Образуйте и запишите указанные грамматические формы. Если форму образовать невозможно, отметьте это.




Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Учебный год

Этап I (школьный)

Ответы к заданиям для 10-11 классов

Максимальный балл за работу – 107.

 

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы или выберите из данных в скобках, поставьте недостающие знаки препинания, дефисы.

Пропущенные буквы пишите внутри квадратных скобок. При выборе букв нужную оставьте, ненужную зачеркните;при слитном написании или отсутствии буквсоедините предыдущую букву с последующей; при раздельном написании поставьте вертикальную разделительную черту.

 

На заседательских бричках (,) на этих расхляб ан ных, без любви и изобретательности сдел ан ных возках (,) тряслось по пшеничным степям чиновничество (—/,) н ев ыспавшаяся кучка людей (,) спешивших на вскрытия () и на следствия (,) а тачанки пришли к нам из приволжских урочищ (,) из тучных немецких колоний. На спинке колонистской тачанки рассып ан а живопись (—/,) гирлянды багровых цветов. Жар предыдущих поколений чувствую я в этих тачанках (,) мчащихся теперь по развороч ен ному шляху.

Ежедневно в полпервого мы начинаем запрягать. Грищук выводит лошадей (,) и я обнаруживаю отблески на их начищ ен ных боках. Мы растираем коням припухшие ноги (,) стрижём гривы, накидываем на спины казацкую упряжь (—/,) запут ан ную ссохшуюся сеть из тоненьких ремешков (—/,) и выезжаем. Грищук присаживается на козлах; моё сиденье застел е но цветистым сеном (,) пахнущим духами и безмятежностью. Колёса скрипят в зернистом песке. Квадраты цветущего мака раскрашивают землю (,) разруш ен ные костёлы светятся на пригорках. Недалеко от дороги, в разбитой ядром нише виднеется коричневая статуя святой Урсулы с обнаж ён ными руками (,) и узкие буквы вяжут неровную цепь на почерневшем золоте фронтона.

(По И. Э. Бабелю)

В тексте сохранена авторская пунктуация, однако при выполнении задании учащимися допускаются варианты постановки знаков препинания в пределах правил пунктуации.

Оценка грамотности: минус 1 балл — орфографическая ошибка, минус 0,5 балла — пунктуационная ошибка.

Баллы вычитаются из допущенного максимального количества баллов; при количестве ошибок, превышающем максимальный балл, за задание ставится 0 баллов (отрицательные баллы не переносятся в оценивание остальных заданий работы).

NB! Оценивается не заполнение пропусков, а верное написание орфограмм. Один пропуск может содержать две орфограммы, которые при ошибке учитываются отдельно, например, развороч[...]ному — развороч ен ному (гласный в причастии и удвоенный согласный). Такие пропуски выделены жирным в ключах.

Максимальный балл – 20.

2. Кратко объясните значение употребленных в тексте слов:

бричка, урочище, тучный, шлях, костёл, фронтон (Значения определяются по толковым словарям.)

Бричка — лёгкая конная повозка, как правило, пассажирская.

Урочище — отделённая по какому-либо принципу часть местности.

Тучный — 1). упитанный, полный, жирный (о человеке или животном); 2). хорошо удобренный, плодородный (о земле).

Шлях — большая дорога (слово употребляется на юге России, в Украине, Беларуси, Польше)

Костёл — католический храм (польское слово).

Фронтон — архитектурный элемент на фасаде здания, обычно треугольный или полукруглый.

За каждое верное толкование по 2 балла.

— 1 балл в каждом примере за фактические неточности в значениях слов

Всего 12 баллов.

 

Ниже приведены толкования одного слова и одной приставки, взятые из толкового словаря. Напишите слово и приставку. Подберите и запишите примеры слов разных частей речи с этой приставкой (не более двух).

а) Сочинение, в котором автор излагает историю своей жизни. АВТОБИОГРАФИЯ

За верный ответ 1 балл.

б) приставка НАД- 1. Образует глаголы со знач.: 1) дополнительно совершающегося действия; 2) неполного действия, распространяющегося на часть чего-л. 2. Образует существительные и прилагательные со знач. поверх, сверх чего-л.: надвязать, надрезать, надстройка, надклассовый

За определение приставки 1 балл.

За каждый пример по 1 баллу. Итого: 2 балла.

Всего 4 балла.

Образуйте и запишите указанные грамматические формы. Если форму образовать невозможно, отметьте это.

а) Форма настоящего времени 3 лица единственного числа глагола болеть:

болеет и болит (по 1 баллу за каждую форму). Итого: 2 балла.

б) форма предложного падежа единственного числа существительного лес:

о лесе и в лесу (по 1 баллу за каждую форму). Итого: 2 балла.

в) форма творительного падежа множественного числа существительного натрий: формы родительного падежа множественного числа существительного натрий в русском литературном языке не существует, так как это существительное имеет только формы единственного числа (1 балл);

г) форма дательного падежа числительного двести восемьдесят три: двумстам восьмидесяти трём (1 балл).

Всего 6 баллов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: