ШАХМАТЫ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ




 

Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребенок усваивает их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро.…

К.Д.Ушинский

 

Меня зовут Кириллова Елена Васильевна. Я руководитель кружков «Шахматы» и «Шашки». Работаю в этой должности полтора года. Тема дистанционного обучения мне интересна, потому и темой самообразования я выбрала «Дистанционное обучение в учреждении дополнительного образования детей».

Положительной стороной этой формы обучения я вижу возможность использования ИКТ технологий, Интернет-ресурсов, социальных сетей в удобное для участников образовательного процесса время и в удобном формате. Не всегда и на рабочем месте материально-технические условия таковы, что можешь представить обучающимся, например, красочный фильм на достаточно широком экране, компьютерную игру в режиме реального времени, возможность прохождения теста и т.п. А в режиме офлайн каждый найдет минутку заглянуть в кейс материалов занятия, а также разобраться с дополнительным материалом. К тому же ресурсы сети Интернет помогают подобрать иллюстративный материал буквально к любому понятию, найти демонстрационный материал по теме. Это всегда выручает, когда материальные возможности творческого объединения в приобретении новых ярких пособий ограничены.Усиление наглядности – одно из очевидных достоинств компьютерной поддержки в дистанционном формате.

Дистанционное обучение ребят игре в шахматы с применением компьютерных технологийявляется действенным средством повышения результативности занятий и интеллектуальных способностей – внимания, оперативной памяти, логического мышления и пространственного воображения.

Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях возрастающего значения дополнительного образования для развития детей.

Практика показывает, чтоиспользование ИКТ в том числе в дистанционном обучении позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и обучающихся для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития, добиваясь стабильности результатов воспитательно-образовательного процесса, а также организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на занятиях очень разнообразны и безграничны.

На занятиях шахматного кружка в дистанционном формате широко используются ИКТ, которые позволяют не только изучать программный материал в форме «педагог – группа – воспитанник - педагог», но и расширять кругозор учащихся, активизировать их познавательную деятельность, получить как можно больше информации за меньшее время, формирует у ребят умение самостоятельно находить нужную информацию, повышая тем самым интерес к предмету, что положительно влияет на качество знания.

Многофункциональность компьютерапозволяет удовлетворить множество познавательных потребностей и доступность диалогового общения в интерактивном режиме. ИКТ может использоваться на всех этапах обучения. При этом для ребенка применимы различные функции ИКТ как рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. Компьютер может представлять собой источник учебной информации, наглядное пособие качественно нового уровня; тренажер; средство диагностики и контроля.

С помощью информационно-коммуникационных технологий, в том числе в дистанционном формате,можно осуществлять диагностики уровня усвоения полученной информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний обучающихся, развивать способность учащихся к самооценке. Давая возможность многократного прохождения тестов, ребенок имеет возможность лучшего повторения и вместе с тем усвоения пройденного материла.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к обучению игре в шахматы, придать обучению проблемный, творческий, исследовательский характер, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность воспитанников. Однако, при организации учебного процесса в дистанционном формате стоит учитывать, что оптимальная длительность работы за компьютером не должна превышать 10-20 минут, после чего следует делать небольшие перерывы (физкультминутки, упражнения для глаз, рук и т.п.)

К «плюсу» так же можно отнести накопление обучающей и контрольной базы, возможность упорядоченного хранения огромного количества материала и готовых разработок занятий. Здесь не нужно листать книгу, чтобы найти нужную информацию, достаточно открыть соответствующий файл. В него можно записать любой – а не только текстовый – материал, и в нужный момент использовать. Это позволяет сэкономить массу времени при подготовке и проведении занятия. Весь материал группируется по годам обучения в соответствии с календарно-тематическим планированием. Каждая папка на компьютере может содержать файлы с планом изучаемой темы, соответствующим содержанию текстовым материалом, хронологическим справочником и словарем, вопросами и заданиями, электронные базы шахматных партий и дебютные шахматные базы, эндшпильные, обучающие видеоролики, презентации, обучающие и специализированные шахматные программы, тренажеры для обучения игры в шахматы. Используя накопленный материал появляется возможность создавать свои образовательные ресурсы, а вместе с этим развитие творческого потенциала обучающихся.

В процессе обучения игре в шахматы в дистанционном формате можно использовать презентации нескольких видов, например:

1. "Лекции" — это видеоряд, который может быть представлен текстом, рисунками, видеоматериалами, необходимыми картами, схемами и диаграммами. Необходимый материал постепенно выводится на экран по ходу занятия, что позволяет поэтапно рассматривать основные вопросы темы. Можно использовать слайд-задания и организовывать проблемное обсуждение в группе, его решение и подведение итога занятия.

2. "Домашние работы", которые содержат необходимую информацию, вопросы и задания для работы с ней. Они позволяют ученикам ликвидировать пробелы, вызванные пропуском занятий. Их можно использовать при индивидуальном или групповом обучении.

3. " Задачники и тренажеры", которые содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся в домашних условиях.

ИКТ во время занятий шахматного кружка в дистанционном формате позволяют использовать различные источники информации, в том числе ресурсы сети Интернет: электронные шахматные библиотеки; информационные и образовательные шахматные сайты; онлайн базы шахматных партий и дебютные базы; YouTube каналы с обучающими видеороликами; шахматные группы в социальных сетях в качестве сотрудничества и обмена опытом; различные шахматные площадки в интернете, где можно сыграть в шахматами с игроками со всего мира (с известными мастерами и гроссмейстерами и даже с чемпионом мира). Например, ChessPlanet. ru, chess.com, ru. liches s.org и др.

При помощи специальных шахматных программ и видеоредакторов можно создавать обучающие шахматные видеоролики. Тематика их может быть самой разнообразной: история шахмат, выдающиеся шахматисты, занятия по различным разделам шахматной теории (дебютные лекции, стратегические и тактические приемы, техника разыгрывания различных шахматных окончаний), разбор партий мастеров, запись партий, сыгранных современными гроссмейстерами с их подробными комментариями и разъяснениями.

Для учащихся первого года обучения можно использовать обучающие шахматные программы «Динозаврики учат играть в шахматы» и «Волшебные шахматы Аладдина». Эти программы специально предназначены для обучения детей шахматам в игровой форме. Т.е. ребенок с помощью прохождения определенных игровых уровней может научиться играть в шахматы. Обучение происходит в очень увлекательной форме. Например, в «Волшебных шахматах Аладдина» действие разворачивается в волшебной восточной стране. Путешествуя по которой, Аладдин чтобы пройти дальше должен выполнять разнообразные задания. На первых уровнях рассказывается о правилах игры в шахматы, и вы должны правильно отвечать на вопросы, чтобы пройти дальше. Перейдя на следующие уровни задания становятся более сложными и интересными, для выполнения которых уже нужно продемонстрировать определенные навыки игры в шахматы и уровень мастерства. На последнем уровне все задания выполняются уже на время, и пройти их с первого раза не всегда получится. В завершении игры вам предстоит сражение на шахматной доске с главным злодеем Джафаром, опять же на время. Также в этой программе предусмотрено решение шахматных задач на мат в один, два хода различного уровня сложности. И игра в шахматы с компьютером на различных уровнях сложности (вы играете с различными сказочными персонажами и чем больше у них очков, тем лучше они играют).

В шахматнойпрограмме «Динозаврики учат играть в шахматы» есть интересное задание, позволяющее научится играть различными шахматными фигурами. Задание состоит в следующем: на шахматной доске вам необходимо пройти шахматной фигурой с одного поля на другое, при этом по доске бегают маленькие динозаврики и пытаются вас поймать. Поэтомуходить надо быстро, не задумываясь. Отличное упражнение для отработки навыков игры различными фигурами.

На втором и третьем годах обучения можно использовать более серьезные шахматные программы: игровые (Шахматы с Гарри Каспаровым, Шахматы в стиле фэнтези, Chessmaster, Crafty, Fritz и др.); обучающие программы по различным шахматным дебютам (Энциклопедия дебютных ошибок, Энциклопедия Шахматных Дебютов, Современный шахматный дебют: Французская защита, Современный шахматный дебют: Сицилианская защита, Современный шахматный дебют: Славянская защита), в которых приводятся не только основные варианты и системы данного дебюта, но и разъясняются различные идеи и планы сторон, есть партии мастеров, сыгранные этим дебютом, учебные задания и тесты. Более сложные этап позволяет использовать обучающие шахматные программы по стратегии, тактике, эндшпилю (YattTacticsTrainer, LucasChess, CT-ART, Шахматнаятактика. Задачник по тактике для начинающих шахматистов, Шахматная школа IV-II разрядов, Шахматный университет, Шахматные Комбинации. Задачник по тактике для любителей и разрядников, Энциклопедия Миттельшпиля 1,2,3,4, Атака на короля в миттельшпиле, Энциклопедия шахматных окончаний, Шахматные этюды, Шахматный задачник. Мат в 2 хода), дающие не только основные теоретические сведения, но и позволяющие выполнять различные задания и проходить тесты. Существуют такие шахматные программы, которые знакомят нас с творчеством великих шахматистов прошлого и настоящего (Шахматные гении. Александр Алехин и Михаил Таль, Чемпионы мира по шахматам: Фишер, Каспаров, Ананд, Карлсен), а так же профессиональные шахматные программы, позволяющие вводить, просматривать, комментировать, редактировать, анализировать, распечатывать идаже публиковать шахматные партии, работать с базами шахматных партий и дебютными шахматными базами (КВЕТКА, Fritz, Shredder, ChessBase, ChessAssistant, RybkaAquarium, HoudiniAquarium, Arena,).

Эти программы являются большим подспорьем при обучении игры в шахматы. Работая с данными программами, учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы над шахматами, что очень важно, ведь без самостоятельной работы в шахматах ничего невозможно добиться.

Есть интерактивные учебники, в которых, например, можно разыгрывать шахматные партии, выполнять шахматные упражнения и тесты. Применение на дистанционных занятиях компьютерных тестов позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у обучающихся и своевременно его скорректировать.

Когда в 2020 году мы с ребятами только начиналиобучение игре в шахматы, для объяснения нового материала использовались только демонстрационныйшахматный стол с фигурами. Ребятам это очень нравилось, и они проявляли неподдельный интерес к таким занятиям. Главным достоинством демонстрационногостола является его большой размер, что позволяет показывать что-то на нем сразу большой группе учащихся. Но, прогресс не стоит на месте и сегодня воспитанники шахматного кружка осваивают новые возможности обучения игры в шахматы уже в дистанционном режиме. И сейчас большой популярностью среди обучающихся пользуется разбор на занятиях их собственных партий в нашей шахматной беседе ВКонтакте.

Во время практических занятий в дистанционном формате воспитанники кружка играют в шахматы в интернете в приложении «Играю в шахматы онлайн» ВКонтакте. В любой момент у меня есть возможность посмотреть их партии, скачать и разобрать на занятии.

Интернет можно рассматривать как часть информационно – коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Использование ИКТ на занятиях значительно увеличивает объем информации, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные, чем и планируется заниматься в дальнейшем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: