Аудит учетной политики для целей бухгалтерского учета




Положения

1. Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.

2. Любая из сторон имеет право немедленно прервать действие настоящего договора путем передачи письменного уведомления в случае, если другая сторона:

  • окажется неплатежеспособной, несостоятельной, произойдет ликвидация или реорганизация;
  • приостановит свои обычные деловые операции или возникнет угроза их приостановления;
  • нарушит условия пунктов 2.4 или 3.7 настоящего договора.

3. Любая из сторон имеет право прервать действие настоящего Договора путем письменного уведомления противоположной стороны, если другая сторона нарушит условия настоящего Договора, и такое нарушение не будет устранено в течение трех дней после получения письменного уведомления о данном нарушении.

4. Споры, возникающие при исполнении Договора, разрешаются путем переговоров, а при невозможности достичь соглашения – в судебном порядке по месту нахождения Исполнителя.

5. В соответствии с Правилом (Стандартом) № 12 «Согласование условий проведения аудита», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности», в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту ограничениями возможен неизбежный риск того, что некоторые искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности могут остаться необнаруженными.

 

6. По соглашению сторон условия договора могут быть изменены или дополнены, а Договор расторгнут.

Настоящий договор составлен в двух экземпляра, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру для каждой стороны

 

 

3. Требования к аудитору, осуществляющему аудиторскую проверку.

 

Требованиями к внешним аудиторам являются: независимая оценка и хорошо сделанная ревизия. К сожалению, такие ревизоры не работники банков и не знают внутреннюю систему их работы. Но они непосредственно работают с ними. Опираясь на данные предоставленные с банковских учреждений, эксперты по ревизии играют не последнюю роль в улучшении качества бухгалтерских документов.

Требования, предъявляемые к аудиторам, заключаются в составлении заключений годовой финансовой отчетности, оценке эффективности внутреннего контроля, если такой был проведен в организации. Только квалифицированные аудиторы дадут высокий результат. Их методы в работе зависят от конкретной страны.

В нашей стране, согласно стандартам, ревизии должны проводиться по определенному и выработанному плану. Любая проверка направлена на выявление искажений и их ликвидацию.

Ревизор проверяет все проведенные финансовые операции, основываясь на бухгалтерских документах. По результатам проверки, он ставит оценку и вводит в курс дел организацию обо всех выявленных нарушениях.

Какой бы не была разнообразна работа ревизора, оценить он должен только качество системы внутреннего аудита, либо саму организацию. Степень проверки зависит от успешно проведенного контроля.

Квалификационные требования к внешним аудиторам более жёсткие, требуют от них самой искусной и точной работы, так как на них возлагается огромная ответственность. Но и зарплата в этой сфере выше.

Внутренние аудиторы - это сотрудники самой организации, назначенные на эту должность по приказу директора. Такие специалисты проводят постоянную проверку в организации и помогают устранить все неточности до прихода внешнего аудита.

Каждый аудитор должен свои обязанности выполнять аккуратно, четко и квалифицированно. Должность «ревизор» очень ответственная, поэтому и предусматривает привлечение к ответственности за малейшие ошибки в работе. Юридическая ответственность предусмотрена не только перед какой-либо организацией, но и перед государством.

Аудитор контролирует, анализирует финансово-хозяйственную деятельность компании, дает объективную оценку и делает заключение по годовым бухгалтерским отчетам и балансу.

Он правильно сформирует всю экономическую модель предприятия, может не только указать на ошибки, но профессионально помочь любой организации. Естественно такая уникальная подсказка, с применением экономических знаний в различных областях хорошо оплачивается, а из-за своей сложности не имеет конкуренции в работе.

 

4. Уровень существенности – сущность, методика расчета.

 

Концепция существенности существует как в бухгалтерском учете, так и в аудите. Существенность, или иногда говорят “материальность” (буквальный перевод английского термина materiality), является одним из основных понятий аудита. Существенными в аудите считаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность финансовой отчетности клиента (1). Как количественная характеристика таких обстоятельств выступает уровень существенности, то есть предельное значение искажений бухгалтерской отчетности, начиная с которого нельзя принимать на ее основе правильные решения. Установить четкие и однозначные критерии существенности совсем непросто.

Предварительное суждение может включать оценки того, что является важным для разделов баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств, взятых по отдельности и для финансовых отчетов в целом. Одна из целей предварительного суждения о существенности - сфокусировать внимание аудитора на более значительных пунктах финансового отчета при определении стратегии аудиторской проверки.

Порядок определения существенности в международной аудиторской практике регулируется стандартом “Существенность в аудите” (ISA 320 “Audit Materiality”). Национальный аудиторский стандарт “Существенность и аудиторский риск” принят Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 22 января 1998 года.

В американских стандартах финансовой отчетности существенность определяется как величина пропуска, неточного или неправильного трактования факта бухгалтерской информации, которая в свете сопутствующих обстоятельств делает вероятным, что суждение, сделанное на основе этой информации, могло бы измениться или на него мог бы повлиять неточный или неправильный факт (2).

Исходя из данного определения, только пользователь финансовых отчетов вправе определить уровень существенности информации. Поскольку финансовая отчетность имеет достаточно широкий круг пользователей, каждый из них имеет разное представление об уровне существенности. Так, для вкладчиков компании существенной является информация о результатах деятельности предприятия, динамике прибыли и реальности активов. Для потенциальных инвесторов будет существенной информация о финансовой устойчивости предприятия, потенциальных изменениях спроса на производимую продукцию, рентабельности вложений и реальности инвестиционных проектов.

 

5. Аудиторский риск – понятие, составляющие элементы

 

Аудиторский риск — это риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой отчетности содержатся существенные искажения.

Требования к оценке аудиторского риска и его компонентов определены Федеральным правилом (стандартом) № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405. В соответствии с этим стандартом аудитору следует использовать свое профессиональное суждение, чтобы оценить аудиторский риск, а также разработать аудиторские процедуры, необходимые для снижения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня. Какое значение считается приемлемо низким, правило (стандарт) не определяет. Данный вопрос должен быть раскрыт во внутренних правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

В практикеаудитаприемлемым считается аудиторский риск — 5%. Это означает, что пять из 100 подписанных аудитором заключений содержат неверные сведения по спорным вопросам. Установление данного показателя на более низком уровне может оказать отрицательное влияние на конкурентоспособность аудиторской организации.

 

Компоненты аудиторского риска.

Неотъемлемый риск — подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета или групп однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными, при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля.

В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 8 аудитор при проведении оценки неотъемлемого риска в процессе разработки общего плана аудита на уровне финансовой отчетности полагается на свое профессиональное суждение, для того чтобы учесть следующие факторы:

§ опыт и знания руководства аудируемого лица, изменения в его составе за определенный период;

§ необычное давление на руководство аудируемого лица;

§ характер деятельности аудируемого лица;

§ факторы, влияющие на отрасль, в которой функционирует аудируемое лицо.

При разработке программы аудита аудитору следует соотнести проведенную оценку риска с существенными сальдо счетов и группами однотипных операций на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности или предположить, что неотъемлемый риск в отношении данной предпосылки является высоким. При проведении оценки неотъемлемого риска в процессе разработки программы аудита аудитор полагается на свое профессиональное суждение, для того чтобы учесть следующие факторы:

§ счета бухгалтерского учета аудируемого лица, которые могут быть подвержены искажениям;

§ сложность лежащих в основе учета операций и прочих событий, утверждений, которые могут потребовать привлечения эксперта;

§ роль субъективного суждения, необходимого для определения остатка на счетах бухгалтерского учета аудируемого лица;

§ подверженность активов потерям или незаконному присвоению;

§ завершение необычных и сложных операций, особенно ближе к концу отчетного года;

§ операции, которые не подвергаются процедуре обычной обработки.

Риск средств контроля — риск того, что искажение, которое может иметь место в отношении остатка средств по счетам бухгалтерского учета или групп однотипных операций и быть существенным, не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

По некоторым или всем предпосылкам подготовки финансовой отчетности риск средств контроля оценивается как высокий, когда:

§ системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица неэффективны;

§ оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица нецелесообразна.

Определенный риск средств контроля всегда имеет место, так как существуют ограничения систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Риск средств контроля может оцениваться ниже, чем высокий риск, в следующих случаях:

§ аудитор имеет доказательства, что конкретные средства внутреннего контроля в отношении предпосылки будут предотвращать, обнаруживать, исправлять существенные искажения;

§ аудитор планирует проводить тесты средств контроля для подтверждения оценки.

В рабочих документах аудитору необходимо указать понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, оценку риска средств контроля и раскрыть обоснование оценки риска ниже, чем высокой. Чем ниже аудитор дает оценку риска средств контроля, тем больше аргументов, подтверждающих ее обоснованность, он должен предоставить.

В Федеральном правиле (стандарте) № 8 указаны методы документирования информации, имеющей отношение к системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля: повествовательное описание, вопросники, контрольные перечни, блок-схемы.

Тесты средств контроля включают в себя: проверку документов, направление запросов и наблюдение, повторное применение средств внутреннего контроля. Чем ниже оценка риска средств контроля, тем больше подтверждений надо получить аудитору в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

При изучении эффективности применения средств внутреннего контроля аудитор принимает во внимание способ и последовательность их применения, а также учитывает, кем они применялись. По результатам тестирования средств внутреннего контроля аудитор должен дать оценку риска средств контроля и определить, соответствует ли она первоначальной оценке риска средств контроля, следует ли пересмотреть первоначальную оценку риска средств контроля и как это повлияет на процесс аудита.

Неотъемлемый риск и риск средств контроля прямо пропорциональны планируемому количеству доказательств и обратно риску необнаружения.

Риск необнаружения — риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажение остатков средств по счетам бухгалтерского учета или групп операций, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или группы операций.

При разработке подхода к проведению аудита аудитор принимает во внимание предварительную оценку риска средств контроля, оценку неотъемлемого риска, для того чтобы определить надлежащий риск необнаружения.

Риск необнаружения напрямую связан с процедурами проверки по существу и может учитываться:

§ в отношении предпосылок подготовки финансовой отчетности,

§ для определения характера, временных рамок, объема аудиторских процедур по существу.

Этот вид риска всегда будет присутствовать, так как большая часть аудиторских доказательств представляет доводы в поддержку некоторого вывода, а не носит исчерпывающего характера.

Аудитор обязан на основе оценки внутреннего и контрольного рисков определить в своей работе риск необнаружения и с учетом того, что он должен иметь приемлемо низкое значение спланировать соответствующие аудиторские процедуры. Независимо от того, насколько низки неотъемлемый риск и риск средств контроля, аудитору необходимо провести некоторые процедуры проверки по существу в отношении существенных остатков на счетах бухгалтерского учета и групп операций.

Существует обратная связь между риском необнаружения и комбинацией неотъемлемого риска и риска средств контроля:

§ высокие значения неотъемлемого риска и риска средств контроля обязывают аудитора организовать проверку так, чтобы снизить, насколько возможно, величину риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения;

§ низкие значения неотъемлемого риска и риска средств контроля позволяют аудитору допустить в ходе проверки более высокий риск необнаружения и при этом получить приемлемое значение общего аудиторского риска.

Оценка компонентов аудиторского риска может изменяться в ходе аудита, в связи с чем необходимо вносить изменения в запланированные процедуры проверки по существу.

В случае если аудитору требуется снизить риск необнаружения, он обязан:

§ пересмотреть применяемые аудиторские процедуры, предусмотрев увеличение их количества и (или) изменение их сути;

§ увеличить затраты времени на проверку;

§ повысить объем аудиторских выборок.

По окончании аудита необходимо установить, подтвердились ли оценки риска средств контроля, риска необнаружения, систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Если аудитор придет к выводу, что он не в состоянии снизить риск необнаружения в отношении имеющих существенный характер статей баланса или однотипной группы хозяйственных операций до приемлемо низкого уровня, это может служить основанием для подготовки по итогам проверки модифицированного аудиторского заключения.

 

 

6. Аудиторские доказательства: виды, источники и методы их получения.

 

Источниками получения аудиторских доказательств (доказательной информацией) являются:

1) первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;

2) регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;

3) результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;

4) устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;

5) сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;

6) результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;

7) бухгалтерская отчетность.

Качество доказательств зависит от их источников. Наиболее ценными аудиторскими доказательствами считаются доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций. Определение достаточности аудиторских доказательств зависит от следующих факторов:

1) степени аудиторского риска, т. е. вероятности принятия неверного решения аудиторской организацией;

2) наличия свидетельства от независимого источника (третьих лиц) как более достоверного, чем полученное непосредственно от сотрудников экономического субъекта;

3) получения аудиторского доказательства на основе данных системы внутреннего контроля, которое является тем более достоверным, чем лучше состояние системы внутреннего контроля;

4) получения информации в результате самостоятельного анализа или проверки аудиторской организации как более достоверной, чем сведения, полученные от других лиц;

5) получения аудиторских доказательств в форме документов и письменных показаний как более достоверных, чем показания в устной форме;

6) возможности сопоставления выводов, сделанных в результате использования доказательств, полученных из различных источников.

29. МЕТОДЫЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В АУДИТЕ (1)

Подготовка альтернативного баланса. Для получения доказательств о реальности и полноте отражения в учете готовой продукции выполненных работ, оказанных услуг аудиторская организация может составить баланс из расходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг). Баланс сырья, материалов и выхода продукции позволяет аудиторской организации выявить отклонения от нормативного расхода сырья и материалов и выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг) и тем самым убедиться в достоверности вычисления финансового результата.

Тест средств контроля – разновидность аудиторской процедуры, заключающаяся в проверке работоспособности и надежности конкретного средства контроля. Для этого можно воспользоваться рекомендованным правилом (стандартом) «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита». Аудитор обязан оценивать систему внутреннего контроля экономического субъекта не менее чем в следующие три этапа:

1) общее знакомство с системой внутреннего контроля;

2) первичная оценка надежности системы внутреннего контроля;

3) подтверждение достоверности оценки системы внутреннего контроля. Аудиторские организации могут принять решение о применении в своей деятельности большего количества этапов оценки системы внутреннего контроля, чем три вышеупомянутые, проводить оценку более детально и тщательно, чем предписывается в данном разделе.

Общее знакомство с системой внутреннего контроля. Аудиторской организации в начале работы следует получить общее представление о специфике и масштабе деятельности экономического субъекта и системе его бухгалтерского учета. По итогам первоначального знакомства аудиторская организация должна принять решение о том, может ли она в своей работе вообще полагаться на систему внутреннего контроля экономического субъекта, подлежащего проверке.

В случае если аудиторская организация примет решение о том, что она не может полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля экономического субъекта, она должна планировать аудит таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на доверии к этой системе.

 

 

7. Какие основные элементы в системе бухгалтерского учета аудируемого лица обязан проверить аудитор?

 

Аудит учетной политики для целей бухгалтерского учета

В ходе проверки аудитору необходимо тщательно изучить и проанализировать учетную политику аудируемого лица. Целью проверки является не только подтверждение факта наличия утвержденной учетной политики и отражения в ней способов ведения учета организации, но и оценка правильности и рациональности выбранных методов и форм, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета и порядка налогообложения.

При проверке учетной политики следует ознакомиться со следующими документами аудируемого лица:

· приказом (распоряжение) об учетной политике проверяемой организации;

· рабочим планом счетов бухгалтерского учета;

· перечнем утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

· правилами документооборота и технологии обработки учетной информации;

· методикой учета отдельных показателей и другими приложениями к приказу об учетной политике проверяемой организации;

· пояснительной запиской к балансу, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, избранные при формировании учетной политики, отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;

· изменениями в учетной политике, существенно влияющими на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным.

 

 

8. Какие основные элементы в системе внутреннего контроля аудируемого лица обязан проверить аудитор?

Аудитор должен оценить следующие основные элементы системы внутреннего контроля: среда контроля, процедуры контроля, система бухгалтерского учета.

Контрольная среда — среда в рамках которой руководство аудируемого лица осуществляет контроль бизнеса. Контрольная среда влияет на эффективность конкретных средств контроля и включает в себя:

1) стиль и основные принципы управления данным аудируемым лицом;

2) организационную структуру аудируемого лица;

3) распределение ответственности и полномочий;

4) осуществляемую кадровую политику;

5) порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности для внешних пользователей;

6) порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;

7) обеспечение соответствия хозяйственной деятельности аудируемого лица требованиям законодательства;

8) наличие и особенности организации работы ревизионной комиссии, службы внутреннего аудита в составе органа управления аудируемого лица.

Оценка среды контроля производится для того, чтобы:

· понять организационно-управленческую структуру аудируемого лица;

· составить план проведения аудита;

· выявить «узкие места» проверки.

 

 

9. План аудита – значение, структура.

 

Планирование аудита — один из обязательных этапов, который заключается в определении стратегии и тактики аудита, объема проверки, составлении общего плана, разработке программы и конкретных аудиторских процедур.

При осуществлении этого этапа для обеспечения надлежащего уровня гарантии проводимого аудита и для обеспечения соответствия проводимой аудиторской проверки нормативным требованиям к качеству и надежности аудита мы будем руководствоваться с Федеральным правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

Планирование аудита включает в себя составление плана ожидаемых работ и разработку аудиторской программы. Планирование включает также разработку графиков, определение сроков и обсуждение их с клиентом, проведение инструктажа с аудиторами, организацию связей с подразделениями клиента, обсуждение стратегии и подготовки к аудиту с клиентом.

Планирование аудита способствует:

§ уделению необходимого внимания важным областям аудита;

§ выявлению потенциальных проблем;

§ выполнению работы с оптимальными затратами, качественно и своевременно;

§ эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу;

§ координации работы аудиторов и других специалистов.

Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

При планировании аудита выделяют следующие этапы:

§ предварительное планирование аудита;

§ подготовка и составление общего плана аудита;

§ разработка программы аудита.

 

10. Программа аудита – значение, структура. Взаимосвязь с планом аудита.

 

План аудита содержит следующую основную информацию:

  • планируемые трудозатраты;
  • уровень (или уровни) существенности;
  • оценка аудиторского риска;
  • сроки проведения проверки;
  • состав аудиторской группы и ее руководитель;
  • перечень сегментов аудита с указанием сроков проведения и исполнителей.

 

Программа аудита - это документ, определяющий характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур. По своей сути она является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля надлежащего выполнения работы. Она содержит подробную информацию о видах аудиторских процедур, используемых для проверки сегментов аудита, предусмотренных планом, а также о способах их применения и документирования.

В ходе проведения проверки в зависимости от получаемых результатов программа может корректироваться. При небольших объемах проверки программа может составляться в виде единственного документа, а при больших объемах проверяемой информации программа может состоять из совокупности программ проверок каждого сегмента.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: