Семинарско-практическое занятие № 2




Практикум по курсу

«История английского языка»

Для студентов 2 курса (4 семестр)

Факультета иностранных языков

Семинарско-практическое занятие № 1

Тема: Древние германские племена, их классификация, характеристика важнейших письменных памятников. Исторические события на острове Британии с начала нашей эры до середины XI в. и их влияние на развитие английского языка

· Периодизация истории английского языка

· Кельтские племена на о. Британия

· Британия – Римская колония

· Древнейшие сведения о германских племенах. Классификация древнегерманских языков

· Возникновение англосаксонских государств на о. Британия

· Борьба англосаксов со скандинавами (VIII - XI вв.)

· Важнейшие письменные памятники древних германцев

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Прокомментируйте существующие подходы к проблеме периодизации истории английского языка. Укажите их сильные и слабые стороны.

2) Что представляла собой доисторическая Британия? Какие племена населяли о. Британия?

3) На каких языках говорило население Британских островов до их заселения германскими племенами? Какие языки в пережиточном состоянии сохранились до настоящего времени?

4) Какими историческими событиями объясняется влияние латыни на английский язык?

5) Ознакомьтесь с этническими классификациями древнегерманских племен, данными Плинием Старшим и Ф. Энгельсом в труде «К истории древних германцев». Сравните эти классификации с классификацией германских языков.

6) Опишите исторические события на острове Британия, сопровождавшие эпоху Великого переселения народов.

7) Охарактеризуйте лингвистическую ситуацию на Британских островах до и после их завоевания и заселения германскими племенами.

8) Объясните происхождение следующих географических имен: Britain, Scotland, England, Sussex, Northumbria, Cornwall.

9) Древнеанглийский язык часто называют Англосаксонским. Почему данный термин недостаточно адекватен?

10) Почему группу древнеанглийских диалектов можно рассматривать как общий язык англосаксонской народности, несмотря на существующие диалектные различия? Что связывает их всех?

11) Прокомментируйте причины и следствия Скандинавского завоевания Англии.

12) Охарактеризуйте важнейшие письменные памятники древних германцев в порядке их появления, распределив по принадлежности к древнеанглийским диалектам.

 

Семинарско-практическое занятие № 2

Тема: Фонетический строй древнеанглийского языка, его особенности и фонетические изменения в VII – XI вв.

1. Письменность английского языка древнего периода

2. Особенности древнеанглийской фонетической системы

3. Основные фонетические изменения гласных (палатальный умлаут, преломление, удлинение, дифтонгизация, монофтонгизация)

4. Изменения в системе согласных

Рекомендованная литература:

· Аракин В.Д. История английского языка. М., 2002. – С. 30 – 45.

  • Иванова И.П., Чахоян Л.П., Беляева Т.М. История английского языка. Учебник. – СПб., 1999. – С. 46 – 68.
  • Иванова И.П., Беляева Т.М., Чахоян Л.П. Практикум по истории английского языка. – СПб., 2000. – С. 4 - 7; 10 – 14; 17 – 18; 20 – 23.
  • Расторгуева Т.А. История английского языка: Учебник. – М., 2002. – С. 74 – 90.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Охарактеризуйте звукобуквенные соотношения в древнеанглийском языке.

2. Прокомментируйте чередования гласных в ДАЯ: dæ¥e, da¥as (NE day – Dat. sg. и Nom. pl.); bæð, bāðian (NE bath, bathe).

3. Объясните, чем определяется употребление гласных [æ] или [а] в следующих словах: talu, wæl, æfter, æfnan, bacan, bæc, blæst, dæ¥e, faran, fæder, la¥u, pæþ, paþas, smæl, tō¥ædere.

4. Определите, какой звук выражается с помощью буквы ¥: we¥, stī¥el, stren¥, slō¥on, ā¥an, ¥ān, ¥ebētan.

5. Прочитайте следующие слова и определите характер звука [k], обозначенного буквой с: folc, cīld, cēapian, clift, scēācan.

6. Какие особенности ДА системы согласных объясняют различия в звучании выделенных букв следующих слов САЯ: s and; ri s e (OE rīsan); hou s e – hou s es (OE hūs); ho s e (OE hosa); hor s e (OE hors); th ink, ba th e, pa th (OE þyncan, bāðian, pæþ)?

7. Прочитайте следующие слова и определите, к какой группе согласных относятся встречающиеся в них геминаты: mann, lic¥an, lettan, willan, þicce, lǣssa, steppan, sceþþu.

8. Каково место словесного ударения в ДАЯ? Назовите случаи регулярного смещения ударения в процессе словообразования, приведите аналогичные примеры из САЯ.

9. Определите место ударения в приведенных ниже словах (приставки даны в дефисном написании, а сложение корней отмечено знаком +): under-¥ietan, a-¥ān, ā¥an, clēofan, ¥e-būan, æt-lic¥an, of-hēran, ofer-cuman, sund+ple¥a, swe¥l+condell.

10. Какое слово из каждой пары слов является ДА прототипом с переднеязычной перегласовкой, а какое происходит из неизменившейся ДА формы: old – elder; strong – strength; goose – geese; man – men; full – fill; food – feed; far – further?

11. Установите характер фонетических изменений в следующих случаях: *sandian >?; *mūs >?; *mōtjan >?; *tōþi >?; scal >?; fĭndan >?; *¥ons >?; *uns >?; hrin¥ >?; scip >?; seohan >?.

12. Прочитайте текст, принадлежащий древнеанглийскому периоду, соблюдая правила чтения:

Julius Caesar

Æfter þǣm þē Romebur¥ ¥etimbred wæs syx hunda wintra and syxti¥ seofon, Romane ¥esealdon Gaiuse Iuliuse seofon le¥an, to þon þæt hē sceolde fīf winter winnan on Gallie.

Æfter þǣm þē hē hie oferwunnen hæfde, hē fōr on Bretanie þæt ī¥lond, and wið þā Brettas ¥efeaht, and ¥efliemed wearð on þæm londe þē mon hǣt Centlond. Raþe þæs hē ¥efeaht wiþ þa Brettas on Centlonde, ænd hī wurdon ¥efliemede. Heora þridde ¥efeoht wæs nēāh þǣre īē þe mon hǣt Temes, nēh þǣm forda þe mon hǣt Welengaford. Æfter þǣm ¥efeohte him eode on hond sē cyning and þā bur¥ware þe wǣron on Cirenceastre, and siþþan ealle þe on þæm ī¥londe wǣron.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: