Планы семинарских занятий по ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ (2 семестр)
Семинарское занятие № 1
Свобода как сущность человека
Вопросы для подготовки и обсуждения
1. Разные подходы к пониманию свободы.
2. Проблемы свободы и выбора.
3. Свобода и ответственность.
Вопросы для самопроверки
1. Какие трактовки свободы вы знаете?
2. Каковы условия и границы свободного выбора?
3. Что значит «быть ответственным»?Что значит «бегство от свободы»?
4. Как соотносятся свобода сознания и свобода поведения?
5. Что значит «бегство от свободы»?
6. Как вы понимаете выражение К. Ясперса о том, что вне разума свобода вырождается в произвол.
· Составить краткий аналитический конспект работы Э Фромма «Бегство от свободы», глава 2 и 4.
Семинарское занятие № 2
Человеческое «я» и его сущность
Вопросы для подготовки и обсуждения
1. Проблемы человеческого Я и его границы.
2. Я и Ты – философия диалога.
3. Особенности эмпирического Я.
4. Структурные компоненты человеческого Я: основные подходы.
Вопросы для самопроверки
1. Какие вы можете назвать пути познания человеческого Я?
2. Как вы определите Я и каковы его границы?
3. Каковы структурные компоненты выделяют в Я разные исследователи?
4. Что такое отношение «Я-Ты» по М. Буберу?
5. В чем специфика стиля М. Бубера?
· Составить краткий аналитический конспект работы М. Бубер «Я и Ты», часть первая.
Семинарское занятие № 3
Проблема человеческой судьбы
Вопросы для подготовки и обсуждения
1. Свобода и необходимость в судьбе.
2. Западные и восточные представления о судьбе.
3. Проблема выбора себя в контексте предопределения судьбы.
Вопросы для самопроверки
1. Каково соотношение необходимости и свободы в судьбе?
2. Можно ли рационально влиять на судьбу и всегда ли это эффективно?
3. Как относятся разные культуры к проблеме судьбы?
4. Как вы понимаете термин «сценарий судьбы» и можно ли его изменить?
· Составить краткий аналитический конспект работы Э. Бёрн «Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди», глава 6.
Семинарское занятие № 4
Жизненный путь человека
Вопросы для подготовки и обсуждения
1. Начало жизненного пути: рождение и детство.
2. Сознательная жизнь человека.
3. Конец жизненного пути человека.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое жизненный путь?
2. В чем состоит важность процесса рождения и какое значение он имеет для судьбы человека?
3. От чего зависит «качество» детства?
4. Каковы основные черты детства и юности?
5. Какие полюсы и минусы зрелости вы можете назвать?
6. Является ли старость всегда тягостью для человека?
7. Какие существуют в философии и культуре экзистенциальные оценки смерти?
· Составить краткий аналитический конспект работы Ж.-П. Сартр «Бытие и ничто».
Семинарское занятие № 5
Проблемы коммуникации и одиночества
Вопросы для подготовки и обсуждения
1. Проблема межличностной коммуникации.
2. Общение и его роль в жизни человека.
3. Диалог как основной способ понимания другого человека.
4. Феномен человеческого одиночества.
Одиночество как разрушение социокультурных связей человека.
6. Социальное, культурное и межличностное одиночество.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие трактовки путей понимания существуют в истории философии?
2. Каковы условия успешного и конструктивного диалога?
3. Что такое коммуникативная неудача?
4. Назовите виды одиночества, выделяемые исследователями.
5. Что такое одиночество среди людей и чем оно опасно?
· Прочесть статью Э. Фромма «Человек одинок» и выразить свою позицию относительно мыслей автора в виде эссе.
Семинарское занятие № 6
ПРОБЛЕМЫДЕВИАНТНОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Вопросы для подготовки и обсуждения:
1. Содержание понятия «девиантное поведение».
2. Девиации биологические и социальные.
3. Причины девиантности. Социальные нормы и формы социального контроля.
4. Позитивные и негативные девиации. Основные виды негативного девиантного поведения в современном российском обществе ( преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция. Агрессивные виды девиации. Аддиктивное поведение. ).
5. Девиации и социальное творчество.
6. Формы социального контроля над девиантным поведением.
Вопросы для самопроверки:
1. Каково значение понятия девиантность и девиантное поведение?
2. Раскройте основные причины девиантности.
3. Основные признаки позитивных и негативных девиаций?
4. В чем выражается негативный характер девиантного поведения?
5. Назовите основные виды негативного девиантного поведения в современном обществе.
6. Какие бывают формы социального контроля над девиантным поведением?
Семинарское занятие № 7
ЛЮБОВЬ, ВЕРА И НАДЕЖДА КАК ФЕНОМЕНЫЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
Вопросы для подготовки и обсуждения:
1. Индивидуальность и уникальность любви.
2. Самосозидание человека в любви.
3. Представления о видах любви.
4. Вера и её смысл для человека.
5. Вера религиозная и светская, доверие к другим и самому себе.
6. Надежда как желаемый образ будущего.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы основные характеристики феноменов веры и доверия.
2. Почему надежда парадоксальна?
3. Как вы охарактеризуете понятие любви?
4. Какие в древней Греции выделяют виды любви (Платон)?
5. Каковы черты идеала любви?
6. В чем проявляется свобода и зависимость в любви?
7. В чем заключается противоречие реальной любви?
· Прочесть диалог Платона «Пир» и Э. Фромм «Искусство любви».