Техники, которыми можно воспользоваться для оформления




Рассмотрим подробнее ряд художественных техник.

Техники рисования. В изобразительном искусстве под техникой (от греч. technike — искусная и techne — искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых создается художественный образ. В узком смысле слова понятию техника соответствует прямой непосредственный результат работы художника специальными материалами и инструментами. Под техникой рисунка Т.С. Комарова предлагает понимать владение материалами, инструментами; способы их использования для целей изображения, выражения художественного образа; развитие глаза и руки, их согласованную деятельность.

Классические техники определены в соответствие с используемым материалом (гуашь; акварель; пастель; соус; сангина, уголь; карандаш; фломастер).

Неклассические техники сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов, помогающих ребёнку добиться выразительности создаваемых образов.

К неклассическим техникам можно отнести:

Монотипия. Для выполнения данной техники необходимо сложить лист бумаги пополам, а затем нанести цветовые пятна на одну половинку сложенного листа. После этого лист опять складывается, при этом плотно прижимаются обе половинки. Далее лист раскрывается. Цветовое пятно, полученное от смешения нескольких цветов, дорисовывается до определенного образа.

Диатипия. С целью получения изображения берётся листок бумаги, на который наносятся цветовые пятна. После этого листок прикладывается к другому, разглаживается и в определённом направлении листок отрывается от основного. Нанесённые таким образом пятна позволяют создать фактурное изображение на плоскости.

Акватипия. Для использования этой техники необходимо иметь обработанный лист оргстекла. На него наносится краска (преимущественно акварельная), замешанная с мылом. На подсыхающую поверхность накладывается лист бумаги и плотно прижимается. Можно немного сдернуть лист по стеклу—оттиск будет интереснее. Полученное изображение доводится до определенного образа.

Кляксография. Игры с кляксами позволяют развивать глазомер, координацию движений, фантазию и воображение. Эти игры обычно способствуют снятию напряжения эмоционально расторможенных детей. На лист бумаги следует поставить большую яркую кляксу (тушью, акварелью), чтобы капля кляксы была «живой». Можно потрясти лист, тогда она начнет двигаться; подуть на кляксу (лучше из соломинки или трубочки от сока), и она «побежит», оставляя след. Можно сверху капнуть другим цветом и тоже раздуть. Получившееся изображение доводится до образа.

Линотипия (цветные ниточки). Для выполнения данной техники потребуется одна или несколько ниточек длиной 25-30 см. Необходимо сложить лист бумаги пополам, а затем разложить в произвольном порядке предварительно выкрашенные цветными красками ниточки на одну половинку сложенного листа. После этого обе половинки складываются, при этом один конец ниточки (чек) должен оставаться снаружи, плотно прижимаются и аккуратно разглаживаются. Затем, прижимая сверху одной рукой, второй — резким движением ниточки выдергиваются. Полученное изображение следует довести до образа.

Рисование по мятой бумаге. На смятую в комок бумагу наносятся цветовые пятна, затем аккуратно расправляется. При закрашивании, в местах сгибов, краска становится более интенсивной, темной. Проявляется так называемый «эффект мозаики».

Рисование двумя красками. Для выполнения этой техники на кисточку набирается одновременно две краски. Например, на весь ворс —серая, а на кончик —белая краска. При нанесении на лист бумаги получается эффект объемного изображения.

Рисование двумя кисточками. Краска наносится на две кисточки, затем кисти берутся в одну руку, и выполняется мазок двумя кисточками одновременно, что позволяет передать элементарный объем.

Рисование по фольге. Для этого необходимо взять плотную фольгу и с помощью старых ручек нанести изображение путем штрихования, точечного рисования и проведения различных линий.

Граттаж (цветная восковка). Для выполнения этой техники плотный лист бумаги покрывают толстым слоем воска, парафина или цветных восковых мелков. Сверху широкой кистью или губкой в несколько слоев наносится тушь. Для плотности закрашивания можно приготовить специальную смесь: в гуашь или тушь добавить немного шампуня или мыла. Затем тщательно все перемешать и нанести на лист, покрытый воском.

Рисование восковыми мелками. На чистый, сухой лист бумаги наносится контурное изображение с помощью восковых мелков. После этого акварелью заполняются участки, образованные от линий, нанесённых мелками. В результате такого рисования получается изображение, напоминающее технику холодного батика, где присутствует чёткий контур, образованный рисунком восковых мелков и нежные, прозрачные цветовые пятна, подчёркивающие содержание образа, характер контура.

Рисование на стекле. Изображение получается в результате нанесения краски на поверхность стекла, предварительно обезжиренную. При работе со стеклом необходимо обработать края стекла, чтобы оно было безопасно для рисования.

Пальцеграфия. Рисунок наносится пальчиками, боковой частью ладони, кулаком. Рисовать полностью ладонью не желательно, поскольку частое рисование ладонью приводит к негативным последствиям, связанным с появлением сухости кожи на ладонях. Техника пальцеграфии используется только в отдельных случаях, фрагментарно.

Силуэтное рисование. Изображение выполняется одним цветом, контрастным по отношению к фону. Как правило, рисунок получается из пятна, которое дорисовывается путем добавления деталей до получения целостного силуэта, напоминающего предметы, объекты.

Невидимые картинки. Рисунки получаются после дорисовывания каракуль, появившихся в результате рисования с закрытыми глазами.

Набрызг состоит в получении изображения путём распыления краски с помощью зубной щетки. Набрызг используется как самостоятельная техника, так и в комплексе с другими. К примеру, совместно с трафаретами, эстампом.

Печатки и штампы выполняются из овощей и фруктов, путем вырезания из них определённой формы. С помощью штампов и печатей можно получить ритмичный рисунок, узор, орнамент. В качестве печатей могут выступать крышки от пластиковых бутылок и ластики.

Матрицы, также как печати и штампы, позволяют тиражировать определенный силуэт, но выполняются из плотного картона, из которого вырезается сначала общий силуэт, после чего он отпечатывается на листе бумаги. Затем вырезаются поочередно детали образа, которые по замыслу имеют другой цвет, отличный от предыдущего силуэта. На детали наносится краска, после чего они отпечатываются в соответствующем месте на листе бумаги для завершения образа. Нужно отметить, что матриц вырезается столько, сколько цветов в планируемом рисунке.

Тампонирование бывает двух видов. Первый связан с тем, что изображение получается в результате наложения на лист бумаги трафарета, внутренняя часть которого заполняется краской с помощью губки или тампона. Второй вид заключается в свободном использовании тампона или губки в качестве изобразительного инструмента. То есть, рисунок создается благодаря отпечаткам, полученным от соприкосновения тампона с поверхностью листа бумаги. Используя данную технику, можно достигнуть эффекта размытости контура.

Простая гравюра на картоне. Суть гравюры заключается в том, что на картон наклеиваются отдельные детали целостного образа. Причём некоторые детали наклеиваются многослойно. Делается это для того, чтобы получить неровную, неоднородную поверхность. После того, как все детали приклеены, весь картон покрывается слоем гуаши или темперы. Пока не высохла краска, к картону плотно прикладывается чистый лист бумаги. Чтобы получился чёткий оттиск, необходимо по листу прокатать скалку. В завершении получается печатное изображение. Данная техника позволяет многократно использовать картонную заготовку для получения изображения.

Витраж. Это изображение получается с помощью цветной плёнки или раскрашенной кальки, которая клеится на силуэт, вырезанный из картона.

Рисование мылом. Для получения изображения необходимо на кусок мыла нанести краску. После этого с помощью круговых движений кисти получить цветную пену, которую необходимо наносить на лист бумаги, предварительно смоченный водой. Пена, высыхая на листе бумаги, создаёт определённую фактуру, которая может использоваться при изображении моря, снега, пожухлой травы, облаков и т.д.

Рисование солью. Прежде всего, необходимо выполнить фон, на который посыпается соль. Соединяясь с краской, соль оставляет белый ореол, который может создавать эффект падающего снега, многочисленных цветов на лугу, песочного берега и т.п.

Рисование манкой. Манка, также как соль, посыпается на подготовленный фон. Но, в отличие от соли, она не растворяется, а формируется в комки, из-за чего образуется фактурное пятно, которое может преобразоваться в скалу, пышную траву, гроздья сирени и т.д.

Рисование зубной пастой. Суть данной техники рисования сводится к тому, что зубная паста выступает в качестве красящего вещества. Изображение получается таким же способом, как в технике диатипия: зубная паста наносится на небольшой листок бумаги, после чего он прикладывается к основе, затонированной темными оттенками (тёмно-синий, тёмно-коричневый, чёрный, тёмно-зелёный). Оттиски зубной пасты позволяют создать сельский (зимний), морской пейзаж, стилизованный портрет, натюрморт, поскольку их фактурность сама по себе уже интересна и выразительна.

Рисование чаем осуществляется с помощью чайных пакетиков, в которых содержится чай, различный по цвету: от зелёного до чёрного. Разный колорит позволяет экспериментировать с содержанием рисунка. Для получения изображения необходимо опустить чайный пакетик в тёплую воду, а затем, прижимая его к листу бумаги, наносить различные по форме и направлению пятна. Образовавшиеся отпечатки можно дорисовать с помощью акварели и гелевых ручек до образа.

Рисование с помощью пищевой плёнки используется в основном для создания фона. На смоченный водой лист бумаги наносится акварель или жидкая гуашь, после чего весь лист, пока он ещё остаётся влажным, покрывается пищевой плёнкой. При этом плёнка не должна расправляться. Чем больше она имеет мятый вид, тем интереснее получаются оттиски. Как только высохнет лист, с него снимается плёнка. Образовавшиеся от неё следы могут служить самостоятельным фоном, а могут быть и частью образов.

Техника рисования тканью. Принцип выполнения этой техники тот же самый. Но у неё есть своя особенность: краска может наноситься как на лист бумаги с последующим оттиском ткани, так и на саму ткань. При этом обязательно необходимо смачивать ткань водой, чтобы краска постепенно расплывалась по листу бумаги, меняя свою насыщенность.

Рисование восковой стружкой. Суть техники заключается в том, что стружка раскладывается хаотично на листе бумаги, после чего накрывается чистым листочком, по которому необходимо прогладить тёплым утюгом. В результате проглаживания восковая стружка расплывается, образуя единое цветовое пятно, которое в последствие можно дорисовать до образа.

Неклассические техники рисования, так же как и классические, могут применяться в работе с детьми любых возрастных категорий. Всё зависит от задач и степени включённости каждой отдельной техники.

Рисование пищевыми красителями. На влажный лист наносятся пищевые красители путем рассыпания. После этого образ дорисовывается с помощью акварели.

Рисование по наждачной бумаге. На наждачную бумагу наносится манка или песок в соответствие с содержанием образа.

Рисование манкой и клеем. На темный фон наносится клей в тех местах, где будут находиться предметы (объекты), после этого на клей посыпается манка. Получается воздушный образ.

Рисование фольгой. На подготовленный фон наносятся изображения с помощью фольги, предварительно окрашенной гуашевы- ми красками.

Рисование пластиковыми карточками. На фон наносят пятна гуашевыми красками, после чего пластиковыми карточками пятна размазываются в разных направлениях. Так получается нужный образ.

Рисование на кальке. На кальку наносятся изображения восковыми мелками или пастелью (сухой, масляной), после чего изображенные предметы и объекты обводятся фломастерами или маркерами (черного цвета).

Рисование капсулами от киндер-сюрпризов. Лист бумаги густо покрывается гуашевыми красками. После этого частичкой от киндер-сюрпризов процарапывается фон. Таким образом получается изображение-оттиск.

Рисование сухой гуашью. На фон, выполненный гуашевыми или акварельными красками, наносится сухая гуашь. Гуашь прилипает к листу бумаги, после этого можно дорисовать образ красками.

Рисование с помощью ватных дисков. На влажный лист бумаги приложить половинку ватного диска и обильно закрыть гуашевой краской. Ватные диски позволяют передать форму самых разных предметов, объектов. Состав гуаши помогает закрепиться диску на листе бумаги без клея.

Рисование с помощью бумажной салфетки. Белая бумажная салфетка прикладывается к влажному фону и промакивается с помощью кисти акварельными красками. Покрытая акварелью салфетка передает фактуру. Салфетку можно предварительно смять и приложить к фону, а затем закрыть гуашевыми красками. Так салфеткой можно изобразить крону дерева, лес, кустарник, гроздь сирени, букет цветов, тело животного и т.д.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что лето —период, благоприятный для развития физических и духовных сил ребенка, для формирования у него важных интегративных качеств, для творческой социализации и самовыражения. И оформительская работа может стать мощным средством и условием для решения поставленных задач. К тому же, оформление в лагере или отряде — это увлекательное, познавательное и воспитательное дело, которое объединяет всех участников педагогического процесса в период отдыха.

Летняя погода очень изменчива и капризна, а некоторые дети в вопросах «экипировки» постоянны: как уж «влезут» в любимые джинсы и свитер, так их оттуда никакими силами не вытянешь даже в сорокаградусную жару. Поэтому облегчить свою воспитательскую долю можно, договорившись о создании соответствующей рубрики в отрядном уголке — о вариантах одежды (например: «парад», «дождь», «солнце», «спорт»). К месту будет напомнить о том, что информация о санитарном состоянии в отряде должна быть наглядной, ведь все так стараются быть лучшими по чистоте и порядку! Не забудьте отвести в уголке место для «поздравлений»: именинников, победителей, призеров и тех, кому отряд хотел бы сказать «спасибо» за хорошее дежурство, за помощь малышам...да мало ли еще за что. Главное, чтобы эта рубрика никогда не пустовала! А для этого можно учредить в отряде конкурс —«Поздравь друзей!»:

с тем, что вожатые сегодня выспались и у директора хорошее настроение!

любителей поплавать с открытием купального сезона!

с первым дождем в лагере!

всех, всех, всех с интересно прожитой неделей в лагере!

и так далее и тому подобное...

Обязательно найдите место для рубрики «Режим дня» и информация о лагере (законы, традиции, лагерные песни и легенды, почтовый адрес лагеря). А также это могут быть рубрики «Твое настроение», «Есть что сказать —скажи!», «Погода на завтра», «Доска объявлений» и любые сведения, которые помогут ребятам снять внутреннее напряжение, найти взаимопонимание и искоренить сомнения в своих способностях. Только если не подумать о красочном оформлении и композиции уголка, все перечисленное выше будет выглядеть на стенде сплошным винегретом. Итак, об оформлении.

Если исходить из статистических данных, то в 98 случаях из ста — и вожатые, и их воспитанники далеко не художники. Впрочем, и отрядный уголок скорее не живописное полотно, а информационная газета или журнал. Поэтому, чем ближе стиль ее оформления к газетно-плакатному, тем лучше, а, значит, при оформлении должны быть использованы 3-4 хорошо сочетающихся цвета. Причем яркие и чистые цвета аппликации из цветной бумаги гораздо предпочтительнее темных «гуашных» разводов. И еще немного секретного: существуют определенные законы организации места. Они связаны с тем, что любой печатный текст мы читаем слева направо, а любое изображение рассматриваем сверху вниз — это чисто рефлекторная привычка. Поэтому, оформляя уголок и следуя принципам газетного листа, сверху помещается название, эмблема, девиз отряда (как бы «шапка»). Все, что будет находиться в середине — важная и постоянная информация о жизни коллектива, а уже внизу и по бокам могут помещаться самые «несерьезные» материалы.

Помогут в оформлении отрядного места следующие способы иллюстрирования:

красочные, интересные открытки и вырезки из журналов;

эмблемы, вымпелы и различные сувенирные «безделушки»;

напыление, которое делается с помощью зубной щетки или жесткой кисти: на оформляемом пространстве раскладываются шаблоны (из бумаги, картона, листья, цветы и т.д.), они должны заходить друг за друга. Напыление проводится в несколько этапов, каждый раз «опыляется» все пространство, а шаблоны постепенно удаляются, один за другим.

выдувание: на гладкую бумажную поверхность наносят каплю из туши и с помощью трубочки из нее выдувают лучики, ветки, щупальца, кустарники и т.д.;

граттаж: делается заготовка — плотную бумагу натирают свечой до получения ровного слоя, затем прокрашивают гуашью и дают подсохнуть. Все надписи и рисунки наносятся на поверхность заостренным предметом, а восковую стружку снимают мягкой кисточкой.

Только не подумайте, что соблюдение всех этих советов — обязательные оформительские условия. Ни в коем случае! Ваш отрядный уголок может быть сколь угодно игровым и выразительным. Надо только немного пофантазировать! А, главное, чтобы он нравился самим ребятам, а вас распирала творческая гордость потомка Церетели!

P.S. Конкурс, который можно проводить в течение всей смены в отрядном уголке и который развеселит и детей, и вожатых, и даже администрацию лагеря, это —конкурс «Крылатая фраза дня». Предложите ребятам продолжить «список», периодически (каждые 3-4 дня) подводите итоги, определяя и награждая «интереснейшую фразу сезона». Попробуйте!

Оформительские «тайны».

Фон. Несколько советов, как сделать яркий фон на большом формате за минимальное количество времени:

использовать губку для мытья посуды, либо просто кусочек поролона;

использовать насадку-распылитель для бутылки, в которой развести краску необходимой концентрации;

вместо распылителя можно использовать аэрограф —для этого вам понадобятся материалы: пустой стержень и корпус от гелиевой ручки, коробок спичек. Стержни закрепляем под прямым углом на коробочку, узкий стержень опускаем в стаканчик с краской, а в широкий выдуваем воздух;

фон получится более ярким, если при использовании аэрографа или распылителя использовать метод трафаретов, т. е. перекрываем одну часть — задуваем, затем перекрываем другую часть — задуваем. Таким образом, мы можем использовать несколько цветов на одном фоне, наложение картинок и тематические фигурки на фоновом рисунке;

получается очень веселый фон, если он состоит из отпечатков ладошек ваших деток.

Объем. При оформлении уголка можно использовать объемные фигуры:

из бумаги, которые можно подвесить рядом с уголком, либо на потолок: чайки, человечки, звезды, шарики, цветы;

отдельным блоком на рефлексию можно придумать многоуровневую конструкцию, которую впоследствии детям необходимо собрать воедино;

использование объемных деталей: буквы, ракушка с жемчужиной, «сундук настроения»;

чтобы сделать объемный ландшафт, необходимо, помяв газету, накрыть ее намоченной в ПВА марлей. Когда высохнет, необходимо закрасить гуашью;

план на день можно сделать в виде большого дома, у которого открываются окна.

Так как основным местом жизнедеятельности вашего отряда будет отрядное место, оно должно быть уютным и удобным. Это может быть отдельная беседка, укромный уголок, любое помещение со стенами. Еще до того, как приехали дети, вам придется позаботиться и о нем, приготовив так называемый «встречный уголок».

В нем должны присутствовать: слова приветствия; телефон, полный адрес лагеря; законы, традиции;

режим дня и место для меняющегося плана; добрые и веселые советы; возможно, пожелания предыдущей смены; номер отряда;

экран настроения. Оформить его можно по-разному. Можно на одном или нескольких листах ватмана, можно, распределив по всему отрядному месту.

По окончании организационного периода у вашего отряда появится «рабочий уголок». В него войдут все произведения искусства отряда. Здесь можно разместить следующие рубрики:

Название отряда.

Девиз, эмблема, отрядная песня.

План-сетка с результатами планирования. Нарисуйте календарь на весь месяц с указанием дня недели и числа. Под каждым числом впишите соответствующие мероприятия, предусмотренные администрацией лагеря, и мероприятия, запланированные вами. Постоянное ожидание чего-то нового стимулирует в ребенке мотивацию к деятельности, поддерживает его активность и положительную эмоциональную динамику отряда.

Список отряда. Удобнее составлять список по палатам. Постарайтесь его обыграть, дав веселые характеристики в рисунках каждой группе. Списки на дверях палат предложите оформить самим ребятам.

«Сегодня в отряде!..». Расписание на предстоящий день и шуточные советы к предстоящему мероприятию (походу в лес, на речку, спортивному конкурсу), веселые рекомендации по поводу того, как проводить время в плохую погоду.

«Пальма лагеря». Поместите в ней правила и законы лагеря. Повесьте пальму в отрядном месте, чтобы она всегда была перед глазами ребят. Правила можно юмористически обыграть: так они будут легче и менее конфликтно усвоены ребятами.

Рубрика «Эти песни мы поем». Часто вожатый сталкивается с тем, что ребята по много раз просят написать слова и аккорды понравившихся песен. Отведите в отрядном уголке место, где тексты наиболее популярных у ребят песен будут находиться постоянно и любой из желающих сможет подойти и переписать их в любое время.

Дополнительно в отрядный уголок вы можете поместить:

«Веревка доверия». Это отличный способ наладить наиболее доверительное общение между вожатыми и отрядом. В углу отрядного холла натяните веревку с прищепками (скрепками). Каждый ребенок может прикрепить к веревке листок бумаги и на одной стороне написать волнующий его вопрос, а на другой стороне вожатый пишет ответ.

«Тайная почта». Это один из наиболее простых путей по созданию положительного взаимодействия детей друг с другом. В первые дни смены напишите на маленьких бумажках имя каждого ребенка (можете включить и себя). Смешайте их и предложите каждому вытянуть бумажку с именем (если вытащил свое, то тянет еще раз), ребенок запоминает имя, но никому не говорит. Таким образом, у каждого оказывается «тайный друг по переписке». В течение всей смены ребята каждый день пишут «своему другу» какие-нибудь приятные слова, делают маленькие поделки, сюрпризы. В конце смены они должны угадать, кто же все это время оказывал им знаки внимания.

«Градусник настроения». При помощи этого градусника ребенок в любой момент может выразить свои эмоции, изменив показатель градусника в соответствии со своим настроением. Изготовить градусник можно из куска картона и двух связанных в кольцо разноцветных тесемок (различные настроения вы можете отобразить как словами, так и рожицами).

«Ромашка». Посередине листа ватмана нарисуйте окружность — серединку цветка. Сделайте вокруг надрезы и вставьте туда ярко раскрашенные вырезанные из другого ватмана (или из цветной бумаги) лепестки. При помощи этих лепестков можно распределять методом жеребьевки задания по уборке, дежурству в столовой и т.д.

«Забор гласности». Это может быть один или несколько листов ватмана, оформленных в виде забора и прикрепленных к стене. В течение смены каждый может подойти к «забору» и написать на нем все, что вздумается. Это поможет вожатым отслеживать настроение ребят, держать руку на пульсе всего происходящего в отряде, а администрации лагеря — сохранить стены и забор в чистоте.

Постепенно ваше отрядное место будет «обрастать» всевозможными новыми и интересными идеями, вы можете пополнять его работами и ребят из других смен.

В конце смены ваш уголок превратится в «прощальный».

Рекомендуется, чтобы вожатые самостоятельно готовили лишь встречный уголок, а вся остальная работа выполняется руками ребят, правда, под вашим чутким руководством.


Ниже - идеи из личного и не личного опыта)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: