ЛЮБОВЬ, ВЕРА И НАДЕЖДА КАК ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ




Планы семинарских занятий по ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ (2 семестр)

Семинарское занятие № 1

Свобода как сущность человека

Вопросы для подготовки и обсуждения

 

1. Разные подходы к пониманию свободы.

2. Проблемы свободы и выбора.

3. Свобода и ответственность.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие трактовки свободы вы знаете?

2. Каковы условия и границы свободного выбора?

3. Что значит «быть ответственным»?Что значит «бегство от свободы»?

4. Как соотносятся свобода сознания и свобода поведения?

5. Что значит «бегство от свободы»?

6. Как вы понимаете выражение К. Ясперса о том, что вне разума свобода вырождается в произвол.

 

· Составить краткий аналитический конспект работы Э Фромма «Бегство от свободы», глава 2 и 4.

 

Семинарское занятие № 2

Человеческое «я» и его сущность

Вопросы для подготовки и обсуждения

 

1. Проблемы человеческого Я и его границы.

2. Я и Ты – философия диалога.

3. Особенности эмпирического Я.

4. Структурные компоненты человеческого Я: основные подходы.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие вы можете назвать пути познания человеческого Я?

2. Как вы определите Я и каковы его границы?

3. Каковы структурные компоненты выделяют в Я разные исследователи?

4. Что такое отношение «Я-Ты» по М. Буберу?

5. В чем специфика стиля М. Бубера?

 

· Составить краткий аналитический конспект работы М. Бубер «Я и Ты», часть первая.

 

Семинарское занятие № 3

Проблема человеческой судьбы

Вопросы для подготовки и обсуждения

 

1. Свобода и необходимость в судьбе.

2. Западные и восточные представления о судьбе.

3. Проблема выбора себя в контексте предопределения судьбы.

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Каково соотношение необходимости и свободы в судьбе?

2. Можно ли рационально влиять на судьбу и всегда ли это эффективно?

3. Как относятся разные культуры к проблеме судьбы?

4. Как вы понимаете термин «сценарий судьбы» и можно ли его изменить?

 

· Составить краткий аналитический конспект работы Э. Бёрн «Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди», глава 6.

 

 

Семинарское занятие № 4

Жизненный путь человека

Вопросы для подготовки и обсуждения

1. Начало жизненного пути: рождение и детство.

2. Сознательная жизнь человека.

3. Конец жизненного пути человека.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое жизненный путь?

2. В чем состоит важность процесса рождения и какое значение он имеет для судьбы человека?

3. От чего зависит «качество» детства?

4. Каковы основные черты детства и юности?

5. Какие полюсы и минусы зрелости вы можете назвать?

6. Является ли старость всегда тягостью для человека?

7. Какие существуют в философии и культуре экзистенциальные оценки смерти?

 

· Составить краткий аналитический конспект работы Ж.-П. Сартр «Бытие и ничто».

 

Семинарское занятие № 5

Проблемы коммуникации и одиночества

Вопросы для подготовки и обсуждения

 

1. Проблема межличностной коммуникации.

2. Общение и его роль в жизни человека.

3. Диалог как основной способ понимания другого человека.

4. Феномен человеческого одиночества.

Одиночество как разрушение социокультурных связей человека.

6. Социальное, культурное и межличностное одиночество.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие трактовки путей понимания существуют в истории философии?

2. Каковы условия успешного и конструктивного диалога?

3. Что такое коммуникативная неудача?

4. Назовите виды одиночества, выделяемые исследователями.

5. Что такое одиночество среди людей и чем оно опасно?

 

· Прочесть статью Э. Фромма «Человек одинок» и выразить свою позицию относительно мыслей автора в виде эссе.

 

Семинарское занятие № 6

ПРОБЛЕМЫДЕВИАНТНОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Содержание понятия «девиантное поведение».

2. Девиации биологические и социальные.

3. Причины девиантности. Социальные нормы и формы социального контроля.

4. Позитивные и негативные девиации. Основные виды негативного девиантного поведения в современном российском обществе ( преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция. Агрессивные виды девиации. Аддиктивное поведение. ).

5. Девиации и социальное творчество.

6. Формы социального контроля над девиантным поведением.

Вопросы для самопроверки:

1. Каково значение понятия девиантность и девиантное поведение?

2. Раскройте основные причины девиантности.

3. Основные признаки позитивных и негативных девиаций?

4. В чем выражается негативный характер девиантного поведения?

5. Назовите основные виды негативного девиантного поведения в современном обществе.

6. Какие бывают формы социального контроля над девиантным поведением?

 

Семинарское занятие № 7

 

ЛЮБОВЬ, ВЕРА И НАДЕЖДА КАК ФЕНОМЕНЫЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Индивидуальность и уникальность любви.

2. Самосозидание человека в любви.

3. Представления о видах любви.

4. Вера и её смысл для человека.

5. Вера религиозная и светская, доверие к другим и самому себе.

6. Надежда как желаемый образ будущего.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы основные характеристики феноменов веры и доверия.

2. Почему надежда парадоксальна?

3. Как вы охарактеризуете понятие любви?

4. Какие в древней Греции выделяют виды любви (Платон)?

5. Каковы черты идеала любви?

6. В чем проявляется свобода и зависимость в любви?

7. В чем заключается противоречие реальной любви?

 

· Прочесть диалог Платона «Пир» и Э. Фромм «Искусство любви».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: