Выделяют 5 основных стратегий взаимодействия.




Тема «Интерактивный аспект общения»

Общение – это не только обмен информацией, знаками и восприятие другого человека, но и организация совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата. Таким результатом обычно является изменение поведения и деятельности других людей.

Интерактивный аспект общения включает в себя многообразные проблемы взаимодействия людей.

Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями (Андриенко Е.В., 2000).

Понятие интеракции дало название целому направлению в психологии – интеракционизму, для которого характерно изучение жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия.

Основные типы социальных ситуаций:

· официальные социальные события;

· личностное взаимодействие;

· случайные, эпизодические встречи со знакомыми;

· формальные контакты (например, на работе);

· ассиметричные взаимодействия, выстроенные по принципу субординации;

· конфликты и переговоры;

· групповая дискуссия.

Психологическая совместимость

Психологическая совместимостьэффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое имеет наибольшую степень возможной взаимозаменяемости и взаимодополняемости элементов системы как целого.

При изучении психологической совместимости людей особое внимание уделялось индивидуальным особенностям участников взаимодействия. Было выявлено, что наиболее совместимыми оказались:

1. люди, которые имеют высокую потребность в общении (особенно важным это является на первом этапе взаимодействия);

2. эмоциональные, неуравновешенные (аффективные) люди, предпочитающие иметь дело с себе подобными;

3. лица, которые имеют сильную нервную систему, склонные к взаимодействию с теми, у кого более слабая нервная система;

субъекты с разным практическим интеллектом (Обозов Н.Н., 1979; Шибутани Т., 1969).

Н.Н. Обозов (1979) выделил 4 уровня совместимости:

Психофизиологический уровень. Собеседник воспринимается как внешне привлекательный, симпатичный, приятно пахнущий и т.п.

Характерологический уровень. Характерологические особенности и привычки собеседника не вызывают раздражения, а воспринимаются как проявление индивидуальности.

Психологический уровень (Социально-психологический или личностный уровень ) Общность мировоззрений, систем ценностей, вкусов способствует формированию симпатии и взаимопонимания между собеседниками.

Существует такое понятие, как коммуникативная совместимость, это частный вид совместимости, возникающий на основе взаимопонимания и согласованности общей позиции; характеризуется отсутствием неблагоприятных последствий коммуникативного взаимодействия в идее напряжения, досады, психологического дискомфорта.

Структура взаимодействия. Процесс взаимодействия людей состоит из функциональных единиц взаимодействия – актов или действий.

Действие – состоит из 4 фаз:

1. фаза возбуждения или импульс включает в себя первые стимулы к общению, на этой фазе происходит переключение человека от одного действия к другому;

2. фаза уточнения ситуации связанас восприятием другого человека, ситуации и информации, на этой фазе осуществляется отбор значимостей, уточнение ситуации происходит в зависимости от личностных смыслов воспринимающего;

3. фаза непосредственного действия – уточнив и оценив ситуацию, человек совершает необходимое действие;

4. фаза завершения связана со сворачиванием действия и восстановлением равновесия индивида с окружающей средой.

Стратегии поведения по отношению к партнерам

Для описания типов поведения К. Томасом были выделены два показателя:

- ориентация человека на интересы других людей; - внимание к своим собственным интересам.

По соотношению направленности на себя и направленности на партнера можно судить о развитии стратегии взаимодействия человека.

Стратегия взаимодействия – это совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной ситуации.

Выделяют 5 основных стратегий взаимодействия.

Соперничество заключается в стремлении человека добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Конкуренция и соревнование представляют собой виды соперничества.

Данная стратегия часто ведет к конфликту, поскольку соперничающие субъекты стремятся добиться своего любой ценой, настойчиво защищая свою точку зрения.

Компромисс заключается в стремлении субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны.

В большинстве социальных ситуаций взаимодействия используется именно эта стратегия, так как социальные ситуации редко бывают благоприятны настолько, чтобы интересы обеих сторон были удовлетворены полностью.

Сотрудничество – это стратегия взаимодействия, позволяющая партнерам прийти к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Это довольно редко встречающаяся стратегия, так как для ее реализации необходимо сочетания нескольких условий:

1) относительно благоприятная социальная ситуация; 2) психологическая совместимость участников взаимодействия; 3) их желание идти навстречу друг другу.

Приспособление – это жертвование собственными интересами ради интересов другого человека.

Для избегания характерно как отсутствие стремления к удовлетворению интересов другого человека, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Первые три стратегии – соперничество, компромисс и сотрудничество относятся к активным стратегиям, свойственным инициативным и предприимчивым людям, уверенным в своих силах.

Индивиды с менее активной социальной позицией и сниженной самооценкой, скорее всего, выбирают стратегии приспособления и избегания.

Стили взаимодействия

С.Л. Братченко под стилем взаимодействия понимает индивидуальную модель межличностного общения, предпочитаемую конкретным человеком.

Критерии выделения стилей: соотношение позиций собеседника (свобода, власть, подчинение); степень взаимопонимания; результаты, последствия и возможности взаимодействия.

Таблица 2. Стили межличностного взаимодействия (по С.Л. Братченко)

 

Стиль Соотношение позиций Степень взаимопонимания Возможности
Диалогический Полное равноправие, обоюдная свобода, доверие, уважение Высокий уровень взаимопонимания Максимальные возможности для самораскрытия, саморазвития обоих партнеров
Авторитарный Неравноправие в отношениях, власть одного над другим Нежелание понимать и сопереживать, требование быть понятым Отсутствие возможностей для одного при максимальных возможностях для другого
Манипулятивный Неравноправие в отношениях, власть одного над другим Стремление скрыть свою позицию и желание раскрыть уязвимые стороны партнера Развитие за счет другого
Альтруистический Неравноправие в ущерб себе Стремление к пониманию, сопереживанию; игнорирование своих проблем Возможности развития собеседника за свой счет
Конформный Отсутствие собственной позиции, присоединение к мнению партнера или группы Стремление к некритическому согласию Отсутствие возможностей для саморазвития
Индифферентный Прагматическая позиция Игнорирование психологических проблем взаимодействия Отсутствие возможностей для развития другого

 

Типы взаимодействий

Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперацию и конкуренцию.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Важным показателем кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников совместной деятельности.

Выделяют три вида кооперативного взаимодействия:

· объединение индивидуальных усилий (например, учителя в одной школе);

· последовательная совместная деятельность (например, конвейер);

· собственно совместная деятельность (например, актеры, играющие в одном спектакле)

Конкуренция заключается в соперничестве. Наиболее яркой формой конкуренции является конфликт.

Конфликт – это – противоречие, возникающие между людьми по значимым для них аспектам взаимодействия и нарушающее их нормальное взаимодействие, а потому вызывающее со стороны участников конфликта определённые действия по разрешению возникшей проблемы в своих интересах.

К основным характеристикам конфликтов можно отнести следующие:

1. Конфликт – это распространённая черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а поэтому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни.

Конфликт должен быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия.

2. Конфликт не всегда и необязательно приводит к разрушениям. Наоборот, это один из основных процессов, служащих сохранению целого. Конфликт – это не всегда плохо.

3. Конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности: Конфликт-изменение-адаптация-выживание

Если мы перестанем воспринимать конфликт как угрозу и начнём относиться к нему как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, мы займём более конструктивную позицию.

4. Конфликт может быть управляем, причём управляем таким образом, что его негативные, деструктивные последствия могут быть минимизированы, а конструктивные возможно усилены. Конфликт представляет собой ту область, с которой можно и нужно работать.

Выделяют конструктивные и деструктивные функции конфликта.

Конструктивные функции конфликта: развивающая функция – он выступает источником развития, совершенствования процесса взаимодействия; познавательная функция – обнаруживает возникшее противоречие; инструментальная функция – призвана разрешить противоречие; перестроечная функция – имеет объективные последствия, связанные с изменением обстоятельств.

Деструктивные функции конфликта:

· в конфликтной ситуации почти все люди испытывают психологический дискомфорт, напряжение, подавленность или чрезмерное возбуждение;

· нарушается система взаимосвязей;

· понижается эффективность совместной деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: