Комментированный пересказ текста.




Практическая работа № 4.

Тема: «Текст. Информацианная обработка текста»

1.Составьте словарь терминов по теме:

Текст. Связность и цельность. Ключевые слова. Микротема. Последовательная связь предложений. Параллельная связь предложений. Средства связи предложений в тексте. Сложное синтаксическое целое. Абзац. Типы речи. Описание. Повествование. Рассуждение.

Прочитайте текст.

(1) С детских лет у меня сложился образ писателя – человека чуткого, доброго, умного, совершенно необыкновенного: он всё знает о жизни, о людях, и сам он некий маг, кладезь человеческих судеб и чувств. (2) Он обладает тайной – обыкновенными печатными знаками создавать мир, который для тебя реальнее реального.

(3) Когда в институтские годы я познакомился с Паустовским, я увидел в нём счастливый облик писателя и человека, близкий к образу чародея, созданного моим детским воображением. (4) Этот замечательный писатель – олицетворение человеколюбия, добра и благородства. (5) Сейчас, пожалуй, нет в нашей литературе другого мастера, который вырастил бы так много учеников. (6) Сколько неизвестных талантов он впервые отметил, скольким он привил любовь к тяжелейшему писательскому труду!

(7) Что касается славы, денег, шума и эстрадного успеха, то именно Паустовский внушал нам, своим ученикам, ту самую осторожность, которая необходима, когда в подкованных сапогах идёшь по льду. (8)Всё чересчур оглушающе-шумное и броское проходит, и остаются книги, и только книги, помогающие людям жить и быть людьми. (9) Талант Паустовского фиксирует наше внимание на прекрасном. (10) Для Паустовского всегда критерий истины – мораль, а критерий морали – прекрасное. (Ю. Бондарев)

Выполните задания, которые помогут вам оценить глубину и точность восприятия исходного текста.

О чём говорится в этом тексте?

А) О значении писателя в духовной жизни общества;

Б) Об истоках писательского таланта;

В) О тайнах писательского мастерства;

Г) О губительном воздействии на становление молодого писателя слишком ранней славы.

Какое слово наиболее точно отражает позицию автора?

А)Критикует; Б)Доказывает; В)Вспоминает; Г)Опровергает.

Какое высказывание искажает смысл текста?

А)В юности автор текста представлял себе писателя волшебником, способным создать новую реальность.

Б)Паустовский является наиболее ярким воплощением писателя, который вобрал в себя и талант творца, и человеческую красоту.

В)Паустовский считал, что красота есть наиболее полное выражение добра.

Г)Паустовский учил молодых писателей не увлекаться изображением общественных проблем, а искать свои темы, созерцая природу.

В каких словах и выражениях наиболее ярко отражается авторское отношение к личности Паустовского? А)1,2,4; Б)1,5; В) 2,3,4; Г)1,2.

1) «Замечательный писатель»;

2) «Нет другого такого мастера»;

3) «Неизвестных талантов»;

4) «Олицетворение человеколюбия, добра и благородства»;

5) «Чересчур оглушающее-шумное…»

Какое отношение к образу писателя автор выражает с помощью таких слов, как «маг», «чародей»?

А) Шутливо-ироничное; Б) Благоговейное; В) Приятельски-фамильярное; Г) Осуждающее.

Какое художественное средство неверно проиллюстрировано примером из текста?

А)Слова в переносном значении («кладезь»);

Б)Однородные члены (предложение 5);

В)Лексические повторы (предложение 8);

Г)Антонимы (предложение 7).

На какой вопрос нет ответа в этом тексте?

А)Какими чертами должен обладать подлинный художник;

Б)В чём заключается назначение писателя;

В)Какой удивительной способностью обладает творец;

Г)Почему писателей всегда влечёт красота природы.

В каком высказывании наиболее точно отражена главная мысль этого текста?

А)Писательство – это тяжкий мучительный труд;

Б)Писатель, который служит только славе, постепенно становится рабом толпы;

В)Писатель должен нести мир веру в добро и красоту;

Г)Берегите книгу, потому что в неё вложены мысли и чувства великих людей!

Сколько микротем в тексте?

К какому типу речи относится этот текст?

Создание сочинения-рассуждения.

Напишите сочинение-рассуждение по данному тексту.

В сочинении нужно сформулировать позицию автора, ваше согласие или несогласие с данной позицией, а также привести аргументы для подтверждения вашего мнения.

 

Создание сочинения-рассуждения (пример):

Вступление.

(Для создания вступления мы используем наиболее распространённый прием, который называется «Ключевое слово». Он выполняется следующим образом:1)определите тему исходного текста; 2)выделите ключевое понятие;3)раскройте смысл этого понятия. Текст, который вы прочитали, посвящён К. Паустовскому. Кто такой Паустовский? Писатель. Следовательно, слова «писатель» и «К.Паустовский» и есть те самые ключевые слова, слова-темы, смысл которых мы должны раскрыть. Кто такой писатель? Каково значение писателя в духовной жизни общества? Ответы на эти вопросы могут стать

основой для развёртывания вступления. И ярким примером, раскрывающим высокий

смысл писательского призвания, является личность Паустовского. Теперь посмотрите на то, как может выполняться этот приём).

Писатель в России всегда был особенной фигурой, это был учитель, наставник, носитель истины, избранник Бога, который призван «глаголом жечь сердца людей». И ставшая уже хрестоматийной фраза Е.Евтушенко о том, что «поэт в России больше, чем поэт», (в-1: выражает, показывает, отражает, обозначает) высокое значение художника в (в-1: материальной, духовной) жизни общества. Одним из таких писателей, которые оставались верными призванию, был______________. Именно этому замечательному человеку посвящает свой текст Ю. Бондарев.

Комментированный пересказ текста.

Автор текста рассказывает о том, что в детстве представлял писателя человеком

необыкновенным, «магом». И в облике К. Паустовского он увидел живое воплощение

этого детского представления. (Прокомментируйте этот момент.) Мне кажется, что

подлинный писатель на самом деле является «чародеем», волшебником: «перстами

лёгкими, как сон» он превращает мёртвые буквы в царственное слово, которое

вызывает у нас то радостный смех, то_________________слёзы.

К. Паустовский был не только выдающимся писателем, он был мудрым наставником, который учил молодых писателей служить великому (подтвердим это положение примером из текста): «Всё чересчур оглушающее-шумное и броское проходит, и остаются ___________, и только__________, помогающие людям____________и быть____________».

«Помогать людям________быть людьми» - и в этом, наверное, и состоит высшее призвание писателя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: