Этап урока. Вступление и постановка задач.




Уроки развития речи в 6 классе

Кроме запланированных в программе уроков развития речи, отведенных на аудиторные сочинения, в учебнике представлены задания по развитию устной и письменной речи учащихся для проведения всех уроков литературы. Задания можно разделить на следующие виды:

ñ работа со словом, определение его значения;

ñ работа с текстом:

ü выразительное чтение произведения (с привлечением памятки в конце учебника);

ü заучивание произведения наизусть;

ü пересказ текста (подробный, сжатый, с опорой на ключевые слова);

ü инсценирование фрагмента произведения;

ü чтение по ролям произведения и отдельных его фрагментов;

ü ответ на проблемный вопрос по тексту;

ü сравнительный анализ особенностей двух произведений, сравнительная характеристика героев одного произведения;

ñ работа с иллюстрациями учебника;

ñ создание собственных произведений (книжки-малышки, загадки, сказки, стихотворения).

Обучение написанию сочинения (алгоритм)

ñ осознание темы, идеи, границ сочинения;

ñ составление плана: простого или сложного;

ñ подбор рабочих материалов;

ñ поиск нужных цитат, полное и частичное цитирование, правила цитирования, оформление прямой, косвенной речи, диалога;

ñ работа с карточками с заданиями.

Виды творческих работ

- сочини былину;

- «защити» свой рисунок, поделку, альбом;

- представь, что ты – психолог…, эколог…, турист… и т.д., проведи исследование, дай советы, научи…;

- напиши письмо от лица литературного героя или литературному герою (оцени поступок, посоветуй, поддержи…);

- интервью с литературным героем;

- составь викторину, кроссворд (по теме, по всему тексту, по главам. Например, «Главные герои сказки», «Внимательный ли ты читатель?»);

- составь синквейн на тему...;

- расскажи о писателе, поэте, используя статью учебника и дополнительную литературу;

- выполни мини-проект;

- оформите (в группе или весь класс разделён на группы) тематические портфолио и т.д.

Примерные письменные контрольные и обучающие работы по развитию речи

1. Обучающее изложение по роману А.С.Пушкина «Дубровский» (2 часа).

2. Обучающее сочинение по рассказу Чехова «Человек в футляре».

3. Обучающее сочинение – анализ стихотворения (по выбору учащихся: Рубцов, Есенин, Кольцов, Лермонтов).

4. Обучающее сочинение-рассуждение по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» (ответ-рассуждение на вопрос 2 Блока Е на с.230).

5. Контрольное сочинение по сказке А.Экзюпери «Маленький принц».

Творческие задания по теме «Русские былины»

 

· Словарики: «Так говорили былинные герои», «Незаслуженно забытые слова».

· Исследователи и собиратели русских былин.

· Былина – особый жанр фольклора.

· Былины в живописи.

· Музыка и былины.

· «Памятник одному из героев былин».

· Моя былина.

· Викторины и кроссворды к русским былинам.

 

Рыбакова Елена Васильевна,

учитель русского языка и литературы,

Ломовская сош Рыбинский район

Урок развития речи

Подготовка к сочинению по «Повести о Петре и Февронии Муромских»

этап урока. Вступление и постановка задач.

С 2008 года день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008 году, который объявлен годом семьи. Очень много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святых Петра и Февронию за покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного лада и счастья.

На прошлом уроке мы познакомились с содержанием «Повести о Петре и Февронии Муромских», а сегодня обратимся к произведению еще раз, чтобы глубже понять характеры героев и суметь самостоятельно высказать свои мысли о них в сочинении.

Пётр и Феврония - почитаемые святые Земли Русской.

2 этап урока. Работа со словом СВЯТОСТЬ, как ключевого слова темы. Проверка домашнего задания (устного). Дома вы изучали словарные статьи, думали над вопросами:

- Что такое святость?

- Почему Православная церковь канонизировала Петра и Февронию, т.е. причислила к лику святых?

Обратим внимание на корнесловный образ слова:

СВЯТОЙ -ая, -бе; свят, свята, свято. 1. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. С. старец. С. источник. Святая вода (освящённая). 2. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный (высок.). Святая любовь к Родине. 3. Истинный, величественный и исключительный по важности (высок.). Святое дело. Святая обязанность. 4. святой, -бго, м. В христианстве и некоторых других религиях: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы. Культ святых. Причислить к лику святых.

· этап урока. Составление плана сочинения. Проверка домашнего задания (письменного).

Вступление ( может быть рассказ об эпохе, об истории создания произведения, особенностях жанра; впечатление, которое произвела на вас повесть; ваше восприятие героев ).

- Расскажите,какое впечатление произвела на вас повесть, кто из героев покорил ваше сердце. (Высказывания учеников).

- Как будем выстраивать основную часть сочинения?

Основная часть.

Кто главные герои?

Какие духовные ценности для них важны?

Поступки героев, раскрывающие их характеры. Чей жизненный путь сложнее: Петра или Февронии?

Отношение автора к героям.

Заключение. Значимость произведения (Почему Пётр и Феврония были канонизированы русской церковью?)

· этап урока. Беседа и сбор материала к сочинению.

Вопросы учителя:

Князь Пётр Дева Феврония
Почему убить змия суждено князю Петру? Какие черты характера князя выделяет автор? Кто такая Феврония? Похожа она на «мудрую деву» из русских народных сказок?
После убийства змия князь заболел. Это болезнь тела или души тоже? Д.С.Лихачёв говорит о «необыкновенной тишине образа» Февронии. Какой смысл вкладывается в слово тишина?
Какие искушения терпит Пётр при встрече с Февронией? (ИСКУШЕНИЕ – соблазн, прельщение, желание чего-либо запретного). Какие духовные ценности главные для Февронии?
Всегда ли Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения? Как Феврония испытывает Петра? Почему, даже не видя его, требует его себе? Какие поступки героини раскрывают её нравственные идеалы?
Полюбил ли Пётр жену? Как убедился в её прозорливости? Что для него оказывается важнее княжеский престол или верность любимой? Как автор относится к героине? Почему ещё до принятия монашества и кончины называет её святой? В чём выражается его отношение?
Как вы оцениваете решение Петра и Февронии умереть в один день? Помогает ли Феврония князю Петру прийти к праведной жизни?

 

- Соберём материал о характерах героев в специальную таблицу:

(приблизительный вариант записи учащегося)

Князь Пётр Дева Феврония
-Князь предстаёт храбрым и сильным воином. -Именно ему суждено отыскать Агриков меч и убить змея. Меч сам по себе имеет форму креста и является его символическим отражением, а имя Агрик, или Агирка, носит богатырь-змееборец. -Автор 12 раз называет Петра «благочестивым», подчёркивая этим его истинную веру в бога, стремление к праведной жизни. -Мудрая дева Феврония напоминает сказочную героиню.-Она мудра, умеет творить чудеса, угадывать чужие мысли.
После убийства змея князь заболел, но поражено не только его тело, а и душа. Он сомневается в людях, стыдится происхождения простой девы, которая ставит условие – жениться на ней. Только искупив свой грех, устыдившись своей гордыни, Пётр получает исцеление. Феврония не только мудра и благочестива, она обладает даром прозорливости – знает свою судьбу. Она испытывает духовную любовь к князю Петру.Феврония скромная, кроткая, у неё нет расчётливых мыслей. Она любит самого князя, а не его титул. верность, благочестие.
Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает -Феврония способна исцелить князя, но ее условием становится обещание Петра жениться на ней. -Используя свой дар, героиня говорит, что если князь не станет ее мужем, то она не должна лечить его, т.к. выполняет волю Бога. -Она становится верной женой и мудрой княгиней.
Основной добродетелью для невесты и жениха являются кротость и смирение, которые необходимы для поддержания гармонии и мира в семье. -Феврония терпеливо переносила все испытания мужа и покорно ожидала свершения воли Господа, постепенно подталкивая Петра к духовному развитию.-Князь и княгиня дарят окружающим добро, любовь, теплоту и щедрость своих душ.
Князь любит свою жену, но по боярскому наговору усомнился в жене своей. Увидев в ладонях Февронии фимиам вместо крошек, постыдился, что не доверяет честности жены. Когда бояре потребовали у него отречения от жены, он предпочел изгнание и остается верным супругом. «Припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление».
Петр и Феврония перед смертью принимают монашество под именем Давида и Ефросиньи. Они остались верны друг другу в мирской и монашеской жизни не только «до гроба», но и «за гробом», соединившись после смерти. Феврония – святая, преподобная, блаженная.
Вывод: Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть. Но он показал и образец супружеской жизни, верности и веры. Вывод: Писатель воспел мудрость простой крестьянки, князя, их верность, любовь, благородство, преданность.

 

· этап урока. Подведение итогов.

- Автор именует Петра и Февронью благоверными. Дома вы исследовали это слово по словарю. К какому выводу пришли?

Благодать – обилие и многообразие даров Св.Духа, дарованных нам Богом. В богословском смысле «благодать» есть спасительная сила Божия, дающая христианину средство к достижению жизни вечно блаженной) (Словарь Г.Дьяченко).

Тогда «благоверный» - верный Богу.

1. Какие слова в тексте имеют также корень «благо»?:

Благочестиво

Благоухающий

Блаженный

Благовествование

Благословить

Благодать

2. Как вы их понимаете?

Благоухающий – Богом улавливаемый.

Блаженный – близкий к Богу.

Благовествование – весть Божья или весть о Боге.

Благодать - данное Богом.

Благочестивый – Бога почитающий.

Повествователь заканчивает повесть молитвой к Петру и Февронии: «Радуйся, Петр, ибо дана тебе была от бога сила убить летающего свирепого змея! Радуйся, Феврония, ибо в женской голове твоей мудрость святых мужей заключалась!.. Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своем со смирением, в молитвах, творя милостыню, не возносясь, прожили; за это и Христос осенил вас своей благодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице лежат, а духом предстоите вы перед владыкой Христом! Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!..»

Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.

Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.

Рефлексия.

- Чем запомнился вам сегодняшний урок?

- Чем обогатила вас история Петра и Февронии?

- О каких вечных темах мы говорили сегодня?

· этап урока. Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Искатели «иного царства».

Корнесловный словарь

СВЯТОЙ -ая, -бе; свят, свята, свято. 1. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. С. старец. С. источник. Святая вода (освящённая). 2. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный (высок.). Святая любовь к Родине. 3. Истинный, величественный и исключительный по важности (высок.). Святое дело. Святая обязанность. 4. святой, -бго, м. В христианстве и некоторых других религиях: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы. Культ святых. Причислить к лику святых.

ПРАВЕДНЫЙ -ая, -ое; -ден, -дна. 1. Благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам. Праведная жизнь. 2. Основанный на правде (во 2 знач.), справедливый (устар.). П. суд. П. судья. * От трудов праведных не наживёшь палат каменных (разг.) - Трудясь честно, трудно разбогатеть, II сущ, праведность,-и, ж.

ЛУКАВЫЙ -ая, -ое, -ав. 1. Коварный, хитрый. Л. человек. Л. поступок. 2. Игривый, исполненный добродушной хитрости. Л. взгляд. Лукавая улыбка. * Лукавый попутал (прост.) - выражение сожаления, раскаяния по поводу неудачного, предосудительного или непонятного действия, поступка. От лукавого (книжн.) - о ненужном мудрствовании, излишнем усложнении чего-н. Все эти сомнения - от лукавого.

ЛЮБОВЬ -, любви, те. любовью, ж. 1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: