Тема «Интерактивный аспект общения»
Общение – это не только обмен информацией, знаками и восприятие другого человека, но и организация совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата. Таким результатом обычно является изменение поведения и деятельности других людей.
Интерактивный аспект общения включает в себя многообразные проблемы взаимодействия людей.
Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями (Андриенко Е.В., 2000).
Понятие интеракции дало название целому направлению в психологии – интеракционизму, для которого характерно изучение жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия.
Основные типы социальных ситуаций:
· официальные социальные события;
· личностное взаимодействие;
· случайные, эпизодические встречи со знакомыми;
· формальные контакты (например, на работе);
· ассиметричные взаимодействия, выстроенные по принципу субординации;
· конфликты и переговоры;
· групповая дискуссия.
Психологическая совместимость
Психологическая совместимость – эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое имеет наибольшую степень возможной взаимозаменяемости и взаимодополняемости элементов системы как целого.
При изучении психологической совместимости людей особое внимание уделялось индивидуальным особенностям участников взаимодействия. Было выявлено, что наиболее совместимыми оказались:
1. люди, которые имеют высокую потребность в общении (особенно важным это является на первом этапе взаимодействия);
2. эмоциональные, неуравновешенные (аффективные) люди, предпочитающие иметь дело с себе подобными;
3. лица, которые имеют сильную нервную систему, склонные к взаимодействию с теми, у кого более слабая нервная система;
субъекты с разным практическим интеллектом (Обозов Н.Н., 1979; Шибутани Т., 1969).
Н.Н. Обозов (1979) выделил 4 уровня совместимости:
Психофизиологический уровень. Собеседник воспринимается как внешне привлекательный, симпатичный, приятно пахнущий и т.п.
Характерологический уровень. Характерологические особенности и привычки собеседника не вызывают раздражения, а воспринимаются как проявление индивидуальности.
Психологический уровень (Социально-психологический или личностный уровень ) Общность мировоззрений, систем ценностей, вкусов способствует формированию симпатии и взаимопонимания между собеседниками.
Существует такое понятие, как коммуникативная совместимость, это частный вид совместимости, возникающий на основе взаимопонимания и согласованности общей позиции; характеризуется отсутствием неблагоприятных последствий коммуникативного взаимодействия в идее напряжения, досады, психологического дискомфорта.
Структура взаимодействия. Процесс взаимодействия людей состоит из функциональных единиц взаимодействия – актов или действий.
Действие – состоит из 4 фаз:
1. фаза возбуждения или импульс включает в себя первые стимулы к общению, на этой фазе происходит переключение человека от одного действия к другому;
2. фаза уточнения ситуации связанас восприятием другого человека, ситуации и информации, на этой фазе осуществляется отбор значимостей, уточнение ситуации происходит в зависимости от личностных смыслов воспринимающего;
3. фаза непосредственного действия – уточнив и оценив ситуацию, человек совершает необходимое действие;
4. фаза завершения связана со сворачиванием действия и восстановлением равновесия индивида с окружающей средой.
Стратегии поведения по отношению к партнерам
Для описания типов поведения К. Томасом были выделены два показателя:
- ориентация человека на интересы других людей; - внимание к своим собственным интересам.
По соотношению направленности на себя и направленности на партнера можно судить о развитии стратегии взаимодействия человека.
Стратегия взаимодействия – это совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной ситуации.
Выделяют 5 основных стратегий взаимодействия.
Соперничество заключается в стремлении человека добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Конкуренция и соревнование представляют собой виды соперничества.
Данная стратегия часто ведет к конфликту, поскольку соперничающие субъекты стремятся добиться своего любой ценой, настойчиво защищая свою точку зрения.
Компромисс заключается в стремлении субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны.
В большинстве социальных ситуаций взаимодействия используется именно эта стратегия, так как социальные ситуации редко бывают благоприятны настолько, чтобы интересы обеих сторон были удовлетворены полностью.
Сотрудничество – это стратегия взаимодействия, позволяющая партнерам прийти к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Это довольно редко встречающаяся стратегия, так как для ее реализации необходимо сочетания нескольких условий:
1) относительно благоприятная социальная ситуация; 2) психологическая совместимость участников взаимодействия; 3) их желание идти навстречу друг другу.
Приспособление – это жертвование собственными интересами ради интересов другого человека.
Для избегания характерно как отсутствие стремления к удовлетворению интересов другого человека, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
Первые три стратегии – соперничество, компромисс и сотрудничество относятся к активным стратегиям, свойственным инициативным и предприимчивым людям, уверенным в своих силах.
Индивиды с менее активной социальной позицией и сниженной самооценкой, скорее всего, выбирают стратегии приспособления и избегания.
Стили взаимодействия
С.Л. Братченко под стилем взаимодействия понимает индивидуальную модель межличностного общения, предпочитаемую конкретным человеком.
Критерии выделения стилей: соотношение позиций собеседника (свобода, власть, подчинение); степень взаимопонимания; результаты, последствия и возможности взаимодействия.
Таблица 2. Стили межличностного взаимодействия (по С.Л. Братченко)
Стиль | Соотношение позиций | Степень взаимопонимания | Возможности |
Диалогический | Полное равноправие, обоюдная свобода, доверие, уважение | Высокий уровень взаимопонимания | Максимальные возможности для самораскрытия, саморазвития обоих партнеров |
Авторитарный | Неравноправие в отношениях, власть одного над другим | Нежелание понимать и сопереживать, требование быть понятым | Отсутствие возможностей для одного при максимальных возможностях для другого |
Манипулятивный | Неравноправие в отношениях, власть одного над другим | Стремление скрыть свою позицию и желание раскрыть уязвимые стороны партнера | Развитие за счет другого |
Альтруистический | Неравноправие в ущерб себе | Стремление к пониманию, сопереживанию; игнорирование своих проблем | Возможности развития собеседника за свой счет |
Конформный | Отсутствие собственной позиции, присоединение к мнению партнера или группы | Стремление к некритическому согласию | Отсутствие возможностей для саморазвития |
Индифферентный | Прагматическая позиция | Игнорирование психологических проблем взаимодействия | Отсутствие возможностей для развития другого |
Типы взаимодействий
Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперацию и конкуренцию.
Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Важным показателем кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников совместной деятельности.
Выделяют три вида кооперативного взаимодействия:
· объединение индивидуальных усилий (например, учителя в одной школе);
· последовательная совместная деятельность (например, конвейер);
· собственно совместная деятельность (например, актеры, играющие в одном спектакле)
Конкуренция заключается в соперничестве. Наиболее яркой формой конкуренции является конфликт.
Конфликт – это – противоречие, возникающие между людьми по значимым для них аспектам взаимодействия и нарушающее их нормальное взаимодействие, а потому вызывающее со стороны участников конфликта определённые действия по разрешению возникшей проблемы в своих интересах.
К основным характеристикам конфликтов можно отнести следующие:
1. Конфликт – это распространённая черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а поэтому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни.
Конфликт должен быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия.
2. Конфликт не всегда и необязательно приводит к разрушениям. Наоборот, это один из основных процессов, служащих сохранению целого. Конфликт – это не всегда плохо.
3. Конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности: Конфликт-изменение-адаптация-выживание
Если мы перестанем воспринимать конфликт как угрозу и начнём относиться к нему как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, мы займём более конструктивную позицию.
4. Конфликт может быть управляем, причём управляем таким образом, что его негативные, деструктивные последствия могут быть минимизированы, а конструктивные возможно усилены. Конфликт представляет собой ту область, с которой можно и нужно работать.
Выделяют конструктивные и деструктивные функции конфликта.
Конструктивные функции конфликта: развивающая функция – он выступает источником развития, совершенствования процесса взаимодействия; познавательная функция – обнаруживает возникшее противоречие; инструментальная функция – призвана разрешить противоречие; перестроечная функция – имеет объективные последствия, связанные с изменением обстоятельств.
Деструктивные функции конфликта:
· в конфликтной ситуации почти все люди испытывают психологический дискомфорт, напряжение, подавленность или чрезмерное возбуждение;
· нарушается система взаимосвязей;
· понижается эффективность совместной деятельности.