П.Масканьи «Сельская честь» и Р.Леонковалло «Паяцы».




«Сельская честь»П.Масканьи, написанная по одноимённой пьесе Дж.Верга, переделанной из его же рассказа, - не только первый, но и чрезвычайно типичный образец веристской оперы. Поводом для сочинения произведения послужил конкурс одноактных опер, объявленный миланским издателем Э. Сонзоньо. Для участия в нём Масканьи прервал работу над оперой «Ратклиф» и обратился к сюжету «Сельской чести», давно привлёкшему его внимание. Новелла итальянского писателя Джованни Верга (1840-1922) «Сельская честь», опубликованная в 1889 году, приобрела известность благодаря инсценировке, которая шла с блистательной исполнительницей главной роли Э. Дузе. Пьеса отличалась максимальной концентрацией действия, сюжета. Её события развёртываются в пределах одного утра, что несомненно было особенно привлекательным для композитора.

Либретто, написанное Г. Тарджони-Тоцетти (1859-1943) при участии Г.Менаши. было вначале двухактным, но согласно условию конкурса, было сведено к одному акту. Центральное место в опере заняли образы главных действующих лиц, обрисованные скупыми меткими штрихами: беспредельно преданная, неистовая в любви Сантуцца и легкомысленная, ветреная Лола; страстный, увлекающийся Туридду и беспощадно-мстительный Альфио. Заметно развиты народные сцены. Два акта драмы соединяются в опере симфоническим интермеццо, приобревшем впоследствии широкую известность.

Из 70 представленных накануне опер «Сельская сесть» завоевала первую премию и в одну ночь прославила никому тогда не известного композитора, которому было всего двадцать семь лет. 17 мая 1890 года в Риме состоялась премьера, прошедшая с триумфальным успехом. Вскоре опера прозвучала во многих странах мира, содействовав распространению принципов веризма. Даже в Нью-Йорке развернулась борьба за право первой постановки оперы. Оскар Хаммерштейн за несколько лет до того, как он построил свой большой Манхеттенский оперный театр, заплатил 3000 долларов только за то, чтобы опередить своего соперника продюссера Аронсона, который устроил так называемую «публичную репетицию» этого произведения 1 октября 1891 года. Представление Хаммерштейна состоялось в тот же вечер. Всё это было менее полутора лет, спустя после римской премьеры. Но к этому времени вся Италия её уже слышала. Кроме того, она уже шла в Стокгольме, Мадриде, Будапеште, Гамбурге, Праге, Буэнос-Айресе, Москве, Вене, Бухаресте, Филадельфии, Рио-де-Жанейро, Копенгагене и Чикаго.

Более полустолетия Масканьи жил на славу и доходы от постановок этого маленького шедевра. Ни одна из других его опер (а он написал их ещё четырнадцать) не имела успеха, который хотя бы отдалённо мог сравниться с успехом «Сельской чести», но при этом он в 1945 году в полной славе и почёте.

Открыто, с огромной силой выраженная всепоглощающая страсть – вот те качества оперы, которые сразу же принесли ей невероятный успех. Автор дал ей подзаголовок «мелодрама», подчеркнув этим не жанровую природу произведения, а скорее характер сюжета, эмоциональный тонус и основную эстетическую задачу – вызвать сочувствие к страданиям героев. Жестокая драма обманутой любви, ревности и мести показана предельно концентрировано. Единственный акт оперы трудно рассматривать как привычную последовательность традиционных фаз действия: экспозиции, завязки и т.д. Ведь он воспринимается словно большая, поданная крупным планом кульминация, которой предшествует короткий предыкт-разбег и за которой почти сразу же следует трагическая развязка.

Подобная сжатость не оставляет места для выяснения предыдущих этапов развития конфликта. В результате за пределами оперы остаётся не только мотивировка поступков героев, но и в каком-то смысле… и сами герои. Они интересуют авторов не столько как личности, сколько как носители эмоций, соответствующих определённым «амплуа» - обманутой девушки, ревнивого мужа, счастливого соперника или соперницы и т.д. таким образом в веристских операх происходит, с одной стороны, типизация эмоций и ситуаций, а с другой – их абстрагирование от конкретного образа и характера. Это оказывает огромное воздействие на музыку. И если сюжетная, сценарная драматургия веристских опер восходит к принципам старинного народного театра, то их музыкальная драматургия тесно соприкасается с теорией аффектов. Музыка не стремиться создать индивидуальный портрет, раскрыть характер героя, а передаёт «обобщённое» чувство в обобщённой форме. Между прочим, именно в этом проявляется непоследовательность эстетики веризма. Стремление к реальной жизненной правде вступает в противоречие с типизированностью образов, ситуаций и эмоций.

Музыка «Сельской чести» насыщена гибкой, страстной кантиленой, близкой к народным песням. Её эмоциональные контрасты усиливают остроту сюжета: неистовые страсти сменяются состоянием душевной отрешенности. драматическому столкновению человеческих характеров противостоит спокойствие весенней природы. В опере Масканьи история любви и измены, преступления против чести разворачивается на фоне массовых сцен, духовной и народной хоровой музыки, здесь даже сольные партии приближаются к песням, а галантные романсы основаны на народных жанрах.

Эта история происходит в одной из сицилийской деревни в конце XIX века в Пасхальное воскресенье, поэтому прелюдия начинается со спокойной музыки, подобной молитве. В оркестровом вступлении безмятежно-пасторальные образы, созерцательные настроения рельефны оттенены лирически взволнованной мелодией. За занавесом звучит сицилианаТурриду «О Лола, знойной ночисозданье» (средний раздел вступления); её медлительная мелодия, сопровождаемая гитарным аккомпанементом, полна чувственной истомы и неги.

Хоровая интродукция «Пышно плоды на деревьях красуются » передаёт приподнятую атмосферу праздника. После удачной сицилианыТурриду женщины прославляют цветущую природу, а мужчины своих красавиц: эти две темы несколько архаичного склада, написанные в разных размерах, переплетаются – светлые краски, колебание цветущих ветвей; изнутри же мрачные звуки ударных и басов рождают волнение в крови, как и возникающая вскоре тема, отмечающая появление Сантуццы.

Колоритно оркестрованная песняАльфиос хором «Кони бешено летят» проникнута горделивой удалью. Муж Лолы производит впечатление самоуверенного весельчака. Но не может скрыть своего изменчивого, свирепого нрава – а вокруг на улице толпа зевак затевает танец в испанском духе.

Ничем не омрачён хор«Пойте песнь торжества», прославляющий воскресение Христа, - величественная, многоступенчатая пирамида, завершающаяся мощным, просветлённым апофеозом. Хоровая сцена своими просветлённо возвышенными настроениями резко контрастирует драматизму следующей сцены.

Драма концентрируется вокруг трёхчастного рассказа Сантуццы, чьё печальное, заплаканное лицо контрастирует с лёгкой, радостной картиной святого праздника.Элегически грустный романс Сантуццы «Вдаль уходя солдатом» носит оттенок балладной повествовательности. В дуэте Сантуццы и Турриду сопоставляются напряжённо страстные и скорбно просветлённые мелодии.Её разговор с Турриду подобен урагану, слова падают на сухую, выжженную почву, а проклятие, вырвавшееся при виде Лолы, поющее томную, нежную песенку, обретая вечный смысл. В этой сцене чувствуется местный колорит. Драматизм достигает вершины в дуэте Сантуццы и Альфио. Альфио в свою очередь разряжается гневом – звучат характерные для него ритмы, на сей раз бешенные.

Симфоническое интермеццо вносит разрядку; его безмятежное спокойствие навевает картины мирной, ласковой природы.

Ещё одним узлом драмы становится сцена с застольной песней, которая предшествует роковой развязке. Остро ритмичная застольная песняТурриду«Здравствуй, золото стакана» брызжет искромётным весельем. В музыке слышится лёгкий звон бокалов, струится вино и звучит простодушная вокальная мелодия, хоровые возгласы подобны ружейным залпам.

Ей контрастирует ариозо Турриду «В своей вине я каюсь», полное глубокой скорби; пластичная вокальная мелодия сопровождается певучей кантиленой струнных. Соперники вызывают друг друга на поединок в немногословном диалоге трагического благородства. Чувством страстной мольбы пронизано последнее ариозо Турриду«МатерьюСанте…», передающее предельное напряжение душевных сил. Турриду прощается с матерью и наконец открывает своё сердце.

Если «Сельская честь» Масканьи зачинает направление веризма в итальянской опере, то его подлинным манифестом являются «Паяцы» Леонковалло. Сюжетом послужило реальное событие, происшедшее в калабрийской деревне Монтальто, где находилось имение отца композитора. Один актёр бродячей труппы по окончании представления зарезал жену и её любовника, служившего к тому же в доме Леонкавалло. Композитор, который был тогда ребёнком, присутствовал при этой сцене, а его отец, представитель судебных властей, приговорил совершившего двойное убийство к двадцати годам тюрьмы. Так что то, что мы слышим в прологе к «Паяцам» сказано не просто ради красного словца, но опирается на действительный опыт: «Автор стремился изобразить саму жизнь… и вдохновлялся правдой». Эта правда всплыла в памяти Леонковалло, и он, либреттист и композитор. Запечатлел её ещё живой трепетной, словно на фотографическом снимке.

Ни одному композитору в то время не удавалось создать музыку, которая бы так хорошо вписывалась в мир клоунов, бродячих комедиантов, разыгрывающих нелепые роли, чтобы только уйти от действительности, а когда она настигает их, - продолжающих притворяться, лишь бы не открывать глаза на собственное ничтожество. Мелодические взлёты в опере должны означать, что сердца полны чувств, страстей, воли, желаний; но деформирующие звучание диссонансы, хроматизмы, то насмешливые, то мрачные и смутные, говорят, что холод, вечное кривляние, болезни, убожество, сопутствующие бродячему и нищенскому существованию, способны убить всё, в том числе мысли и чувства. Мы ощущаем это в странном и жёстком гармоническом развитии, создающем гротескную, фантастическую карикатуру этих шутов с размытым слезами гримом, слезами, которых не видит никто из публики, привыкшей смеяться над нелепыми, размалёванными рожами.

Когда герои искренни, их пение сбрасывает всякие оковы, взмывает вверх будто в поисках воздуха, забывает об оркестре. Это пение подобно водовороту, оно нуждается в коротких передышках, в нём чувствуется кипение крови, перехватывающее дыхание, затеи голос взлетает вновь и вновь и в тревоге обрывается. Когда же персонажи, напротив, не хотят быть искренними, они ищут предлог, чтобы скрыть своё подлинное лицо, и музыка помогает им притвориться. Плохой вкус (простодушная невежественность) заставляет их обезъянничать, копируя салонные манеры, галантное жеманство, изысканные танцы в париках, - такова финальная «комедия». Внутренний, глубоко скрытый мир избегает контактов с публикой, слишком шумной (и слишком громогласной) по сравнению с узниками сцены, обречёнными на вечное одиночество. Если им удаётся выразить своё протест, тогда яростно звучит «Смейся, паяц» в партии Канио, мелодия, прежде всего прочего обеспечившая успех оперы.

Канио – безусловно её главный герой. Трагическая маска этого образа ощущается в великолепных речитативах и пылких ариозо. Но нельзя забывать и о том, как хорошо Леонковалло изобразил хрупкий образ Недды, которую любовь делает героиней, как удачны дуэт её и Сильвио или короткое, но напряжённое интермеццо перед вторым действием, напоминающем о прологе, или воплощение коварство Тонио. Эти фигуры, если хотите, уже встречались в мелодрамах, особенно в Верди, но здесь они обрисованы по-новому и поставлены в более страшные условия.

Таково единственное в своём роде, неповторимое достижение Леонковалло. И впрямь такая опера, как «Паяцы», может быть написана только один раз. Испытавшая в течение столетия пренебрежение критики, неизменно превозносимая публикой, опера, в которой пели величайшие исполнители, почти всегда воспринималась как двойник «Сельской чести»: обе они схожи и составляют вместе победоносную пару. Это сопоставление пошло на пользу обоим нашим веристским шедеврам, хотя публика ещё спорит об их стилистических отличиях.

Текст либретто принадлежит композитору; он воспользовался действительным событием, место и время действия которого обозначены в опере. Леонковалло участвовал в конкурсе, объявленном миланским издателем Сонзоньо на лучшую одноактную оперу (в 1890 году на этом конкурсе была премирована опера Масканьи «Сельская честь»). Но Леонковалло написал оперу в двух актах и потому к конкурсу не был допущен. Тем не менее премьера «Паяцев» в Миланском оперном театре, состоявшаяся 21 мая 1892 года, ознаменовалась заслуженным большим успехом. Вскоре опера обошла все сцены мира и до сих пор сохраняется в репертуаре. «Паяцы» - лучшая и наиболее популярная опера Леонковалло. Её музыка достигает большой силы в изображении человеческих страстей.

Обычно считают, что «Паяцы» начинаются со знаменитого пролога. На самом деле имеется довольно длинное оркестровое вступление к этому прологу, и в нём звучат все те темы, которые впоследствии получают развитие в партитуре – тема любви, тема ревности, тема игроков. Ведь молодой композитор, писавшей в 1890-е годы, был заражён вагнеровской идеей и использовал лейтмотив столь же искусно, как и любой другой модный оперный композитор того времени. Он также был увлечён идеей веризма, согласно которой сюжет оперы должен быть заимствован из жизни самых простых людей, делающих самые обычные вещи.

В оркестровом вступлении к прологу радостному оживлению, прихотливым краскам противопоставлены мелодии, полные горячего чувства, глубокой скорби и страдания. Этот контраст сохраняется и в монологе Тонио «Проститеза смелость»; лирически задушевный вначале, он постепенно насыщается патетикой и драматизмом.

Первый акт открывается светлым праздничным хором крестьян. Возникающий в начале ариозо Канио «О. со мною, поверьте мне» насмешливо иронический оттенок вскоре уступает место искренней, взволнованной лирики. Прозрачно, воздушно звучит баллады Недды «Влазурной вышине». В ариозо Тонио «О да, я ведь знаю» выражено его неодолимое влечение к Недде. В следующем затем дуэте пылким признаниям Тонио отвечают презрительно-насмешливые реплики Недды. Чувством любви и счастья проникнут дуэт Сильвио и Недды «Сильно, в этот час». Заканчивающее первый акт ариозо Канио «Ты наряжайся» насыщено скорбной патетикой; как крик измученной, смертельно раненной души звучит мелодия на словах «Смейся, паяц».

В оркестровом интермеццо перед вторым актом возвращаются настроения пролога. Вновь возникают картины шумной и пёстрой праздничной толпы. Представление комедиантов начинается грациозным менуэтом, которым охарактеризована своенравная и кокетливая Колумбина. В галантном духе выдержана серенада Арлекина. Комическая напыщенность и эффектная отличают реплики клоуна Таддео. Изысканно-элегантное дуэттино Арлекина и Коломбины «Взгляни, мой милый» выдержано в движении гавота. С появлением Канио музыка проникается оттенком затаённой скорби; горечь обманутых надежд, боль разбитого сердца слышатся в двух ариозо Канио: «Нет! Я не паяц» и «Надежду я питал». Мелодия «Смейся, паяц», звучащая в оркестре, завершает оперу.

В операх «Сельская честь» и «Паяцы» определились характерные черты веристского направления:

1. Натуралистичность. Показывает скромный быт, повседневные заботы простых людей – крестьян, комедиантов, безработных художников, музыкантов, не скрывает неприглядные стороны жизни.

2. Отказ от оперной условности. Всё стараются изображать так, как происходит в реальной жизни.

3. Содержание веристских опер обычно сводится к драме несчастной любви и ревности. Часто главный герой – женщина. Герои опер по складу характера мягкие, неспособные к сопротивлению, нет сложной разработки характеров.

4. Чувства героев показывают ярко, экспрессивно, с надрывом, с налётом мелодрамы (утрированный эмоционализм, смакование «кровавых» подробностей, страстей). Повышенно экспрессивный стиль получил законченное выражение в «ариях крика». В них использование высокого регистра, резкое форте, переходящее в крик, поддержка вокальной партии в кульминациях унисоном оркестра, интонации рыданий, всхлипов.

5. Действие развивается стремительно. Сюжеты ясные, сжатые, поэтому часто оперы веристов одноактные или двухактные. Их произведения театральны (то есть как в спектаклях, на сцене происходит активное развитие действие). Большое внимание уделяется технике актёрской игры, мимике, жесту.

6. Музыка понятна и доступна слушателю. У них сочетается напевность (много красивых мелодий) с декламацией. Опираются на мелодику городской песни, романса.

7. Часто нет чёткого деления на номера, характерно сквозное развитие, диалогические сцены.

8. Развитая оркестровая партия.

Задание 1. Раскрыть содержание вопросов.

«Сельская честь».

1. Значение. Повод для создания. Литературная основа. Особенность сюжета.

2. Особенность композиции оперы и обрисовка главных действующих лиц.

3. Особенность жанра и композиции.

4. Особенность музыкальной характеристики.

5. Основные номера оперы. Драматургия оперы. Принципы контраста.

«Паяцы».

1. Значение. Сюжетная основа. Повод создания.

2. Основные герои. Их трактовка. Отличие от опер Верди.

3. Основные номера оперы.

4. Характерные черты веризма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: