Руководитель кружка:- аккуратно ложечкой насыпьте в пластиковый стаканчик сухой почвы и полейте небольшим количеством воды. Что произошло? Куда девалась вода? Теперь полейте сильнее. Что вы видите?
Дети:- вода впиталась, на поверхности видны пузырьки.
- дальше что произошло?
- вода больше не впитывается
- как вы думаете, почему вода больше не впитывается?
Дети:- там больше не осталось свободного места, вода вытеснила воздух и впиталась.
Вывод: почва впитывает воду. Значит почва водопроницаема - вместе с водой в растения попадают питательные вещества
Опыт №7 водопроницаемость почвы.
Руководитель кружка:- насыпьте аккуратно ложечкой в прозрачный пластиковый стаканчик с отверстиями немножко сухой почвы. Поставьте его в тарелку с водой. Что заметили?
Дети: - земля в стаканчике стала мокрой.
Вывод: вода в почве может перемещаться не только сверху вниз, но и снизу вверх.
Опыт № 8 Пластичность почвы
Руководитель кружка: - давайте потрогаем почву руками, какая она на ощупь?
Дети: - сухая, мягкая, рыхлая (вытирают руки салфеткой).
Руководитель кружка:- а теперь возьмите в руки влажный комочек земли, сожмите его. Что с ним стало?
Дети: - Он уменьшился, стал маленьким.
Руководитель кружка: - правильно, он уменьшился. Он может принимать любую форму.
Вывод: почва пластична.
Опыт №9 Загрязнение почвы.
Руководитель кружка: - Ребята, перед вами стоят две банки (в одной - чистая, в другой - с мыльным раствором). Сравните, чем отличается вода?
Дети: - в одной банке вода чистая, в другой - с мыльным раствором - грязная.
Руководитель кружка:- правильно, Чистую воду мы пьем, варим кушать, поливаем цветы, поим животных, а грязную воду, после стирки, выливаем в раковину. Что будет с землей, если полить её чистой водой.
Дети:- такая вода полезна для растений и животных, которые обитают под землей.
Руководитель кружка:- а, если полить грязной (мыльной) водой и поливать часто. Что произойдет?
Дети: - растения могут погибнуть
Руководитель кружка:- если бы вы были вместо дождевого червяка или крота, какую почву вы выбрали для своего дома? Чтобы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле? Чтобы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чём бы спросили бы их, если бы умели говорить?
Выводы: В жизни, как и в сказках, есть живая вода (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом, она поит растения, животных), но есть "мертва вода" - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть. Такая вода попадает после мойки машин, стекает по заводским трубам.
Нам необходимо бережно относиться к подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нём всегда было чисто. Что мы с вами можем сделать для этого?
Дети: - не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать " подземных жителей" - ведь они нужны почве.
Руководитель кружка: -нам предстоит ещё сделать последний опыт, давайте прервемся на физминутку: встаньте рядом со столом и выполняйте движения
Каждый день по утрам делаем зарядку Ходьба на месте
Очень нравиться нам делать по-порядку:
Весело шагать Ходьба
Руки поднимать Руки вверх
Приседать и вставать Приседание 4-6 раз
Прыгать и скакать 10 прыжков
Руководитель кружка: - на протяжении двух занятий мы с вами изучали свойства почвы, узнали, что такое плодородие. А теперь проведем последний опыт.
- У вас на столе перед каждым из вас стоит пластиковая тарелка: с землей, с песком, с глиной,с перегноем,с торфом.Рядом на блюдце лежат семена пшеницы и стоит пластиковый стакан. Вы ложечкой аккуратно насыпаете немножко в стакан землю, а кто глину и т.д. Потом в эту землю сеете 10 шт. семян пшеницы и снова присыпаете землей, глиной и т.д. Работаете аккуратно. После выполненной работы все осторожно поставили на край стола. Дежурные соберут ваши стаканы, поставят на окно на подносы и аккуратно польют. Когда прорастут семена, мы будем наблюдать, в какой почве они лучше будут расти и развиваться.
Дети выполняют задание.
Заключительная часть
Руководитель кружка:- ребята, мы провели с вами ряд опытов, чтобы выяснить состав почвы и ее свойства.
- каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений
Дети: - мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, песок и глина.
- что такое почва?
Дети:- это верхний слой земли, т.е. земной поверхности
- что такое пергной?
Дети: - это разложившиеся остатки растений и мелких животных. Перегной содержит питательные вещества, кторые растения используют для роста и развития.
- а для чего растениям нужна вода?
Дети: -для роста растений.
- вода - это хорошо или плохо?
Дети:- хорошо- растение впитывает воду, не вянет, растет; плохо - чрезмерный полив может привести к гибели растения - оно сгниет.
- а что было бы, если бы не было воды?
Дети: - все живое быстро бы погибло.
- Что же получают растения из почвы?
Дети:- во- первых, воздух, корни растения дышат воздухом. Во-вторых, воду, а вместе с водой растения получают питательные вещества, которые находятся в почве. В почве живут животные, которые рыхлят почву для лучшего поступления воздуха и воды.
- Как люди должны относиться к почве?
Дети: - не мусорить, не засорять.
Руководитель кружка: - вот и подошла к концу наша работа. Понравилось вам работать в лаборатории? У меня есть волшебная палочка. Давайте встанем в круг, будем передавать её и говорить, какой опыт больше всего понравился.
-Спасибо всем за работу.