Майолика на северном (парадном) фасаде




Панно «Вышний Покров Богоматери над Царствующим Домом» было полностью утрачено в советские годы и воссоздано при реставрации. В верхней части майолики изображена Феодоровская икона Божией Матери с предстоящими великомучеником Феодором Стратилатом и так называемым преподобным Ипатием Костромским.

Икона венчает символическое древо, в ветвях которого – русские святители, благоверные князья и преподобные. В нижней части, над стенами Костромского Ипатьевского монастыря, возвышаются фигуры Патриарха Филарета и его сына, царя Михаила Федоровича Романова.

Майоликовую тему продолжают квадратные цветные изразцы, размещенные на белокаменных фасадах с севера и с запада.

Мозаичная икона над главным входом

Еще одна достопримечательность парадного фасада Феодоровского собора – мозаичная икона «Неруко­творный образ Спасителя», также восстановленная заново.

Царское крыльцо и входные двери

Главный вход в храм представляет собой «Царские сени» – открытое крыльцо с килевидной черепичной крышей, арка которого опирается на массивные шаровидные «колонны-кубышки».

Две пары дверей – отдельно в нижний и верхний храмы – тоже представляют собой примечательные украшения собора, заново воссозданные вместо утраченных. Их массивные створки, обитые медью, украшены сложным сочетанием филенок с бронзовыми розетками различных узоров. На дверях в верхний храм изображены сюжеты двунадесятых праздников.

Нижний храм

Нижний храм посвящался святому благоверному великому князю Александру Невскому и, возможно, святой Марии Магдалине – святым, соименным императору Александру III и его супруге императрице Марии Федоровне. Боковые приделы посвящались праведному Филарету и мученице Марфе, соименным родителям Михаила Федоровича Романова после принятия ими монашества.

Строители намеревались имитировать здесь стиль новгородских церквей XIII века, что напоминало бы об эпохе Александра Невского. Вот как об этом говорилось в отчете Строительного комитета от 1917 года: «Средний престол нижнего храма сооружается в честь Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, жившего в XIII веке.

В древних церквах вместо иконостасов употреблялись каменные алтарные преграды, почему Комитетом было признано желательным соорудить в нижнем храме каменный иконостас в виде алтарной преграды, а также из такого же материала престол, жертвенник, голгофу и гробницу…».

Этот план так и не был воплощен.

Сегодня нижний храм оформлен как с учетом пожеланий первоначальных создателей храма, так и в соответствии с современными богослужебными нуждами Церкви. Общее художественное руководство по оформлению нижнего храма взял на себя известный современный иконописец архимандрит Зинон (Теодор). Его проект алтарной преграды и фресок в алтарных апсидах был одобрен церковным Священноначалием, Попечительским советом и согласован с органами охраны памятников Петербурга. Помимо фресок, которые отец Зинон выполнил собственноручно, он, а также рекомендованные им иконописцы написали иконы для нижнего храма.

Весь интерьер нижнего храма подчинен той главной функции, ради которой созидались христианские храмы с глубокой древности, – евхаристическому собранию Церкви.

В центральной апсиде, где на каменном престоле под мраморной сенью (киворием) совершается Евхаристия, на восточной стене изображено причащение апостолов – традиционный сюжет, всегда помещаемый в центре иконостаса в каждом православном храме.

В конхе, над сенью – изображение символов четырех Евангелий: человека (Евангелие от Матфея), льва (Евангелие от Марка), тельца (Евангелие от Луки) и орла (Евангелие от Иоанна). Эти библейские животные окружают этимасию («Престол уготованный») – пустующий царский трон, символизирующий ожидание Пришествия Христова.

Вдоль восточной стены, под фреской – седа­лища для пресвитеров, в центре, на горнем месте – епископский трон. Алтарную зону ­от­деляет от основной площади храма невысокая преграда, имеющая чисто функциональное значение – четко обозначить пространство алтаря, предложения и диаконника.

Боковым апсидам возвращены те литургиче­ские функции, ради которых в древности они и сооружались: в северной апсиде – предложение (здесь совершается проскомидия), в южной – диаконник (здесь облачаются священнослужители).

Такое назначение апсид опре­делило и сюжетное содержание написанных там фресок.

На фресках в предложении представлены вет­хозаветные прообразы Голгофской жертвы Христа и Евхаристии: «Жертвоприношение Исаака», «Встреча Авраама с Мелхиседеком», «Богоявление Моисею у купины неопалимой», «Получение Моисеем скрижалей Завета» и «Ис­сечение Моисеем воды из камня в пустыне».

В диаконнике на стенах изображены события Нового Завета: диаконы, избранные, согласно Книге Деяний апостолов, для социального служения, а также апостол Павел в двух своих «ипостасях»: слева – Савл, стерегущий одежды побивающих камнями архидиакона Стефана, справа – апостол язычников, написавший 14 посланий.

На простенках между алтарем и боковыми апсидами также написаны фрески, обрамленные мраморными киотами – образ Спасителя справа и образ Богоматери слева. Оба представлены в рост: Спаситель с Книгой (Евангелием) в руке, Богоматерь в молитвенной позе со свитком, на котором по-гречески начертаны слова молитвы.

Эти изображения – не что иное как первоначальная часть деисиса, из которой с течением веков в православных храмах сформировался иконостас.

Важнейшую часть убранства нижнего храма составляют иконы, размещенные на стенах и столбах. Все они написаны на пожертвования прихожан и других благотворителей.

Достопримечательности нижнего храма – мраморный баптистерий крестовидной формы для крещения взрослых полным погружением и лабиринт, выложенный из черного и белого мрамора в центре на полу, – символ человеческого пути к Богу. За образец взят лабиринт в Шартрском соборе (Франция) – один из тех, которыми украшались храмы в средневековой Европе. Пол нижнего храма выложен керамической плинфой – ее использовали при покрытии пола и в Европе, и в Древней Руси.

Царская лестница

Войдя в двери, ведущие c Царского крыльца в верхний храм, посетитель сначала попадает на широкую мраморную лестницу, воссозданную взамен уничтоженной в советские годы.

Когда-то, до закрытия храма, стены Царской лестницы украшали росписи со сценами из Священной истории в духе ярославских и ростовских росписей XVII века. Это были единственные настенные росписи в соборе – основной его внутренний объем так и остался не расписанным. Сегодня эту живопись можно видеть лишь частично – в виде расчищенных в ходе реставрации фрагментов.

Верхний храм

«Храм производит отличное впечатление: он высок, светел, красив» – эту краткую, но выразительную запись оставил император Николай II после участия в освящении Феодоровского собора 15 января 1914 года.

Внутренний объем верхнего храма дополняется за счет северного и южного нефов, а также просторного притвора в западной части. Именно в этот притвор и попадает входящий в верхний храм со стороны Царской лестницы. Сюда же, но с противоположной, южной стороны ведет из нижнего храма вторая лестница, уходящая дальше на хоры. И отсюда же, из притвора, дверь в западной стене ведет в крытый переход, связывающий верхний храм с колокольней.

Сегодня, как и сто лет назад, в верхнем храме – три алтаря с престолами. Центральный посвящен Феодоровской иконе Божией Матери и преподобному Михаилу Малеину, небесному покровителю первого царя Романова Михаила Федоровича.

Южный придел сто лет назад посвящался святителю Николаю Чудотворцу и мученице царице Александре, небесным покровителям царственной четы императора Николая II и императрицы Александры Федоровны, а ныне посвящен святым Царственным страстотерпцам.

Северный придел посвящался благоверному князю Михаилу Тверскому и святителю Алексию, митрополиту Московскому, небесным покровителям соответственно великого князя Михаила Александровича, брата государя и августейшего покровителя Строительного комитета, и наследника цесаревича Алексея. Сегодня здесь – придел в честь святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Пятиярусный иконостас первоначально был вырезан из липы и позолочен. Образцами послужили для верхних рядов иконостас в церкви Грузинской Божией Матери в Москве (приходская церковь бояр Романовых), а для нижнего яруса – иконостасы ярославских храмов.

Иконы писали известные московские изографы И. М. Дикарев, В. П. Гурьянов, Г. И. Чириков.

Сегодня иконостас воссоздан в полном соответствии с уничтоженным прототипом. Написание икон, в том числе и копий тех из них, что сохранились в Государственном музее истории религии, выполнили иконописцы петербургской мастерской святого Иоанна Богослова.

В центре храма на четырех цепях висит ажурное бронзовое паникадило диаметром 6,5 метра в форме «Шапки Большого наряда» (царского венца Михаила Федоровича), также воссозданное вместо утраченного.

Помимо иконостаса и центрального паника­дила воссозданы малые боковые паникадила, Голгофа, царское место, два киота, горнее место, выносной фонарь по образцу находящегося в Костромском Ипатьевском монастыре и два торшера на лестницах.

Дополнительный объем верхнего храма составляют обширные хоры, рядом с которыми находятся светлые поме­щения квадратной северо-западной башни.

Колокольня

Колокольня Феодоровского собора, решенная в стиле ярославских колоколен XVII века, расположена напротив западного фасада и со­единена с верхним храмом крытым переходом.

Главное богатство колокольни составляли, конечно, колокола – «Романовский звон». Девять из одиннадцати колоколов были именными: отлитые в память первого царя Романова и в честь здравствовавших на момент освящения членов царской семьи, они были украшены их рельефными портретами и иконами небесных покровителей, а также гербами русских городов. Отливали их на колокольном заводе в Ярославле. Общий вес составлял 17 тонн.

О судьбе колоколов Феодоровского собора мы ничего не знаем. Подтверждением самых худших предположений – о том, что они были попросту разбиты или переплавлены, – безмолвно свидетельствует небольшой фрагмент колокола, найденный во время реставрации.

Сегодня «Романовский звон» вновь звучит, как и сто лет назад: все колокола воссозданы в точном соответствии с прототипами.

Отреставрированный к Романовскому юбилею Феодоровский собор, как и 100 лет назад, – центральный, но не единственный элемент ансамбля архитектурных сооружений в стиле Древней Руси. Сохранились эскизы начала XX века. Судя по ним, пространство перед собором собирались назвать площадью Александра Невского, поставив на ней памятник святому князю. Этим замыслам суждено было воплотиться лишь частично – в виде фрагмента краснокирпичной «кремлевской» стены, примыкающей к колокольне собора и отделяющей городскую территорию от привокзальной, а также в виде так называемого Дома причта, сооруженного в 1915–1916 годах по проекту Степана Кричинского. На единственной сохранившейся фотографии 1938 года видна часть этого дома, оформленного в стиле московских домов XVII века и расположенного возле храма, с южной стороны. Стена благополучно дожила до наших дней и сегодня отреставрирована, а дом в 1960-е годы был разрушен. Сегодня благодаря энтузиазму жертвователей он воссоздан в соответствии с первоначальным обликом. Наравне с историческим названием «Дом причта» он носит и наименование просветительского центра, тем самым подтверждая благовестническую миссию, ради которой и был возрожден Феодоровский собор.

ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Феодоровская икона Божией Матери названа по имени древнего христианского мученика – Феодора Стратилата, который, по преданию (XII века) явился жителям Костромы с иконой Богородицы в руках. Икона св. великомученика Феодора Стратилата, написанная на пожертвования прихожан в 2005 году, расположена в верхнем храме слева от иконостаса, в круглой башне.

Первые предания о Феодоровской иконе датируются XII веком. Наиболее известный и чтимый ее список по сей день хранится в Богоявленском соборе города Костромы. В 1613 году перед нею был призван на царство юный Михаил Федорович Романов, проживавший в то время в Костроме со своей матерью, инокиней Марфой. С того времени история Феодоровской иконы стала связана с Царственной династией. Федоровнами стали именовать по отчеству иностранных принцесс, выходивших замуж за русских князей и наследников Российского трона (Мария Федоровная, Александра Федоровна, Елизавета Федоровна). Неудивительно, что, когда в начале XX века стал приближаться 300-летний юбилей династии, было решено соорудить храм-памятник в честь Феодоровской иконы.

В Феодоровском соборе в Петербурге находится старинный (XIX век) список, подаренный приходу в 2009 году Председателем Попечительского совета храма Борисом Грызловым, а также современная точная копия иконы, хранящейся в Костроме. Кроме этого, есть и еще несколько новых списков Феодоровской иконы: в иконостасе верхнего храма (справа от иконы Спасителя), в иконостасе храма святых Новомучеников и Исповедников Российских, а также аналойный образ, находящийся в верхнем храме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: