, а также освободили высшие государственные органы от решения мелких проблем.
Судебная реформа Александра 2 привела к появлению в Российской Империи совершенно нового типа судебной системы, которая была более современная, отражала все мировые тенденции и заложила демократические принципы в судопроизводстве. Суд полностью отделился от других ветвей власти и стал независимым. Появились присяжные, а процесс вынесения приговора стал более осмысленным и справедливым. Некоторые ограничения сохранялись для крестьян, но, в целом, несмотря на минусы судебной реформы, судебная система России значительно продвинулась вперед и встала на один уровень с судами развитых стран Европы.
В результате проведения преобразований появилась совершенно новая армия и система военного управления. Солдаты стали более образованными, их численность значительно возросла, армия стала хорошо вооружённой и подготовленной. Благодаря мобильности новой системы, государство могло тратить значительно меньше денег на содержание военных, но при этом рассчитывать на лучший результат. Страна была готова к возможной войне.

3. Какие крестьяне назывались временнообязанными? Чем было обусловлено введение временнообязанного положения?
Временнообязанные крестьяне – крестьяне, которые получили личную свободу по крестьянской реформе 1861 года, но не выкупили землю у помещика и по этой причине продолжающие исполнять оброк и барщину. Введение у крестьян временнообязонного положение обусловлено тем, что не все крестьяне были способны выкупить землю у помещика. В течение двух лет после выхода манифеста крестьяне были обязаны отрабатывать те же повинности, что и ранее (они должны были платить оброк или отбывать барщину). Временнообязанное состояние могло продолжаться в течение двух лет, но по факту для большинства из них этот срок растянулся на 20 лет. Повинности временнообязанных крестьян ничем не отличались от повинностей крепостных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: