Сценарии развития рынков в отраслях и секторах экономики, к которым относится платформа.




За прошедшие полтора года легкая промышленность показала стабильный рост по всем направлениям.Среднесрочный период к основным факторам, способствующим росту производства продукции отрасли легкой промышленности, будут относиться следующие:

– реализация политики импортозамещения и выпуск импортозамещающей продукции, а также инновационной продукции;

– развитие межотраслевого взаимодействия по обеспечению предприятий легкой промышленности отечественным сырьем;

– сохранение и развитие существующих успешных сегментов отрасли, в том числе выстраивание технологической цепочки кожевенных материалов;

– восстановление спроса на продукцию легкой промышленности на потребительских рынках (определяется, в первую очередь, ростом реальных располагаемых доходов населения);

– минимизация «серого импорта», а также нелегального производства и оборота товаров легкой промышленности на потребительском рынке;

– реализация мер государственной поддержки, в том числе малых и среднихпредприятий (доля малых предприятий в легкой промышленности составляет порядка 40%);

На сегодняшний день выросло производство синтетических и хлопчато-бумажных тканей, нетканых материалов, трикотажных изделий, одежды и обуви. По итогам совещания по развитию легкой промышленности, прошедшего в конце августа 2017г., Президент Путин В. В. поручил разработать отдельную подпрограмму по обеспечению отрасли сырьевыми ресурсами. Легкая промышленность — это стратегическая и инновационная отрасль. И в стране есть все ресурсы для развития индустрии. Нефть и нефтехимия является основой для синтетических химических волокон и нитей, лес задействован в производстве искусственных волокон, таких как вискозная целлюлоза, которая сегодня пользуется в мире большим спросом. В первую очередь выделены такие направления, как развитие производства льна, шерсти, шкур и хлопка. По производству льна принято решение создать межрегиональный кластер. В качестве пилотных регионов рассматриваются Тверская, Смоленская, Ивановская, Вологодская, Костромская области. Меры поддержки, которые оказываются производителям льна, должны быть увязаны с обязательной поставкой качественного сырья на российские текстильные предприятия.

Еще одно важное направление – это шерсть. В России наблюдается серьезный дефицит качественной тонкорунной шерсти. И здесь должен быть такой же подход со стороны Минсельхоза к субсидированию производителей тонкорунной шерсти и поставке ее на российские перерабатывающие предприятия. И наконец, шкуры. Понятно, что это касается в первую очередь роста поголовья крупного рогатого скота. Шкур действительно не хватает, а кожевенная отрасль показывает очень хорошую динамику. В том числе и благодаря введенному запрету на вывоз кожевенного полуфабриката.

Ускорение реализации инвестиционных проектов, в том числе направленных на выпуск импортозамещающей продукции.

Справочно: по состоянию на 1 апреля 2017 года: от организаций легкой промышленности поступило 62 заявки на предоставление государственной поддержки; 11 инвестиционных проектов получили поддержку Фонда развития промышленности (ФРП) (объем инвестиций −5,1 млрд. рублей, в том числе из ФРП − 2,86 млрд. рублей).

По оценке Минэкономразвития России, в 2017 году индекс производства текстильных изделий вырастет на 4,6 % г/г, производства одежды – на 8,8 % г/г, производства кожи и изделий из кожи – на 4,9 % г/г.

В среднесрочной перспективе в легкой промышленности будут задействованы механизмы, которые позволили бы кардинально изменить состояние отрасли. При этом, пролонгация действующих мер государственной поддержки, по мнению Департамента Минпромторга РФ, будет оказывать положительный эффект как на развитие отдельных предприятий, получивших поддержку, так и на развитие отрасли в целом.

По оценке экспертов, в текстильной промышленности произойдет улучшение ситуации в производстве тканей за счет реализации мер государственной поддержки (участие в выполнении госзаказа). При этом самое значительное в сегменте текстильной промышленности будет наблюдаться в производстве тканей из синтетических и искусственных волокон и нитей, а также нетканых материалов.

Производство одежды будет иметь положительную динамика за счет переориентации спроса на отечественную продукцию. Стратегия развития швейного производства на ближайшую перспективу − локализация продукции с низкой долей ручного труда из доступных материалов. Основная возможность конкуренции в этом сегменте − развитие производства продукции с относительно низкой долей ручного труда ‒ трикотажные изделия, базовые футболки, ветровки и т.п. Дополнительным драйвером роста швейного производства является растущий рынок спецодежды.

Рынок спецодежды и СИЗ увеличится в среднем на 40% ‒ до 200 млрд. рублей ‒ к 2025 году. В большинстве сегментов, таких как силовые структуры, экстренные службы, энергетика, добывающая отрасль и другие, ожидается двукратный рост.

Это действительно развивающийся рынок, здесь есть и своя мода, и свои тренды. В среднем мы наблюдаем рост от 10 до 15% в год по разным позициям.

По данным Росстата, в России производится 7 млн. пар защитной обуви. Это примерно 58% совокупного объема рынка в 12 млн. пар. При этом качественный импорт удовлетворяет лишь порядка 1–2% спроса, причина – высокая цена европейских брендов. В результате рынок заполняет дешевая продукция из Юго-Восточной Азии, которая не соответствует даже минимальным требованиям безопасности. Доля подобного импорта варьируется из года в год от 40 до 70%.

С одной стороны, это негативное явление, с другой, оно создает перспективы для развития рынка, например, в вытеснении низкокачественной продукции из Китая и замене ее обувью отечественного производства, в том числе для коммерческих корпоративных клиентов (не только госкомпаний). По экспертной оценке, потенциал производства специальной обуви в России, исходя из количества и мощностей существующих производителей, составляет около 16–18 млн. пар в год.

Второе направление для развития рынка – выпуск высококачественной защитной обуви на уровне лучших образцов мировых брендов и развитие экспорта. Российские компании из года в год уделяют всё больше внимания качественным характеристикам спецобуви, и это однозначно положительный тренд.

Западные компании пока мало работают с внешними производителями. Однако у российских производителей есть нишевые решения для европейских стран, например, обувь для защиты от пониженных температур с различными защитными и функциональными свойствами. Таким образом, при сохранении конкурентоспособных цен экспортное направление рынка также может развиваться.

Согласно исследованию Grand View Research, динамика российского рынка СИЗ оценивается как стабильно-положительная.

Таблица 7 ‒ Объем рынка СИЗ в России, млн. $

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2015- 2022 гг.
2016,5 2149,3 2292,9 2448,2 2615,5 2798,9 2996,6 3211,3 6,9 %

 

Объем рынка СИЗ за 2015 год по различным странам, млрд.

Рост мирового рынка СИЗ в 2015 году: +6,9%

 

 

Объем рынка СИЗ в 2016-2022 гг., по прогнозу «GVR», составит 7,4%

Западные рынки для российских производителей являются, в частности, возможным источником кейсов и идей для развития ассортимента продукции. Например, из относительно новых тенденций можно отметить появление вендинговых аппаратов с ассортиментом СИЗ, расширение спектра предлагаемых дополнительных услуг (например, проведение образовательных семинаров, услуги по стирке спецодежды и спецобуви, услуги по утилизации и др.).

Ранее большая часть спецодежды производилась из импортных материалов, большая доля импорта шла из США и Великобритании. Чтобы изменить ситуацию, Минпромторг включил в программы по импортозамещению ряд проектов из легкой промышленности, направленных как раз на производство спецодежды и материалов для них.

Лидеры на рынке производства спецодежды и СИЗ – компании «Восток-Сервис», «Энергоконтракт», «Техноавиа», «БТК Групп», «Спецзащита», «Респираторный комплекс», «Росхимзащита», самый крупный член ТП «БТК Групп», «Техноавиа».

«Энергоконтракт» специализируется на средствах защиты от электродуги, термических рисков. «Техноавиа», «Восток-Сервис» выпускают большой спектр продукции: и форменную одежду, и средства защиты, и экипировку для работы в холодных климатических условиях. А «Армакон» и «Скинкеа» производят качественные дерматологические средства защиты.

Компании, которые специализируются на средствах защиты от падения с высоты, ‒ «Венто», «Завод «Луч». Суксунский оптико-механический завод, пожалуй, единственный в России крупный производитель средств защиты глаз, головы, лица. Разрабатывает и поставляет средства защиты рук компания «Манипула». У нее очень широкая линейка перчаток. Созданием современных средств защиты органов дыхания - респираторов, противогазов, самоспасателей - занимаются корпорации «Спецзащита», «Росхимзащита», «Респираторный комплекс», «Бриз», «Волгаспецзащита».

Лидер по выпуску специальных тканей для средств защиты - группа компаний «Чайковский текстиль».

Объемы производства нетканых материалов показали, что это самый стабильно растущий сегмент рынка изготовления всех видов текстиля в РФ. Выпуск нетканых полотен с 2007 по 2015 г. (за 8 лет) увеличился в 10 раз.

Необходимо отметить несколько реперных точек развития отрасли в стране: так, первый млрд. кв. м. нетканых материалов был произведен в 2010 г, второй – уже в 2011, а трехмиллиардный рубеж был преодолен в 2015 г. Доля выпуска нетканых материалов от всего объема выпуска текстильных изделий в стране составляет 67,8%.

Конечно, положительная динамика объемов производства нетканых материалов в последние годы обусловлена правильно выбранной государственной стратегией поддержки отраслевых предприятий Министерством промышленности РФ и работой специалистов промышленных предприятий, которые обновляют производственные мощности и внедряют современные технологии.

Государство на всех уровнях старается поддерживать тех производителей, которые хотят развиваться, модернизировать производство, создавать рабочие места. Такие меры поддержки, как:

– компенсация затрат на присоединение мощностей по газу и электрической энергии;

– компенсация процентной ставки по кредитам на сезонные закупки и пополнения оборотных средств;

– компенсация затрат на приобретаемое оборудование по муниципальным, а так же областным программам;

– частичное финансирование затрат на научно-исследовательские работы;

– компенсация затрат на первый платеж по лизингу;

– льготное финансирование Фонда Поддержки Промышленности. (По состоянию на 25 августа 2016 из средств Фонда развития промышленности фактически осуществлено финансирование 7 проектов в сфере легкой промышленности в объеме 2,2 млрд руб.).

Сегодня перед отраслью все более остро встает вопрос прямого взаимодействия между производителями нетканых материалов и их потребителями, учебными и научными организациями.

Из полезных и нужных мер господдержки производители называют:

-создание единой электронной торговой площадки с преференциями для отечественных производителей;

-борьбу с контрафактной продукцией, которая составляет, по данным Росстата, не менее 40%;

-ужесточение стандартов и регламентов на продукцию, контроля по сертификации продукции (устранение сертификационных центров, не имеющих собственных аккредитованных лабораторий);

-создание единых информационных баз и рейтингов (по различным критериям: инновационности, надежности, опыта и пр.) отечественных производителей с независимой экспертной оценкой качества их продукции, что позволило бы потенциальным заказчикам адекватно оценить потенциального поставщика и уровень качества продукции;

-пересмотр требований к закупочным процедурам, например, на опыте зарубежных поставок, где решающим критерием при выборе поставщика является не цена, а конкурс образцов продукции и дополнительные тесты и испытания предоставленных на тендер образцов этой продукции в реальных производственных условиях или в лабораториях, которые проводит заказчик. Таким образом, на торгах конкурирует продукция сопоставимого уровня качества, неподходящий продукт моментально отсеивается;

-обновление нормативной документации (технического регламента);

-увеличение сроков действия контрактов с 1 года до 3–5 лет помогло бы обеспечить более надежное положение производителя и стать стимулом для увеличения выпуска продукции и расширения производства;

-перенимание китайского опыта, где развитие легкой промышленности осуществлялось не за счет дешевой рабочей силы, а за счет налоговых льгот, предоставляемых производителям на срок до 25 лет.

Производители уверены, что сейчас располагают необходимыми производственными мощностями, а благодаря действующим мерам господдержки могут вести активную и постоянную работу по технологической модернизации.

Например, производственные мощности одного из крупнейших предприятий на рынке, «Чайковского текстиля», составляют 40 млн. погонных метров ткани в год. Компания проводит масштабную модернизацию, и новое оборудование дает возможность разрабатывать и производить инновационные ткани, увеличивать объемы производства, совершенствовать качество.

Другая компания, «Техноавиа», российский производитель спецодежды, корпоративной одежды, формы и защитной обуви, планирует по итогам 2017–2018 гг. рост на 10%. При этом прогнозируемый объем инвестиций в модернизацию составит около 390 млн. рублей.

У компании «Энергоконтракт», производящей СИЗ, ожидаемый рост продаж в 2017 году составляет 10%, такой же рост компания ожидает и на конец 2018 года. На сегодняшний день сумма собственных инвестиций, вложенных в локализацию производства СИЗ, у этой компании составляет около 2 млрд. рублей.

Производители спецодежды, спецобуви и СИЗ согласны с тем, что сегодня стереотип восприятия спецодежды поменялся. «Умные» ткани, современные технологии, технологичные утеплители – все российского производства и отличного качества. При этом необходимо заимствовать и положительный иностранный опыт с точки зрения применения новых технологий. Кроме того, можно развивать экспорт спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты – например, одежды для нужд военно-промышленного комплекса или особых условий работы – тех. направлений, в которых российские производители уже набили руку.

Крупнейшие госкорпорации все больше заказывает спецодежду у российских производителей, что стимулирует дальнейший рост индустрии. Это безусловный позитивный тренд, но, по мнению производителей и Минпромторга, необходимо работать и с другими категориями потребителей, усиливать работу во всех клиентских сегментах. В том числе нужно работать с интернетом и социальными сетями, наращивать онлайн-продажи. Коллекции наших производителей по качеству не отличаются от мировых спортивных брендов, но выгодно отличаются по цене.

В последние годы на глобальном рынке происходит сокращение выпуска натуральных материалов, при этом их производство в целом характеризуется нестабильностью из-за зависимости от урожая хлопка и других культур. С другой стороны, происходит рост населения и общего потребления продукции. Эти факторы заставляют производителей искать и разрабатывать новые материалы на базе искусственных и синтетических волокон. Ведущие страны идут по пути максимального использования этих материалов в готовых изделиях в самых разных отраслях: спорте, модной индустрии, защитной и повседневной одежде и других сферах.

В последнее время появились инновационные и экологически чистые технологии, которые позволяют обеспечить выпуск материалов из искусственных и синтетических волокон, по ряду показателей превосходящих натуральные. В перспективе уровень развития технологий обеспечит их превосходство по всем показателям, при этом изделия из натуральных материалов, скорее всего, будут играть нишевую роль. В технологиях производства тканых и вязаных изделий также произошли серьезные изменения. Для выпуска этой продукции появилось настолько высокопроизводительное оборудование, что фактор дешевой рабочей силы в Юго-Восточной Азии, ранее игравший очень важную роль, сегодня теряет свою значимость. Продолжится развитие производство синтетических волокон и нитей. Одновременно ведется работа совместно с предприятиями лесопромышленного комплекса по созданию вискозного волокна. Таким образом, комплексно решая вопросы от сырьевого обеспечения до продвижения готовых изделий, планируем получить эффективно работающий и конкурентоспособный индустриальный комплекс легпрома полного цикла.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: