ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ




ДИСЦИПЛИНА: «Транспортное обеспечение коммерческой

Деятельности»

 

 

ТЕМА № 2-2: ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

Кемерово

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Основные показатели перевозок грузов.

2. Показатели качества транспортного обслуживания грузовла-дельцев, «колесо качества» транспортного обслуживания клиентов.

 

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ

 

Основные показатели перевозок грузов делятся на две группы:

- объемные (суммарные): отражают количество перевозимых грузов и перемещение их на определённое расстояние;

- качественные.

К объемным показателям статистики перевозок грузов относятся:

- отправлено (отправление) грузов;

- прибыло (прибытие) грузов;

- перевезено (перевозка) грузов;

перевезено в прямом смешанном сообщении;

- объем выполненной транспортной работы – грузооборот.

Показатель «отправлено (отправление) грузов» отражает начальный момент процесса перевозки грузов и выражается в тоннах. Он характеризует объем продукции отраслей материального производства, предъявленный транспорту к перевозке и отправленный им по назначению, а также выполнение транспортным предприятием плана перевозок. Отчетные данные по отправлению группируются по роду грузов, скорости перевозки, административно-территориальному признаку. Момент учета отправления грузов на отдельных видах транспорта определяется по моменту принятия грузов к перевозке или по моменту фактического отправления.

Показатель «прибыло (прибытие) грузов» отражает конечный момент процесса перевозки грузов и характеризует объем грузов, законченных перевозкой в отчетном периоде в тоннах. Экономическое значение показателя заключается в том, что он характеризует объем работы станций, портов и других мест назначения, связанный с конечным процессом перевозочной деятельности (подача подвижного состава под выгрузку, хранение грузов на складах). Группировки отчетных данных по прибытию грузов те же, что и по отправлению грузов.

Показатели количества отправленных и прибывших грузов не характеризуют грузовой работы отдельного транспортного предприятия – железной дороги, пароходства, компании. Это объясняется тем, что эти предприятия, помимо местных перевозок, т. е. начинающихся и заканчивающихся в пределах данного транспортного предприятия, выполняют также транзитные перевозки, начинающиеся и завершающиеся за пределами данного предприятия. Такие перевозки не находят своего отражения ни в показателе прибытия, ни в показателе отправления грузов. Поэтому для характеристики всего объема перевозок груза ста­тис-тикой дополнительно применяется показатель «перевезено грузов».

Показатель «перевезено (перевозка) грузов» определяется как сумма отправленных грузов и принятых грузов от других предприятий (подразделений) для продолжения перевозки и выражается в тоннах.

Показатель «перевозка в прямом смешанном сообщении» перевозка грузов с участием двух и более подразделений транспортной сети выражается в тоннах. Он характерен для транспорта, представляющего собой единую транспортную сеть, в которой все виды транспорта взаимоувязаны. К числу подобных перевозок относятся, например, перевозки в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. В планах транспортных предприятий предусматриваются номенклатура и количество грузов, подлежащих перевозке, а также пункты перевалки грузов. Соответственно этому строятся и показатели статистической отчетности.

Работа транспорта по перемещению продукции отраслей экономики характеризуется не только количеством и составом перевозимых грузов, но и расстоянием их перевозки. Поэтому статистикой используется обобщенный показатель – грузооборот в тонно-километрах (на морском транспорте – в тонно-милях).

Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия.

К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся:

- среднее расстояние перевозки 1 т груза;

- средняя густота перевозок груза;

- средняя продолжительность доставки груза;

- средняя скорость продвижения груза.

Среднее расстояние перевозки 1 т груза – расстояние в километрах (на морском транспорте – в милях), на которое в среднем перевозится 1 т груза. Определяется путем деления величины грузооборота на величину объема перевезенных грузов в тоннах. Уровень показателя в основном определяется размещением производительных сил страны, а также международными связями по перевозке грузов. Снижение средней дальности перевозок имеет большое значение, так как оно обеспечивает уменьшение издержек по транспортировке грузов и ускорение оборачиваемости оборотных средств, обеспечивая снижение себестоимости перевозимой продукции. Сокращение средней дальности осуществляется улучшением размещения и планирования производства, сбыта и перевозок.

Средняя густота перевозок грузов – количество грузов, проследовавших в среднем через участки сети железных дорог, водных путей сообщения или автомобильных дорог за год (или другой отчетный период); характеризует интенсивность использования протяженности транспортной сети.

Средняя продолжительность доставки груза – время (в сутках) от момента приема груза к перевозке до момента выгрузки средствами транспорта или подачи под выгрузку, если выгрузка производится средствами грузополучателя; средняя продолжительность доставки исчисляется на 1 т или на одну отправку груза.

Средняя скорость продвижения груза – число километров, на которое в среднем перемещается 1 т груза (или одна отправка) в единицу времени перевозки (сутки). При анализе отчетных данных выявляется зависимость фактической продолжительности и скорости доставки грузов от вида скорости (большая, грузовая, пассажирская), объема отправок (маршрутные, повагонные, мелкие), расстояния перевозок и других факторов.

Для получения общего итога работы предприятий транспорта, отдельных видов транспорта и транспорта в целом используются обобщающие показатели: приведенные тонно-километры, выручка (валовой доход) за выполненные транспортные работы и валовая добавленная стоимость.

Приведенные тонно-километры представляют собой объем работы транспорта по перевозкам грузов и пассажиров в условно-натуральном выражении; определяются как сумма величины грузооборота и величины пассажирооборота в приведенных тонно-километрах. Они используются для исчисления показателя производительности труда работников и себестоимости перевозок.

Выручка (валовой доход) характеризует общую сумму провозной платы по каждому виду перевозок.

Валовая добавленная стоимость – это конечный результат экономической деятельности; определяется путем вычитания из валового дохода промежуточного потребления материальных благ и услуг сторонних организаций. Промежуточное потребление материальных благ представляет все материальные затраты, включаемые в себестоимость перевозок (кроме амортизации основного капитала). Показатель используется для расчета валового внутреннего продукта и валового национального продукта страны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: