ИТОГОВЫЙ ЭКЗАМЕН по специальности 52.05.04
ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
специализация ЛИТЕРАТУРНЫЙ РАБОТНИК
Билет № 1.
1. Своеобразие древнерусской литературы как искусства слова. Выдающиеся памятники древнерусской литературы.
2. Проанализируйте систему тропов в художественном тексте, дайте оценку мастерства автора.
3. Составьте аннотацию к предложенной книге.
Билет №2.
1. Русская литература XVIII в. Эстетика классицизма и философия Просвещения. Выдающиеся писатели XVIII в.
2. Выявите стилевые черты романтизма в предложенном тексте.
3. Предложите и обоснуйте свою концепцию писательского сайта или другого интернет-ресурса.
Билет № 3.
1. Русский романтизм и его основные представители в общественно-литературном контексте первой трети XIX века.
2. Выявите в предложенном тексте важнейшие литературные приемы, дайте оценку мастерства автора.
3. Выявите стилевые черты реализма в предложенном тексте.
Билет №4.
1. Творческий путь А.С. Пушкина. Система жанров Пушкина. Пушкин как реформатор русского литературного языка.
2. Составьте план интервью с современным писателем для периодического издания (по выбору обучающегося).
3. Определите принадлежность автора данного произведения к тому или иному литературному направлению (школе), дайте оценку степени самостоятельности (или подражательности) автора.
Билет № 5.
1. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. Соотношение романтизма и реализма. Традиции Лермонтова в поэзии XIX-XX вв.
2. Проанализируйте звуковую организацию стихотворения, дайте оценку мастерства автора.
3. Предложите и обоснуйте свою концепцию и модель издания к юбилею Победы в Великой Отечественной войне.
Билет № 6.
1. Творческая эволюция Н.В. Гоголя. Религиозно-философские и эстетические искания. Идейный, религиозный и художественный смысл его творчества.
2. Подготовьте сценарий презентации книги современного автора в Областной библиотеке (по выбору обучающегося).
3. Охарактеризуйте общественно-политическую и литературную программу профильного периодического издания – газеты («Литературная газета» или «Литературная Россия» - по выбору обучающегося).
Билет № 6.
1. «Натуральная школа». Ее роль в развитии русского критического реализма. Влияние творчества Гоголя. «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». В.Г. Белинский как глава «натуральной школы».
2. Проанализируйте ритмико-метрическую систему стихотворения, дайте оценку мастерства автора.
3. Выявите стилевые черты символизма в предложенном тексте.
Билет № 7.
1. Творчество Ф.И. Тютчева и А.А. Фета в контексте русской литературы.
2. Предложите и обоснуйте свою концепцию и модель издания по тверскому краеведению.
3. Выявите интертекстуальный слой в предложенном тексте, дайте свой комментарий.
Билет № 8.
1. Типология романов И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Н.С. Лескова.
2. Выявите стилевые черты постмодернизма в предложенном тексте.
3. Составьте план беседы с писателем для теле- или радиопередачи (по выбору обучающегося).
Билет № 9.
1. А.Н. Островский – создатель национального русского театра. Эволюция проблематики и жанрового своеобразия его пьес.
2. Охарактеризуйте общественно-политическую и литературную программу профильного периодического издания – журнала («Новый мир», «Наш современник», «Москва», «Знамя», «Подъем», «Дон», «Нева», «Урал» - по выбору обучающегося).
3. Отредактируйте предложенный публицистический текст.
Билет № 10.
1. Н.А. Некрасов как реформатор русской поэзии. Место Н.А. Некрасова в истории русской литературы. Поэты некрасовской школы.
2. Предложите и обоснуйте свою концепцию и модель издания произведения (произведений) писателя-классика (по выбору).
3. Составьте план-проспект статьи к юбилею писателя-классика для периодического издания (по выбору обучающегося).
Билет № 11.
1. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сатира Щедрина как выдающееся явление русской и мировой литературы и русской общественной жизни. Основные этапы творческого пути.
2. Составьте план-проспект статьи о современном писателе для периодического издания (по выбору обучающегося).
3. Выявите черты идиостиля писателя в предложенном стихотворном тексте.
Билет № 12.
1. Творческий путь Ф.М. Достоевского. «Великое пятикнижие». М.М. Бахтин о Достоевском. Мировое значение Достоевского.
2. Отредактируйте предложенный стихотворный текст.
3. Предложите и обоснуйте свою концепцию и модель издания к юбилею писателя.
Билет № 13.
1. Л.Н. Толстой. Основные этапы творческого пути. Толстой и русская литература. Мировое значение Толстого как художника и мыслителя.
2. Предложите и обоснуйте свою концепцию и модель издания произведений современного писателя.
3. Выявите черты идиостиля писателя в предложенном прозаическом тексте.
Билет № 14.
1. А.П. Чехов как крупнейший представитель русской прозы и драматургии конца XIX в. Периодизация творческого пути. Чехов и мировая литература 20 в.
2. Выявите в предложенном фрагменте литературно-критической статьи элементы полемики. Обоснуйте свое согласие или несогласие с позицией критика.
3. Выявите черты идиостиля писателя в предложенном драматургическом тексте.
Билет № 15.
1. Основные течения в русской литературе 1900-1910-х гг. Русский символизм. Акмеизм. Футуризм. Творчество А. Блока, А. Ахматовой, Н. Гумилева, В. Маяковского.
2. Предложите и обоснуйте свою концепцию и модель издания литературного журнала для школьников среднего и старшего возраста.
3. Выявите жанрообразующие признаки в предложенном тексте.
Билет № 16.
1. Творчество «новокрестьянских» поэтов, их место и роль в русской поэзии. А. Ганин, С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков.
2. Предложите и обоснуйте свою концепцию и модель издания сборника стихотворений.
3. Проанализируйте систему тропов в художественном тексте, дайте оценку мастерства автора.
Билет № 17.
1. Творческое наследие М.А. Шолохова. Общественно-литературная позиция писателя. Роман-эпопея «Тихий Дон». Полемика вокруг авторства «Тихого Дона».
2. Выявите в предложенном тексте важнейшие литературные приемы, дайте оценку мастерства автора.
3. Отредактируйте предложенный публицистический текст.
Билет № 18.
1. Русская сатира XX века. Творчество М. Зощенко и М. Булгакова.
2. Выявите в предложенном фрагменте литературно-критической статьи методологические и мировоззренческие принципы, на которые опирался критик. Обоснуйте свое согласие или несогласие с его позицией.
3. Проанализируйте композицию предложенного текста.
Билет № 19.
1. Творческий путь А.Н. Толстого. Исторический роман «Петр Первый» как вершина творчества писателя.
2. Предложите и обоснуйте свою концепцию и модель издания сборника пьес.
3. Проанализируйте систему изобразительно-выразительных средств в художественном тексте, дайте оценку мастерства автора.
Билет № 20.
1. Основные направления современной русской литературы и их важнейшие представители. Тенденции литературного развития в начале XXI века.
2. Предложите и обоснуйте свою концепцию и модель издания «Избранного» какого-либо выдающегося автора.
3. Выявите черты идиостиля писателя в предложенном публицистическом тексте.