История России XIX век. (Голубева И. В.)




1. Историческая необходимость и предпосылки отмены крепостного права в России.

Накануне отмены крепостного права впервые в истории нашей страны сложились объективные причины, которые создали революционную ситуацию, т. е. Такое положение, при котором возможна революция.

Решающее значение в возникновении революционных ситуации середины девятнадцатого века, имело обострение нужды и бедствий всех трудящихся и широкое крестьянское движение в стране. Положение народных масс ухудшалось в результате судорожных усилий помещиков поднять свои доходы путем увеличения барщины, оброка, урочных заданий, натуральных повинностей. На этом фоне тяготы, связанных с Крымской войной, носили зачастую катастрофический характер. Правительство ввело дополнительные ополчения и усилило рекрутские наборы, увеличило налоги, проводило реквизиции лошадей и скота для армии. Возросли подводная, дорожная и другие повинности. Война оторвала от мирного труда более 10 процентов взрослых мужчин, на 13 процентов сократила поголовье скота. Крестьянское хозяйство еще более разорилось. Несли большие убытки и помещики, так как за годы войны вывоз хлеба сократился в 13 раз, льна- в 8 раз. Шеф жандармов А. Ф. Орлов (до 1856 г.) министры внутренних дел и государственных имуществ доказывали царю о тяжелом положении крестьян и городских низов, о возможности широких волнений еще в начале Крымской войны Н. И. Чернышевский в журнале “Современник” писал о чрезвычайном истощении крестьян на основе данных статистического обследования, проводимого офицерами генерального штаба. В 1860 г. Основной пищей крестьян Рязанской губернии ржаной хлеб и пустые щи. Употребление каши уже было признаком некоторого довольства и стало характерно для более зажиточных домов; мясная пища была чрезвычайной редкостью. Даже картофеля было недостаточно. Летом у крестьян недоставало и хлеба. Недоимки по государственным налогам в последние 20 лет перед реформой выросли по этой губернии в 7 раз. Таким же тяжелым было и положение трудящихся в других губерниях.

Результатом этого был значительный рост крестьянского движения. По далеко не полным сведениям (без учета местных архивных данных), в 1857 г. Было 192 массовых крестьянских выступлений, 1858 г.-528 и в 1859 г.-938. Такое резкое увеличение и привело к созданию революционной ситуации. В крестьянском движении кануна реформы появились и новые черты. Больше происходило открытых нападений на помещиков, участились вооруженные столкновения с войсками, выступления стали массовыми, охватывая иногда несколько сел. Изменилась и общая обстановка в деревне. Открытые массовые выступления опирались на еще большее массовое недовольство большинства крестьянства, появлявшееся в пассивных формах сопротивления. К последним относились, в частности, многочисленные случаи плохой работы на помещика. Крестьяне отказывались платить налоги, сообщая, что платить нечем, не выходили выполнять натуральные повинности, участились побеги.

Массовый характер этого пассивного сопротивления делал подавление его более, трудным, чем открытых восстаний. Заставить работать или платить налоги многие миллионы крестьян, часто целые села и волости, было сложно. Растущий “ дух неповиновения”, состояния общего брожения и непокорности крестьян делали, по словам историка крестьянского движения И. И. Игнатович, из каждого имения маленький вулкан, грозящий постоянно извержением. Часто этот “дух неповиновения “ был так велик, мелкие столкновения так часты итак невыгодно отражались на помещичьем хозяйстве, что помещики обращались с просьбой прислать воинские команды, но встречали, несмотря на полное сочувствие к помещикам, отказ администрации ввиду массовых таких случаев и отсутствие видимых поводов. По этому дворянская масса, инстинктивно ощущавшая возможность “второй пугачевщины”, выражала резкое недовольствие действиями властей, которые якобы “распустили крестьян”.

Литература этого периода полна указаниями на рост неповиновения, на опасность повторения пугачевщины. Но мало кто из дворян понимал, что надо отменить крепостное право как главную причину озлобления и недовольства крестьянства. Большинство считало, что повинность можно достичь насилием, что нужна “железная рука”.

Социальная психология дворянства не изменялась, тогда как социальная психология крестьян стала совсем другой. Раньше крестьяне мирились с тем, что их грабили и истязали, теперь отвечали на это восстаниями, поджогами, убийствами помещиков и управляющих, а чаще всего массовым неповиновением.

Враждебное отношение к помещикам и к крепостному праву делало крестьян восприимчивыми ко всякого рода слухам. В 1854 и 1855 г. Во время издания указов о призыве добровольцев в морскую флотилию, а затем в государственное ополчение крестьяне поняли их как обещание свободы за добровольную службу и самовольно массами уходили в города, чтобы записаться в ополчение.

Для подавления этих массовых волнений, охвативших 16 губерний, были посланы войска и произошли столкновения солдат с крестьянами, в которых, по официальным данным, было убито 36 и ранено 57 человек.

После окончания войны крестьянские волнения усилились. В 1857 г. В южных губерниях распространились слухи, что в Таврии раздают земли и дают волю. Появились “очевидцы”, которые рассказывали, что в Перекопе “в золотом шатре сидит и всем пришедшим раздает волю, а не явившиеся остаются в полной неволе”. Движение в “Таврию за волей” началось в Екатеринославской губернии. Только из двух уездов - Верхнеднепровского и Екатеринославского - число бежавших доходило до 9 тысяч человек. Целые деревни снимались с мест и на кибитках со своим скарбом уходили в Крым. Затем двинулись крестьяне Херсонской, Полтавской, Харьковской, Черниговской, Курской, и Орловской Губернии. Из Херсонской губернии ушло три тысячи человек. Против крестьян были посланы воинские команды, и по официальным данным, произошло шесть кровавых столкновений.

В 1857 г. было широкое выступление грузинских крестьян в Менгрелии. Вооружившись кольями, дубинками, пиками, более десяти тысяч повстанцев нападали на помещиков и представителей администрации, требовали освобождения от барщины и наделения землей.

В 1858-1859 г. развернулось массовое “трезвенное движение” в ответ на повышение цен на водку. Движение охватило тридцать две губернии. Крестьяне и городские низы громили питейные заведения, бойкотировали их. В 1860 г. была отменена система откупов и введена акцизная продажа спиртных напитков, при которой стала развиваться конкуренция среди торговцев. Это было прямым следствием широких крестьянских выступлений.

2. Формирование либеральной бюрократии как субъективная предпосылка буржуазных реформ 60-70х гг. 19 века. Сторонники реформ в царской семье.

Вопрос о либеральной бюрократии в России тесно связан с более широким вопросом - о возможности проведения эффективной реформаторской политики. В настоящее время распространена точка зрения, согласно которой российские реформы обречены на поражение из-за бедности кадровой составляющей и системной коррупции. Как ни странно, но такие же печальные выводы делались и накануне Великих реформ Александра II - самого масштабного реформаторского проекта в России, проведенного, в отличие от петровских преобразований, без кнута и трагедий сотен тысяч людей. И, кстати, проекта, не повлекшего за собой распада страны, - в отличие от советской перестройки.

Основными акторами Великих реформ стали либеральные бюрократы - образованные, довольно молодые (особенно по сравнению со своими предшественниками николаевского времени) администраторы, занявшие ключевые посты в системе государственного управления. Именно они выступили не только инициаторами, но и «технологами» реформ, продемонстрировав незаурядное умение реализовывать на практике самые смелые проекты. Энтузиазм этих людей сочетался с идеализмом, которого ранее не знала российская государственная служба.

Рождение либеральной бюрократии

Создателями либеральной бюрократии в России были два человека - Михаил Сперанский и Николай I. Казалось бы, парадоксальное заключение. Со Сперанским все ясно: он действительно реформатор, сторонник модернизации России, чьи идеи о представительном органе власти были реализованы лишь спустя почти столетие после того, как были выдвинуты. Но Николай до сих пор воспринимается почти исключительно как охранитель на троне.

Идеалисты и реформы

Главной особенностью либеральной бюрократии эпохи Александра II был, однако, не высокий уровень образования. Еще более важным оказывался ее идеализм, вера в возможность проведения реформ при изначально неблагоприятной ситуации - доминировании в правительстве николаевских вельмож, в большинстве своем не желавших никаких перемен. Свою роль в этом, возможно, сыграли позитивистские взгляды, популярные в то время и предусматривавшие неизбежность и благодетельность общественного прогресса. Достаточно лишь проявить инициативу, настойчивость и можно ожидать успешных результатов. Такой идеализм, казалось бы, парадоксально сочетался с активным деланием карьеры, но парадокса здесь нет - продвижение по службе воспринималось либеральными бюрократами не как самоцель, а как возможность воплощать свои идеи. Если они сталкивались с невозможностью их осуществления, то не держались за свои посты. Достаточно вспомнить уход в отставку группы либеральных бюрократов в 1881 году, после того, как Александр III пошел на разрыв с реформаторскими планами последних недель жизни своего отца.

Один из наиболее известных либеральных бюрократов, министр народного просвещения Александр Головнин, вспоминал (в третьем лице) о своих планах при вступлении в должность:

«Ему мечтались отмена цензуры, свобода преподавания, простор в учреждении школ, публичных лекций, соревнование между преподавателями, большое возбуждение умственной деятельности, возвышение нравственности и чувства собственного достоинства и, наконец, торжество истины вследствие свободной борьбы между правдой и заблуждением».

К этой фразе писавший свои мемуары на склоне лет экс-министр сделал печальное примечание: «Теперь, по прошествии многих лет, можно сказать: “Мечты, мечты - где ваша сладость? Где вечная к ним рифма - младость?”»

Однако невозможность реализации всех намерений не означала, что ситуация была безнадежна. За пять лет пребывания в должности Головнину удалось восстановить автономию высшей школы, приняв новый университетский устав, а также серьезно улучшить состояние среднего образования. Еще более масштабных результатов добились другие реформаторы. Достаточно вспомнить освобождение крестьян, на которое Николай I не решался в течение всего своего царствования из опасения дворянских заговоров и крестьянских волнений (первых не произошло, вторые были быстро локализованы). Здесь же введение городского и земского самоуправления с передачей ему части государственных функций - общественники справлялись с ними во всяком случае не хуже, чем старая уездная и губернская бюрократия. Отмена рекрутчины и введение всеобщей воинской обязанности с резким сокращением сроков военной службы. Создание независимой ревизионной инстанции - государственного контроля, получившего возможность реальной борьбы с коррупцией (это способствовало ликвидации коррупции как системного явления, хотя в ряде сфер, от бурно развивавшегося железнодорожного строительства до деятельности младших чинов полиции, она все равно оставалась высокой). Формирование современной судебной системы, основанной на гласности и состязательности судопроизводства (что предусматривало реорганизацию прокуратуры и создание адвокатуры) и введении суда присяжных.

В течение крайне непродолжительного времени суд из коррумпированного и неавторитетного органа превратился в престижное учреждение, гласность работы которого и высокие требования к кадрам, работавшим в нем, практически исключали возможность злоупотреблений. Явно необъективные решения встречались лишь в ряде политических дел, где исполнительная власть использовала административный ресурс, но их количество было относительно невелико (нельзя не отметить, что многие революционеры осуждались вполне законно, а знаменитое дело Веры Засулич вряд ли может служить эталоном справедливости).

Все это не означает, что у либеральной бюрократии не было проблем. Первая из них состояла в слабости связей этой группы чиновников с обществом. Головнин вспоминал, что его реформаторская деятельность подвергалась критике со стороны как консерваторов, так и «крайних либералов», считавших, что министр действует недостаточно решительно. Классическая ситуация для умеренно-либеральных реформ усугублялась в России отсутствием демократических традиций и влиятельного среднего класса, способного формулировать собственные интересы.

В результате либеральным бюрократам пришлось уповать на поддержку их начинаний со стороны самодержца, который проявлял интерес к реформам, хотя и не всегда понимал их смысл. Характерно, что после введения принципа несменяемости судей Александр II вызвал к себе министра юстиции Дмитрия Замятнина и потребовал оформить увольнение либерального сенатора Марка Любощинского, высказывания которого по общественным вопросам вызвали возмущение императора. В ответ Замятнин указал на невозможность подобного решения, так как сенаторы - это судьи и не могут быть никем смещены. Александр был шокирован, столкнувшись с тем, что лично подписал закон, ограничивающий его собственные права. Характерен итог этой истории: царь отказался от своей затеи, Любощинский остался сенатором (и затем даже продолжил карьеру, став спустя много лет членом Государственного совета), но Замятнин вскоре был отправлен в почетную отставку. Самодержец не посмел нарушить собственный закон, но министр, указавший на это, быстро впал в немилость.

Неудивительно, что Александр не довел реформы до конца, - Россия так и не получила представительного учреждения общенационального масштаба. Царь опасался неконтролируемого развития событий в результате выборов, на которые было трудно влиять. Такая позиция первоначально получила поддержку и среди либеральных бюрократов, опасавшихся, что большинство в будущем парламенте получат реакционные землевладельцы, недовольные тем, что у них отобрали крестьян. Таким образом, вопрос о судьбе реформ и конкретных представителей либеральной бюрократии был поставлен в зависимость от судьбы одного человека, который мог резко качнуться вправо (что и произошло после выстрела Дмитрия Каракозова) или вообще исчезнуть с политической арены. Именно так и случилось после гибели Александра в 1881 году: следствием народовольческого террористического акта стала эпоха контрреформ, когда либеральная бюрократия была признана виновной в отрыве от национальных корней и проведении излишне реформаторской политики. Именно в этом их обвиняли идеологи нового режима, бывшие либералы Константин Победоносцев и Михаил Катков.

Несомненно, самой важной и самой необходимой была крестьянская реформа, и в 1856 году Александр II приказал новому министру внутренних дел С. С. Ланскому сосредоточить в своем ведомстве все материалы по устройству помещичьих крестьян, наработанные в царствование Александра I и Николая I. Ланской происходил из потомственного и заслуженного дворянства. Долголетняя служба в николаевской системе наложила на него свой отпечаток, лишив его значительной доли инициативы. Однако воспитанный на идеях просветителей, он, став в 1856 году министром внутренних дел, вместе с другими «стариками»-реформаторами, поддерживал желание императора обновить Россию.
В стремлении решить крестьянский вопрос Александра II поддерживали и некоторые члены императорской семьи. Так его брат, великий князь Константин Николаевич вошел в состав Секретного комитета по крестьянскому вопросу и занял активную неуступчивую позицию, чем вызвал панику его членов. Помимо него, большое влияние на императора оказывала великая княгиня Елена Павловна, вдова его дяди Михаила Павловича.Иностранка (дочь принца Вюртембергского), она стала в России «более русской, чем многие придворные дамы исконно славянского происхождения». Елена Павловна всегда пыталась оказать действенную помощь людям науки и искусства, ее высокая образованность гармонично сочеталась с истинным меценатством.Она первая из родственников Александра предложила освободить 15 тысяч своих крепостных крестьян в Полтавской губернии.Вокруг нее, как и вокруг великого князя Константина Николаевича, во второй половине 1850-х годов формировался штаб будущих реформ, включавший Н. А. и Д. А. Милютиных, К. Д. Кавелина, Ю. Ф. Самарина, В. А. Черкасского и других.

 

3. Александр II: начало нового царствования. Власть и общество в середине 50х годов 19 века. Общественный подъём в стране.

19 февраля 1855 г. на российский престол вступил Александр II (1818-1881) - старший сын Николая I. "Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в том порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот", - сказал ему перед своей кончиной Николай I.

Это было время тяжких испытаний для России, когда обнаружилась полная несостоятельность николаевской системы. Два года шла изнурительная война, в которой русская армия терпела поражение за поражением. 28 августа (9 сентября) 1855 г. пал Севастополь, несмотря на мужество и героизм русских солдат и матросов. Стало очевидно, что война проиграна. Сразу же после падения Севастополя начались переговоры и мире, который был заключен 18 (30) марта 1856 г. в Париже. Со вступлением Александра II на престол во всех слоях русского общества пробудились надежды на серьезные перемены. Эти надежды разделял и находившийся в лондонской эмиграции А.И. Герцен. В марте 1855 г. он направил Александру II письмо. "Дайте землю крестьянам, - убеждал царя Герцен, - она и так им принадлежит. Смойте с России позорное пятно крепостного состояния, залечите синие рубцы на спине наших братий... Торопитесь! Спасите крестьянина от будущих злодейств, спасите его от крови, которую он должен будет пролить!" По своей натуре Александр II не был реформатором. В отличие от своего младшего брата Константина Николаевича Александр не увлекался либеральными идеями. Он получил разностороннее образование, владел пятью иностранными языками. Воспитателем его был назначен генерал К.К. Мердер, главным наставником - известный поэт В.А. Жуковский, учителями: статистики и истории - К.И. Арсеньев, экономики и финансов - Е.В. Канкрин, дипломатии - Ф.И. Брунов; курс законоведения читал наследнику М.М. Сперанский. Образование Александра завершилось поездкой в 1837 г.вместе с В.А. Жуковским по 29 губерниям европейской России, Западной Сибири и Закавказья, а в 1838 - 1839 гг. по странам Западной Европы. С конца 30-х годов Николай I привлекает Александра к участию в государственных делах - в качестве члена Государственного совета, Сената и Синода, председателя двух секретных комитетов по крестьянскому делу (1846 и 1848 гг.), назначает его на высшие военные посты - сначала командующим гвардейской пехотой, затем Гвардейского и Гренадерского корпусов. На время отъезда императора из столицы на Александра возлагались все государственные дела. В 1850 г. Александр принимал участие в военных действиях русских войск на Кавказе. Таким образом, будучи еще наследником престола, он приобрел значительный опыт в военных и государственных делах. В то время он действовал в русле политики своего отца, а в крестьянском вопросе выступал даже "правее" его, неизменно отстаивая помещичьи интересы. В 1848 г. он выступал за ужесточение цензуры и одобрял поворот в политическом курсе своего отца. Однако, вступив на престол, Александр нашел в себе мужество признать крах николаевской системы и необходимость перемен. Уже в первый год его царствования был сделан ряд послаблений - в первую очередь в сфере образования и печати. Были сняты ограничения, которым подверглись в 1848 г. университеты, а также запреты для выезда за границу, упразднен пресловутый "бутурлинский" цензурный комитет, разрешен ряд новых периодических изданий. Коронационный манифест 26 августа 1856 г. объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1830-1831 гг. и другим политическим ссыльным. Но среди первостепенных и неотложных задач, вставших перед Александром II, была отмена крепостного права.

Во второй половине 19 века политическая ситуация в стране неоднократно менялась. В период подготовки реформ, с 1855 по 1861 гг., правительство сохраняло за собой инициативу действий, привлекало к себе всех сторонников преобразований – от высшей бюрократии до демократов. Впоследствии трудности с проведением реформ обострили внутриполитическую обстановку в стране. Борьба правительства с противниками «слева» обрела жестокий характер: подавление крестьянских выступлений, аресты либералов, разгром польского восстания. Усилилась роль III Охранного (жандармского) отделения.

В 1860-х годах на политическую арену вышло радикальное движение — народники. Разночинная интеллигенция, опираясь на революционно- демократические идеи и нигилизм Д.И. Писарева, создала теорию революционного народничества. Народники верили в возможность достижения
социализма, минуя капитализм, через освобождение крестьянской общины — сельского «мира». «Бунтарь» М.А. Бакунин предрекал крестьянскую революцию, фитиль которой должна была зажечь революционная интеллигенция. П.Н. Ткачев был теоретиком государственного переворота, после совершения которого интеллигенция, проведя необходимые преобразования, освободит общину. П.Л. Лавров обосновал идею тщательной подготовки крестьян к революционной борьбе. В 1874 г. началось массовое «хождение в народ», но агитация народников не смогла зажечь пламя крестьянского восстания.

Демократическое движение в России складывалось в двух направлениях: либеральное и революционное.

Русские либералы представляли небольшую по численности, но влиятельную группу людей, состоящую из преподавателей университетов, государственных чиновников, писателей, врачей, ученых. Наиболее видными их идеологами были Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, позже – П.Н. Милюков, В.Д. Набоков.

Либеральные демократы были настроены резко критически к существующему строю и предлагали провести модернизацию страны в духе западной демократии. Они добивались подписания царем манифеста, который объявил бы о выборах в стране на основе равного избирательного права высшего законодательного органа – парламента – с правом контроля над властью монарха и правительства.

Либералы добивались предоставления гражданам страны равных прав и свобод, в том числе национального равноправия и свободы вероисповедания. Либеральные демократы отвергали революцию и убеждали монарха в необходимости проведения реформ.

Царское самодержавие не прислушивалось к советам либералов и невольно толкало их к революционным методам борьбы.

Второе течение, борющиеся против самодержавия, было революционно-демократическим.

Социальной базой его были люди разных мелких чинов (врачи, студенты, учителя) – их называли разночинцами.

Интеллигенция и молодежь видели бедственное положение народа, сочувствовали ему и шли в народ, чтобы просвещать и лечить его. За это их прозвали "народниками". Крупными руководителями народников были П. Л. Лавров, М.А. Бакунин, П. Н. Ткачев.

По своей идеологии народники были социалистами. Народники хотели поднять крестьян на бунт, на революцию против царизма.

Осознав, что народ на революцию не поднять, народники перешли к индивидуальному террору. Они организовали много покушений на государственных чиновников, от их бомбы погиб Александр II в 1881 г.

4. Правительственная подготовка отмены крепостного права в России. Эволюция «формулы» реформы в 1857-1858 годах.

Выработка оснований крестьянской реформы сначала была возложена на Министерство внутренних дел. Этим занялась специальная группа чиновников под председательством А. И. Левшина — товарища министра внутренних дел. Летом 1856 г. Левшин представил "Записку" с изложением принципов предстоящей реформы. Суть их заключалась в том, что за помещиком сохранялось право собственности на всю землю, включая и крестьянскую надельную, которая предоставлялась крестьянам при их освобождении в пользование, за что они обязаны были нести в пользу помещика регламентированные законом повинности в виде барщины или оброка.

 

3 января 1857 г. был образован Секретный комитет под председательством князя А. Ф. Орлова "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян". Это был последний, десятый по счету, секретный комитет по крестьянскому вопросу. Составленный из бывших николаевских сановников, в большинстве своем убежденных крепостников, комитет затягивал дело. Однако нараставшая социальная напряженность в стране заставила Александра II принять более действенные меры. При этом он по-прежнему стремился добиться от самих помещиков, чтобы они проявили свою инициативу в деле подготовки реформы. Первыми изъявили на это согласие помещики трех западных ("литовских") губерний — Виленской, Ковенской и Гродненской. В ответ 20 ноября 1857 г. последовал царский рескрипт генерал-губернатору этих губерний В. И. Назимову об учреждении из числа местных помещиков трех губернских комитетов и одной "общей комиссии в г. Вильне" для подготовки местных проектов крестьянской реформы. В основу рескрипта Назимову, а вскоре и циркуляра министра внутренних дел были положены принципы, изложенные ранее в "Записке" А. И. Левшина и одобренные Александром II. Рескрипт Назимову сначала держался в секрете: с текстом его конфиденциально были ознакомлены лишь губернаторы, которые должны были побудить дворян своих губерний также проявить инициативу в деле подготовки реформы. В официальной прессе рескрипт Назимову был опубликован 24 декабря 1857 г.

 

5 декабря 1857 г. последовал аналогичный рескрипт петербургскому генерал-губернатору П. Н. Игнатьеву. В течение 1858 г. рескрипты были даны и остальным губернаторам, и в том же году в 45 губерниях, в которых находились помещичьи крестьяне, были открыты комитеты по подготовке местных проектов освобождения крестьян. Боясь произнести слово "освобождение", правительство официально называло их "губернскими комитетами об улучшении быта помещичьих крестьян". Любопытно отношение Александра II к губернским комитетам. В ноябре 1858 г., когда комитеты везде уже были открыты и приступили к работе, он писал брагу Константину Николаевичу: "Хотя большого прока от них не ожидаю, но все-таки можно будет воспользоваться хорошими мыслями, которые можно надеяться найти, если не во всех, то по крайней мере в некоторых из них".
С опубликованием рескриптов и началом деятельности губернских комитетов подготовка крестьянской реформы стала гласной. В связи с этим Секретный комитет 16 февраля 1858 г. был переименован в "Главный комитет по крестьянскому делу для рассмотрения постановлений и предположений о крепостном состоянии", а еще ранее в состав комитета был введен энергичный и убежденный сторонник освобождения крестьян великий князь Константин Николаевич, назначенный затем и его председателем вместо А. Ф. Орлова.

 

Опубликование рескриптов, даже с их крайне умеренной программой, большинство помещиков встретило отрицательно. Так, из 46 тыс. помещиков 13 центральных губерний только 12,6 тыс. выразили согласие на "улучшение быта" своих крестьян. В губернских комитетах развернулась борьба, нередко принимавшая острый характер, между либеральным меньшинством и крепостническим большинством. Лишь в одном Тверском комитете преобладали либерально настроенные помещики.
Летом и осенью 1858 г. Александр II предпринял двухмесячную поездку по России. Он посетил Москву, Владимир, Тверь, Вологду, Кострому, Нижний Новгород, Смоленск и Вильну, где заявлял о своей решимости освободить дворян поддержать другие готовящиеся преобразования.

 

Обсуждение "крестьянского вопроса" заняло центральное место в русской прессе А. И. Герцена и H. П. Огарева за границей (в "Полярной звезде", "Голосах из России", но особенно в "Колоколе") и в легальной печати в самой России: в органе западников "Русский вестник" (редактор M. II. Катков, придерживавшийся тогда либеральных воззрений), в умеренно-либеральном журнале "Атеней", в славянофильских журналах "Русская беседа" и "Сельское благоустройство", в "Журнале землевладельцев", служившем трибуной для выражения помещичьих взглядов. Тон задавал журнал "Современник", в котором с 1854 г. ведущее положение занял H. Г. Чернышевский. В опубликованных в 1858—1859 гг. в "Современнике" трех статьях под общим названием "О новых условиях сельского быта" Чернышевский проводил в подцензурной форме и внешне благонамеренном тоне идею немедленного освобождения крестьян с землей без всякого выкупа.

 

Подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке дальнейшего нарастания крестьянского движения. Если за 1857 г. властями было зафиксировано 192 разного рода крестьянских выступлений, то за 1858 г., когда подготовительные мероприятия правительства приобрели гласность, — уже 528. Сам факт начала подготовки реформы послужил толчком к крестьянским выступлениям. В донесениях губернаторов, губернских предводителей дворянства, офицеров корпуса жандармов и полиции за 1858 г. постоянно указывалось, что крестьяне чаще всего восставали, "увлекаемые слухами о свободе", "прослышав о вольности из крепостного состояния", "превратно толкуя распоряжения правительства об улучшении их быта". Но о размахе крестьянского движения за последние предреформенные годы следует судить не только по числу отдельных волнений. Здесь особое значение приобрело массовое брожение в крестьянстве, готовое перейти в общее восстание. Донося о случаях открытых крестьянских выступлений, местные власти сообщали, что еще большее количество крестьян охвачено "скрытым волнением". Это никак не согласуется с успокоительным отчетом Департамента полиции за 1858 г.: "С обнародованием предположений об улучшении быта помещичьих крестьян они с большим терпением и доверием к правительству ожидают окончания этого дела, не выказывая никаких особенных признаков неприязни к владельцам".

 

Хотя судьбы крестьянства решались в губернских комитетах и центральных учреждениях, готовивших реформу, а сами крестьяне были устранены от участия в деле, касавшемся их жизненных интересов, тем не менее ни помещики, ни правительство не могли не считаться с настроением крестьянства, которое оказывало значительное воздействие на ход подготовки реформы. Большое впечатление на царское правительство произвело восстание крестьян в 1858 г. в Эстонии. Еще в 1816 г. эстонские крестьяне получили личную свободу, но без земли — ее они должны были арендовать у своих бывших помещиков за прежние феодальные повинности. В 1856 г. было издано новое "Положение", которое явилось даже шагом назад по сравнению с реформой 1816 г., так как усиливало зависимость крестьян-арендаторов от помещиков и лишало их перспективы приобрести землю в собственность. Восстание охватило десятки тысяч крестьян. Па усмирение его были посланы крупные воинские силы. Это восстание воочию показало опасность безземельного освобождения крестьян. В связи с этим 4 декабря 1858 г. Главный комитет принял новую программу реформы, предусматривавшую предоставление крестьянам их наделов в собственность посредством выкупа, правительственное содействие выкупу путем организации кредита и введение крестьянского самоуправления в рамках сельской общины. Именно эта программа и легла в основу проекта "Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости".

 

Вместе с тем еще в начале 1858 г., в связи со сложившейся в крепостной деревне напряженной обстановкой, Александр II одобрил проект "Положений о временных генерал-губернаторах", которые наделялись, по сути дела, неограниченной властью на местах. Проект, однако, не был реализован, ибо встретил недовольство дворянства, усмотревшего в нем подрыв своих позиций в местном управлении.
4 марта 1859 г. в качестве "рабочего" органа при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии, на которые возлагалось рассмотрение материалов, представленных губернскими комитетами, и составление проектов законов об освобождении крестьян. Одна комиссия должна была подготовить проект "Общего положения о крестьянах", другая — проект "Местных положений о поземельном устройстве крестьян". Но фактически обе комиссии в своей деятельности слились в одну, сохранив множественное наименование — Редакционные комиссии. Это был вневедомственный, "нетрадиционный" орган, который проделал основную работу по подготовке проекта "Положений о крестьянах". Хотя он и числился при Главном комитете, но пользовался самостоятельностью, будучи подчинен непосредственно императору. Редакционные комиссии подразделялись на финансовый, юридический и хозяйственный отделы. В их состав входили 38 человек: 17 -представители министерств и ведомств и 21 эксперт — от местных помещиков и ученых. Это были компетентные и в своем большинстве либерально настроенные деятели. Председателем Редакционных комиссий был назначен Я. И. Ростовцев — близкий к Александру II и "беспоместный" (не имевший ни земли, ни крепостных крестьян, следовательно, не принадлежавший ни к какой "помещичьей партии"). Он последовательно проводил правительственную линию, не поддаваясь влиянию ни "справа", ни "слева" и пользуясь постоянной поддержкой Александра II.

 

Ростовцев собрал все законодательные акты о крестьянах, все поступившие проекты крестьянской реформы, материалы секретных комитетов, специальные журналы и оттиски статей по крестьянскому вопросу, в том числе и запрещенные в России заграничные герценовские издания, которые посылались ему из III отделения императорской канцелярии. "Колокол" Герцена постоянно лежал на столе Ростовцева. В 1859—1860 гг. было издано 25 томов "Материалов Редакционных комиссий" и 4 тома "Приложений" к ним (статистических данных о состоянии помещичьих имений). После смерти Ростовцева в феврале 1860 г. председателем Редакционных комиссий был поставлен министр юстиции В. Н. Панин, известный своими крепостническими взглядами. Однако он не мог сколько-нибудь существенно изменить деятельность комиссий и повлиять на содержание подготовленных к тому времени проектов.

 

Обилие разнообразной документации по крестьянскому вопросу, поступавшей в Главный комитет, вызвало необходимость создания в марте 1858 г. при Центральном статистическом комитете Министерства внутренних дел Земского отдела, призванного заниматься разбором, систематизацией и обсуждением всех дел, связанных с подготовкой реформы. Первоначально председателем Земского отдела был назначен А. И. Левшин, позже Н. А. Милютин — один из самых образованных и талантливых государственных деятелей той эпохи, сыгравший немалую роль и в Редакционных комиссиях, где он являлся, по свидетельству современников, "правой рукой" Ростовцева и "главным двигателем реформы".

 

Губернские комитеты занимали в целом консервативные позиции, обусловленные корыстными интересами местного дворянства. Большинство губернских комитетов выступало за сохранение на неопределенный срок временно-обязанного состояния крестьян и требовало при его прекращении возврата помещикам крестьянских наделов. Редакционные комиссии не пошли навстречу этим притязаниям. Но и в самих Редакционных комиссиях не было единства мнений: шла острая борьба по вопросам конкретных норм наделов и повинностей, о функциях крестьянского сельского управления.

 

В августе 1859 г. проект "Положений о крестьянах" Редакционными комиссиями был в основном подготовлен. Предполагалось сначала обсудить его



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: