Ухищрённые формы коррупции в современном мире




Сущность, формы и причины коррупции в современном мире

Автор:

студентка 2 курса бакалавриата

Юридического факультета СПбГУ

Клименко Ксения Игоревна

 

Санкт-Петербург

 

Содержание

§ 1. Сущность коррупции…………………………………………………………3

§ 2. Основные виды коррупции…………………………………………………..6

§ 3. Ухищрённые формы коррупции в современном мире……………………...9

§ 4. Причины коррупционного поведения………………………………...……16

Сущность коррупции

Коррупция, сопровождавшая общество с древнейших времён, на этапе современности обрела глобальный характер. Неизбежно возникая между объективно развивающимися общественными отношениями и регулирующими их нормами права, коррупция стала привычным явлением как в ведущих государствах, так и в развивающихся странах мира. «Нет таких стран, будь они богатые или бедные, которые могли бы претендовать на исключительное целомудрие,» - резюмировала Международная общественная организация «Transparency International» в бюллетене за май 1994 года.

В российском обществе прочно укрепилась идея о том, что государственный аппарат повсеместно коррумпирован, а добиться эффективной защиты своих прав без подкупа или связей представляется чуть ли не невозможным. И столь распространённое мнение является вовсе не безосновательным – за десятилетия существования Советского Союза с громоздким разросшимся аппаратом управления, необходимостью ради решения вопросов различной степени важности добиваться согласования на множестве инстанций при отсутствии должной гласности и демократического контроля обусловили создания благоприятных условий для коррумпирования. Далее неготовность государственных, в частности правоохранительных, органов к деятельности в принципиально непривычной, резко обновившейся экономической обстановке способствовали расцвету коррупции. Ситуация с 1990-х годов, безусловно, претерпела изменения, однако лишь незначительные для того, чтобы проблема коррупции перестала представлять одну из главных угроз национальной безопасности Российской Федерации. Как показал рейтинг за 2021 год по уровню восприятия коррупции, ежегодно составляемый Transparency International на основе опросов экспертов и предпринимателей, индекс России составил 30 баллов из 100, и она заняла 129-ое место из 180 наравне с Габоном и Малави. В Transparency International отметили, что это худший показатель с 2012 года.

Феномен коррупции пронизывает систему общественных отношений по мере его развития, однако вовсе не является неотъемлемой частью их функционирования. Напротив, коррупция оказывает исключительно пагубное воздействие на экономику государств, наносит ущерб общественной морали, подрывает доверие населения к властям и их авторитет, разрушает принцип справедливости и беспристрастности правосудия. В настоящее время возникает критический момент, когда необходимо полностью искоренить оправдания процветания коррупции, при которых ссылаются, к примеру, на её роль как катализатора принятия управленческих решений. В этой связи безусловно важно определить сущность явления коррупции, наполнить содержание данного понятия, в первую очередь с позиции права, которое в том числе позволило, бы вовремя определять современные ухищрённые проявления коррупции и вовремя пресекать их распространение.

Анализ мнений учёных по поводу раскрытия сущности коррупции позволяет вывести два основных подхода. Согласно первому феномен коррупции следует трактовать достаточно узко – её стержнем в обязательном порядке является подкуп. Коррупционные отношения в данном случае представляются в виде сделки, где одна сторона продаёт другой свои служебные полномочия. При этом иные злоупотребления властью, хоть и носящие корыстный характер, не могут быть признаны коррупционными. К примеру, А.И. Долгова определяет коррупцию как «социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей». На ее взгляд, несмотря на то, что применительно почти к каждому термину возможно его широкое и узкое понимание, не следует придавать понятию «коррупция» слишком широкое толкование. Такой подход к определению данного понятия будет означать объединение под одним термином очень разных по своей криминологической характеристике явлений: и хищений, и должностных преступлений, и подкупаемости и продажности (коррупции в собственном смысле слова)[1]. Второй подход говорит о том, что сущность коррупции не следует воспринимать в усечённом виде, связывая её исключительно с подкупом. Подобных взглядов, придерживается, к примеру, Б.В. Волженкин, рассматривая коррупцию как социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах[2]. Аналогичное мнение высказывает С.П. Кушниренко, толкуя коррупцию как социально-правовое явление, представляющее собой деятельность коррумпантов и коррупционеров, направленную на извращение нормальных общественных отношений, криминализацию их содержания путём использования должностными лицами (коррупционерами) с корыстной целью своих служебных полномочий, должностного статуса вопреки интересам службы[3].

Попытка сформулировать емкое и краткое понятие коррупции была предпринята в Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией. В нем, в частности, отмечается, что «коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Уголовно-правовая конвенция по борьбе с коррупцией, принятая в Страсбурге 27 января 1999 года, также не содержит четкого определения термина «коррупция», а лишь рассматривает его разновидности.

Действующий в настоящее время в отечественном праве Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляет определение коррупции через перечисление перечня отдельных составов преступлений: коррупция, как указано в ст. 1 данного отдельного нормативного акта – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Таким образом, данное законодателем определение реализовывает более широкий доктринальный подход, относя к явлению коррупции не только взяточничество и коммерческий подкуп, но и иные злоупотребления служебным положением и должностными полномочиями, с подкупом не связанные, включая тем самым использование управленческим звеном власти в целях извлечения неправомерных имущественных выгод. «Узкое» понимание сущности коррупции на этапе современности утрачивает свою актуальность, так как данный феномен видоизменяется, принимает новые формы, уже не связанные только с подкупом, подстраиваясь под социальную реальность, становясь всё более ухищрённым и скрытным. Расширительный же подход к толкованию коррупции позволяет своевременно выявлять новые латентные формы коррупции и более эффективно реагировать на предупреждение их распространения.

Основные виды коррупции

Традиционно принято выделять следующие основные исторически сложившиеся виды коррупционного поведения:

1. Взяточничество

Взяточничество наиболее часто ассоциируется с коррупцией – обычно именно получение или дача взятки в первую очередь приходят на ум при упоминании коррупционного поведения. Взяточничество представляет собой предоставление лично либо через посредника материальных либо иных неимущественных благ должностному лицу с тем, чтобы оно совершило действия, или, наоборот, воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций. Необходимо отметить, что включение в данное определение неимущественных благ не присуще Российской Федерации, в отличие от других государств (к примеру, Канады). В национальном законодательстве России к взяточничеству относится только предоставление благ имущественного характера, а нематериальные блага (например, устройство детей вне очереди в детские сады или на обучение в образовательные организации) попадают в категорию злоупотребления служебным положением.

2. Коммерческий подкуп

Коммерческий подкуп характеризуется незаконной передачей лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой либо иной организации, имущественных благ либо незаконное оказание ему услуг имущественного характера в связи тем, чтобы это лицо совершило определённые действия, входящие в его служебные полномочия, либо воздержалось от их совершения в интересах дающего или иных лиц. Опять же, если в российском законодательстве речь идёт только об имущественных выгодах или услугах, оказываемых безвозмездно, но подлежащих оплате, то, в частности, в Конвенции об уголовной ответственности от 27 января 1999 г. коммерческий подкуп охватывает и нематериальные блага. По сути коммерческий подкуп представляет собой ту же взятку, однако в частной сфере. Если субъектом взяточничества является должностное лицо, осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооружённых Силах, то в коммерческом подкупе это лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой либо иной общественной организации. Кроме того, необходимо отметить, что коммерческий подкуп передаётся до совершения соответствующих действий (или бездействия) в интересах дающего, взятка же может быть передана как до, так и после без предварительной договорённости об этом.

3. Фаворитизм и непотизм (кумовство)

Фаворитизмом считается покровительство и попустительство, получение незаконных привилегий от вышестоящего должностного лица. Эта форма коррупции заключается в том, что руководитель приближает к себе своих подчиненных показным делегированием им различных полномочий, которые не соответствуют их статусу, обеспечивает им незаслуженное продвижение по службе, разного рода поощрения. Непотизм, более узнаваемый в России как кумовство, является одной из весьма распространённых разновидностей фаворитизма и основывается на родственных связях. Непотизм представляет собой явление неоправданного назначения на должности в органы государственной службы родственников, способствование их продвижению по занятию более высокого положения и оказания особого предпочтения им.

4. Злоупотребление полномочиями в корыстных целях

Злоупотребление служебными полномочиями понимается как совершение публичным должностным лицом каких-либо действий или же бездействия, направленное на получение какого-либо неправомерного преимущества для себя лично, третьего лица или для юридического лица. Данный вид коррупционного поведения может принимать различные формы. К таковым относится, например, коррупционное использование общественных средств - использование предназначенных для выполнения общественного задания материальных или иных ресурсов с нарушением должностным лицом служебных обязанностей в его личных интересах или с целью создания выгод для третьего лица, если это влечет за собой неравное или необоснованное преимущество для должностного лица или для третьего лица с точки зрения общественного интереса. В качестве примера в данном случае можно привести использование служебного автомобиля в личных целях или тем более для получения дополнительного дохода. Среди иных форм злоупотребления служебными полномочиями в корыстных целях можно выделить присвоение, когда, к примеру, работник таможни присваивает себе изъятое при досмотре пиратское изделие с целью личного пользования.

Ухищрённые формы коррупции в современном мире

В современных реалиях всё чаще формы коррупционного поведения принимают всё более завуалированный, скрытый вид, маскируясь под иные, часто вполне правомерные действия. В попытке избежать ответственности за совершение коррупционных преступлений и обойти закон, в основном закрепляющий только вполне привычные и очевидные виды коррупции, появляются всё более ухищрённые и нетипичные формы этого явления, в том числе вполне распространённые, но не обсуждаемые в обществе по ряду причин, как, к примеру, сексуальные вымогательства.

1. Передача взятки под видом подарка

В национальном законодательстве отсутствуют конкретные критерии, которые позволяли бы разграничивать подарок и взятку должностному лицу, за исключением упоминания о размере обычного подарка – не более 3000 рублей – в ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поэтому при попытке отличить подарок от взятки правоприменитель в основном может руководствоваться рекомендациями юридической науки.

Б.В. Волженкин писал, что «взятка, имеющая характер подкупа, как правило, значительно опаснее взятки - благодарности. При решении вопроса об ответственности виновных во взяточничестве, не обусловленном предварительной договоренностью за уже совершенные действия должностных лиц, следует обращать особое внимание на мотивы, которыми руководствовался взяткодатель, и на предмет самой взятки... Поэтому, если материальная ценность полученного в знак благодарности предмета явно малозначительна (букет цветов, коробка конфет и т.п.) и со стороны вручившего его это был сугубо знак признательности, благодарности, то следует говорить лишь о должностном проступке, не достигающем той степени общественной опасности, которая требуется для преступления»[4]. Оценивая подношение должностному лицу, следует исходить из мотивов его действий: субъект понимает, что материальное благо является дополнительным вознаграждением за его служебную деятельность, потому что подарок предполагает отношения знакомства, взаимной̆ симпатии, наличие поводов для одаривания; а также из общепринятых критериев понимания подарка в обществе: подарки преподносятся по определенному поводу, при наличии установившихся взаимоотношений, стоимость подарка соотносима со степенью знакомства и близостью взаимоотношений. Абсурдным является вручение крупной суммы денег в виде подарка лицу, которое даритель впервые видит на приеме или в служебной̆ обстановке. Невероятным с позиции обыденных норм поведения в обществе представляется принятие денег государственным служащим от незнакомого человека в служебном кабинете. Эти обстоятельства одаривания непременно должны проверяться следствием и судом при проверке версии преподнесения подарка. С этой целью выясняются следующие вопросы: какие взаимоотношения существуют между дарителем и должностным лицом, как давно они знакомы, к какому событию приурочен подарок, когда был приобретен подарок для преподнесения должностному лицу и при каких обстоятельствах, какую часть дохода дарителя составляет стоимость подарка. Кроме того, следует помнить, что подарки не дарятся скрытно, не оставляются на рабочем месте должностного лица инкогнито, не вкладываются в служебные бумаги и так далее. Безусловно, всегда имеются исключения, поэтому каждый̆ такой̆ случай должен тщательно проверяться следствием и судом.

Однако ни о каком подарке нельзя, по мнению Б.В. Волженкина, говорить, если это вознаграждение вымогается должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения под угрозой совершения действия (бездействия), влекущего нарушение законных интересов взяткодателя, или путем умышленного поставления последнего в такие условия, когда он вынужден вручить «подарок» для обеспечения своих правоохраняемых интересов.
Нельзя считать подарком и вознаграждение, переданное должностному лицу в качестве подкупа, определившее его соответствующее служебное поведение, а также вознаграждение, врученное должностному лицу как благодарность за совершенное им незаконное действие (бездействие).

Следовательно, «обычный подарок», не влекущий никакой ответственности как для должностного лица, его принявшего, так и для вручившего подарок лица, отличается от взятки не только относительно небольшим размером. Независимо от размера получение должностным лицом и передача ему незаконного вознаграждения в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей нужно расценивать как взяточничество при соответствии следующим критериям:

1) если имело место вымогательство этого вознаграждения;

2) если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа, обусловливало соответствующее, в том числе правомерное, служебное поведение должностного лица;

3) если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие).

Следует иметь в виду и ситуацию продолжаемого преступления, когда взятка передается по частям, не превышающим установленный ГК РФ размер не более 3000 рублей. Очевидно, что в таких случаях совершается единое преступление, а не неоднократные «обычные подарки» должностному лицу. Единым продолжаемым преступлением - получением взятки - следует считать также систематическое получение материальных ценностей или выгод от одних и тех же взяткодателей за общее покровительство или попустительство по службе, если общая стоимость «подарков» превысила 3000 рублей.

2. Sextortion (сексуальные вымогательства)

Перечисляя нетипичные формы коррупционного поведения следует акцентировать внимание на таком понятии, как «сексторшен» или, дословно переводя на русский язык – сексуальных вымогательствах. «Коррупция имеет много лиц, много форм. Она бывает монетарная, немонетарная, материальная и нематериальная. Взятки дают не только деньгами, но борзыми щенками, скакунами, картинами Пикассо, яйцами Фаберже, яхтами и самолетами. И во всем этом перечне есть наиболее отвратительные формы коррупции – когда люди получают взятки в форме других людей», – говорит Елена Панфилова, основательница представительства «Transparency International» в России. Термин «сексторшен» в правовой сфере появился сравнительно недавно и ещё не успел получить широкого распространения – он был введён в юридический оборот в 2008 г. Международной ассоциацией женщин-судей (IAWJ). Она определяет секстершен как форму коррупции, где роль взятки играют сексуальные услуги либо иные действия сексуального характера – например, обнажение интимных частей тела или интимные фотографии. Её коррупционная составляющая заключается в том, что преступник, находясь в позиции власти и злоупотребляя своим служебным положением, требует оказания сексуальных услуг или принимая их в обмен на совершение определённых действий или бездействия в рамках своих должностных полномочий. По определению ассоциации, сексторшен характеризуется тремя признаками: злоупотребление властью, обмен одной услуги на другую (секса или иных действий сексуального характера на применение служебных полномочий) и психологическое принуждение (в отличие от иных форм сексуального принуждения, где может применяться и физическое насилие). Хотя в правовом поле не так часто уделяется внимание данной форме коррупционного поведения, его новые случаи появляются с пугающей регулярностью – к примеру, по данным Associated Press, более двухсот жительниц Гаити рассказали, что члены миротворческих сил ООН, помогавшие региону оправиться от землетрясения, принуждали их к сексу в обмен на деньги или гуманитарную помощь, такую, как предоставление детских вещей или медикаментов[5]. В 2015 году сотрудник иммиграционной службы США требовал, чтобы молодая женщина родом из Колумбии занялась с ним сексом в обмен на грин-карту[6]. И это только единичные вопиющие случаи, дошедшие до общественности – в реальности данная проблема распространена гораздо более широко. Исследования, проведенные недавно в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, а также на Ближнем Востоке и в Северной Африке, показывают, что каждый пятый человек сталкивался или знает кого-то, кто сталкивался с вымогательством сексуальных услуг в обмен на доступ к государственным услугам, таким как здравоохранение или образование, а в Зимбабве более 57% опрошенных женщин подвергались этой форме вымогательства[7]. Объясняется сравнительно небольшое придание огласке сексуальных вымогательств и замалчивание о них как об особой категории преступлений тем, что сексторшен доказать гораздо сложнее, чем требование денежной взятки. Пострадавшим труднее говорить о произошедшем, так как часто именно жертвы сталкиваются с обвинением в произошедшем, а вымогатель сохраняет свои полномочия и репутацию. Играет роль и тот факт, что в обыденном понимании с коррупцией в первую очередь ассоциируется предоставление денег либо иного имущества, а нематериальные взятки упоминаются реже.

3. Эффект вращающихся дверей

Под термином «revolving door» или, в переводе на русский, «эффектом вращающихся дверей» понимается миграция работников между государственными органами с одной стороны и коммерческими компаниями, некоммерческими организациями, бюджетными учреждениями – с другой. Принято считать, что «дверь» может вращаться в обоих направлениях, поэтому к данному феномену относится не только трудоустройство бывших государственных служащих в лоббистских фирмах и корпорациях после увольнения, но и переходы из корпоративного сектора в государственный. Явление вращающихся дверей получило повсеместное распространение во многих странах, однако больше всего внимания его изучению уделяется в США и Европейском союзе. В мировой практике оно известно также и под другими названиями: во Франции переход чиновников на работу в частный сектор называется пантуфляжем («надевание домашних туфель»), а в Японии – амакудари («спускание с небес»).

Во-первых, переходя на работу в государственные органы, бывший сотрудник частной компании нередко сохраняет дружеские связи со своими бывшими коллегами и партнерами. В том случае, если они попросят оказать им неформальные услуги, противоречащие объективному исполнению служебных обязанностей, должностное лицо окажется перед трудным выбором: известно, что ради сохранения личных отношений люди могут совершать поступки, на которые зачастую не пошли бы ради материальных благ.

Ситуация становится еще более проблематичной, если сотрудник, перешедший в государственный орган, имеет имущественные интересы, связанные с бывшим работодателем. Например, у должностного лица может сохраниться достаточно крупный пакет ценных бумаг компании, в которой он работал раньше, должностное лицо может продолжать возвращать ссуду, полученную от бывшего работодателя на льготных условиях. Если в этих случаях должностное лицо обладает полномочиями по принятию решений или совершению действий, затрагивающих бывшего работодателя, велик риск того, что личные интересы должностного лица не позволят ему беспристрастно выполнять возложенные на него функции.

Во-вторых, конфликт интересов возникает, если должностное лицо, осуществляющее функции государственного регулирования в отношении какой-либо организации, получает от этой организации предложение о трудоустройстве. У должностного лица может возникнуть соблазн использовать данные ему властные полномочия, а также неформальные связи, возможности доступа к информации для оказания неформальных услуг этой организации.

Мировой опыт показывает, что некоторые частные компании, которые в своей деятельности сильно зависят от взаимодействия с конкретными органами власти, зачастую побуждают отдельных своих сотрудников к переходу на работу в эти государственные органы. Такие сотрудники, поступая на службу, сохраняют тесные отношения с бывшим работодателем и становятся своеобразными «агентами влияния». Они обеспечивают принятие выгодных для бывшего работодателя решений, либо лично, либо посредством установления необходимых связей с иными должностными лицами.

Схожие негативные эффекты могут возникать и в результате трудоустройства бывших должностных лиц после увольнения со службы. Многие организации принимают на работу бывших должностных лиц – особенно высокопоставленных – именно для того, чтобы установить неформальные отношения с государственными органами, используя сохранившиеся личные отношения должностного лица с бывшими коллегами и его знания внутренних процедур функционирования органов власти. Поэтому неудивительно, что, согласно исследованиям ряда неправительственных организаций[8], значительная часть должностных лиц, уволившись из государственных органов, переходит на работу в подразделения коммерческих компаний по взаимодействию с государственными органами или начинает заниматься лоббистской деятельностью.

Кроме того, должностные лица нередко обладают большим объемом информации, не известной широкой общественности, но представляющей большой интерес для различных коммерческих и некоммерческих организаций, а также для органов власти зарубежных стран. Для получения такой информации заинтересованные организации нередко принимают бывших должностных лиц на работу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: