Модель IS—LM и построение кривой совокупного спроса.




Графический инструментарий модели IS-LM позволяет проанализировать влияние различных вариантов макроэкономической политики на совокупный спрос и рассмотреть, как каждое планируемое изменение в политике воздействует на равновесный уровень дохода Кривые IS и LM могут изменять свое положение под воздействием различных факторов, из которых наибольший интерес представляют изменения государственных расходов, налогов и предложения денег, поскольку они являются инструментами фискальной и денежно-кредитной политики. В модели IS-LM воздействие фискальной политики будет отражаться в сдвигах кривой IS, а денежно-кредитной – в сдвигах кривой LM. Прирост гос расходов частично вытесняет плановые инвестиции.Снижение налогов при неизменном уровне гос расходов оказывает такое же воздействие, как и увеличение гос расходов. Оно приводит к тому, что при любом данном значении % ставки совокупный выпуск будет больше вследствие роста располагаемого дохода, потребления и совокупного спроса. Величина этого воздействия определяется налоговым мультипликатором.

Равновесный уровень дохода в модели IS-LM будет зависеть и от наклона кривых.

19. Понятие, цели и инструменты фискальной политики. – политика гос в области налогообложения и гос расходов, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП.Проводятся 2 вида фискальной политики: дискреционная и недискреционная. Цель:ликвидировать безработицу или инфляцию.Стимулирующая фискальная политика включ: увелич гос расходов или снижение налогов, или сочетание первого и второго.Если имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии, и наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика.Сдерживающая фискальная политика включ: уменьшение правительственных расходов или увелич налогов, или сочетание первого и второго. Через фискальную ф-цию гос обеспеч:- достижение баланса между доходами и расходами бюджетов;- равномерное распределение налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы;- повышение уровня соц инфраструктуры в стране и в каждом отдельном регионе;- выполнение ф-ций и задач гос;-сохранение соц стабильности.Инструменты: манипуляция различ видов налогов и налоговых ставок, трансфертных платежей и др виды гос расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является гос бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.Налоги и гос расходы явл основными инструментами фискальной политики.

20. Дискриционная фиск пол-ка. это сознательное измен правит-ом гос расходов и налогов. Она использ прямые и косвен инструменты.Прямые инстр-измен гос закупок и трансфертные платежи. Они вкл в формулу совок сроса:AD=C+I+GКосв-ые инструм-это измен в налогооблажение. Мультипл гос закупок равен отнош измен реал объёма выпуска измен гос закупок.MG=∆Y/∆G=1/(1-mpc)∆Y=∆G*1/(1-mpc)На измен объёма выпуска Y влияет и измен транспертных платежей,но эффективность их возд на совок расх в итоге на объём выпуска несколько меньше чем гос закупок.Это объясняется тем,что часть трансп выплат исп на потребл,согласно велич mpc,а часть на сбережения. Налоги- обязательные платежи юридических и физич-х лиц взымаемые гос-вом для оcуществления своих функций Рис.Влияние налогов на изменение равновесного объема выпуска.Фискальная политика часто используется и изменение государственных расходов ∆G и изменение налогов ∆Т одновременноЕсли гос-во имеет сбалансированный бюджет и увеличивает свои расходы на ∆G и увеличивает свои налоги на ∆Т на одинаковую величину то при этом сальдо гос-го бюджета не меняется ∆G=∆T. В результате действия этих величин ∆G=∆T равновесного объема выпуска увеличится на ∆G. А мультипликатор сбалансированного бюджета =1 и он не зависит от величины mpc ∆У=∆G 1/(1-mpc)+∆T (-mpc)/(1-mpc)=∆G(1/(1-mpc)-mpc/(1-mpc))=G((1-mpc)/(1-mpc))=∆G

 

 

21. Не дискреционная фискальная политика: «встроенные стабилизаторы» – основана на автоматич. измен. Величин гос. Расходов, налогов и сальдо гос. Бюджета.Под стабилизацией поним. механизм, кот. реагирует на изменение объема выпуска (ввп) в разные периоды эк. цикла. Встроенную стабилизацию могут увел. дефицит гос. бюджета в период спада или понижение дефиц. в период инфл. без спец. Вмешательства со стороны правительства К встроенным стабилизац. относ.:1, прогрессивный налог2, система участия в прибыли3, пособие по безработице4, пособие по бедности5, др. соц. выплаты.Автоматическая фискальная политика основана на автоном. изменении, суммой налог. поступлений и размера соц. пособий при измении сост. эк-ки.Рис. Изменение гос. Бюджета при изменении объема выпускаЕсли эк-ка находится на подъеме, то У_1> У і в этом случае возрастает занятость в эк-ке, возр. Поступленіе налогов, но сокраўается выплата трансфертных платежей, т.к. растут доходы насел.Период циклич. спада когда у_2< у налоги автоматически сокращаются, а трансфертные платежи автоматич. растут. в результ. происходит относит. увелич. совокупного спроса.(сдерживается его уменьшение.)Это ограничивает глубину эк. спада, но ведет к увел. бюджетного дефицита.положит. моменты дискриционной фиск. политики в том, что ее инструм. вкл. немедленно, т.е. практически отсутствует временной лаг.Недостаток: она смягчает колебание эк. Цикла, но не способствует их колебанию.Следует отметить, что чем выше налоговые ставки и вел-на трансфертных платежей, тем действеннее фискальная не дискреционная политика.

22.Виды бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит-сумма, на кот в данном году расходы гос бюджета превышают его доходы, такой деф наз первичным. БД=G-T. БД не должен превышать 5% ВВП. Различают структурный и циклический. Структ дефиц-залож в стр-ру дох и расх при формировании бюджета в услов полной занят. Профицит-этокогда дох превышают расх. Циклич деф-это дефиц гос бюджета, вызванный автоном сокращ налогов, поступл и увелич гос трансфертов при спаде деловой активности.Сущ неск способ финансирования бюджет дефиц:1.повыш налог ставок или введение спец налог, 2.внутр и внеш финансирование.Внутр-осуществ через выпуск продажу ценных бум на открыт рынке субъектом своей страны. Внеш-осущ через выпуск и продажу ценных бум субъектом др стран.3.денежное финансированиеМаксимиз деф бюджет осущ путем выдачи ЦБ кредитов для пр-ва. Прямая эмиссия запрещена.4.внешние займы, т.е получене кредитов междунар фондах др странах под гарант права.5.инвестирование гос расходов т.е ежемесячных пропорций снижения по всем статьям бюджета.6.использование ср-в полученных от приватизации гос собств.7.отсрочка платежей пр-ва и местных орган власти за товары и услуги в странах с переходной эк-кой.8.финансирование бюджет дефицита порождает гос долг, кот бывает внутр и внешн.Внутр-сумма задолж гос-ва своими юрид и физ лицами. Внешн-это задолж гражданам, организац др стран. По методике МВФ гос долг не должен превышать 50% ВВП.

 

 

23.Использование модели IS-LM для анализа последствий фискальной политики. Допустим гос проводит стимулир. фиск. политику, т.е. увеличив. только гос. расходы. При увелич. гос.расходов, увелич. Сов.расходы, что приводит к увелич. объема выпуска(IS). Норма дохода приводит к увелич. Реальных денежных остатков, увелич. % ставки при условиях что Мs постоянно.Рост % ставки сдерживает рост инвестиий и уменьш. IS-LM показывает, что рост гос.расходов способствует росту дохода, но при росте % ставки.Если IS явл. крутой, а LM- пологой, то в результате стимулир. фиск.политики увелич. дохода превышает эффект вытеснения, фиск.политика явл. относительно эффективной. Эффективность фиск. полит. определ след. напрвлениями и показателями: 1)ее эффективность в том, что:она способна влиять на циклы и дает возможность уменьш. эк. шоков влияет на изменение и структуру совок спроса и позволяет сглаживать его колебания проявляет эф-т мультипликатора во всех инструментах фиск. Полит.отсутствует внешний лаг

Лаг – период времени между принятием реш. об измен. гос. полит. и проявление первых результ. ее изменения. Недостатки фиск. полит.:1)наличие эф-та вытеснения, что способствует недопроизводству совок. объема выпуска2) наличие внутр. лага,3)неопределенность, сост. в определении эк. ситуации и выборе типа эк. полит. 4)дефицит бюдж., кот. способствует стимулир. Фиск. полит., а его финансир. явл. одной из важнейших проблем в экономике5)фиск. полит. может быть подвержена влиянию полит. цикла.

 

24. Эффективность фискальной политики. определ след. напрвлениями и показателями: 1)ее эф-ть в том, что:

* она способна влиять на циклы и дает возможность уменьш. эк. шоков,*влияет на изменение и структуру совок спроса и позволяет сглаживать его колебания,* проявляет эф-ть мультипликатора во всех инструментах фиск. полит.,* отсутствует внешний лаг. Лаг – период времени между принятием реш. об измен. гос. полит. и проявление первых результ. ее изменения.,*наличие автоматич. стабилизаторов, т.е. правительству не нужно принимать спец. мероприятия по стабилиз. эк.,* фиск. полит. позволяет снизить дефицит доходов в общ-ве через увел. соц. трансфертов и уменьш. нижней ставки подоходного налога. Недостатки фиск. полит.:1)наличие эффекта вытеснения, что способствует недопроизводству совок. объема выпуска, 2) наличие внутр. лага, т.е. периода времени между возникн. необходимости, измен. полит. и принятие реш. о ее измен. Решение об изменении инструм. Фиск. полит. принимает правительство, но введение их в действие осуществл. через обсуждение и утверждение гос. органов власти. Это требует иногда длит. время, в теч. Кот. ситуация в экономике может измениться.

3)неопределенность, сост. в определении эк. ситуации и выборе типа эк. полит. 4)дефицит бюдж., кот. способствует стимулир. Фиск. полит., а его финансир. явл. одной из важнейших проблем в экономике, 5)фиск. полит. может быть подвержена влиянию полит. цикла.

 

 

25. Бюджетно-налоговая политика РБ. Отечественная бюджетно-налоговая система переживает период становления. Правовую основу ее функционирования формируют след нормативные акты: 1.Налоговый кодекс РБ: устанавливает систему налогов и сборов (пошлин), взимаемых в бюджет республики, основные принципы налогообложения в стране, а также права и обязанности плательщиков, налоговых органов и др участников отношений, регулируемых налоговым законодательством; регулирует как властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов и сборов; 2.О бюджетной системе РБ и гос внебюджетных фондах: Закон РБ от 4 июня 1993 г. № 2347-3: текст по состоянию на 31 дек. 2005 г.; 3.О бюджетной классификации РБ: Закон РБ от 5 мая 1998 г. № 158-3: текст по состоянию на 29 дек. 2006 г. 4.Бюджет РБ на текущий год, утверждаемый в качестве закона. Отличительной особенностью бюджетно-налоговой политики Беларуси на протяжении последних 10 лет явл сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне – в пределах 2 % ВВП. 5.Закон РБ от 22 июня 1998 г. №170-З "О внешнем гос долге РБ".Основные цели бюджетно-налоговой политики на предстоящее пятилетие – повышение конкурентоспособности налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне. Направлениями реализации бюджетно-налоговой политики являются: снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций и т д.

 

26. Понятие и цели денежно-кредитной политики. – это совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование нац денежно-кредитной системы с целью регулирования хоз конъюктуры и достижения стратегических целей экономич развития страны.Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения для воздействия на объем производства, занятость и уровень цен. Во время спада производства для увеличения совокупных расходов гос проводит политику по увелич денежного предложения, а в период инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег, чтобы сократить совокупные расходы. ЦБ воздействует на величину денежной массы в основном тремя способами: проводя операции на открытом рынке; регулируя норму обязательных резервов; изменяя учетную ставку. Эта политика явл частью общегос системы экономич регулирования. Ее следует рассматривать и как элемент общей системы монетарного регулирования, субъектами кот явл все участники денежных отношений, субъекты хозяйствования, гос структуры, дом хоз, некоммерческие организации. Поэтому при разработке и реализации денежно-кредитной политики необходимо учитывать также ее внешние взаимосвязи с общими системами.

 

27. Создание денег банковской системой. Банки обладают способностью создавать деньги, т.е. увеличивать предложение денег. В основе способности банков создавать деньги лежат их избыточные резервы и принцип мультипликатора. ЦБ устанавливает определенный минимальный % от величины определенных категорий депозитов, кот фиксирует размер денежных средств, обязательных для хранения каждым коммерч банком в форме резервных вкладов в ЦБ.Обязательные резервы представляют собой часть суммы депозитов, кот коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. Обязательные резервные требования использ ЦБ для страхования вкладов, для осущ межбанковских расчетов и для регулирования деятельности кредитно-банковской системы. Размер кредитных ресурсов каждого отдельного коммерческого банка определяется величиной его избыточных резервов. Банковский мультипликатор (b) или мультипликатор предложения денег представляет собой величину, обратную норме обязательных резервов, и выражает максимальное кол-во кредитных денег, кот м. б. создано одной денежной единицей избыточных резервов при данной норме обязательных резервов Банковская система может давать ссуду, в несколько раз превышающую ее избыточные резервы, тогда как каждый отдельный коммерческий банк может ссужать рубль на рубль по отношению к своим избыточным резервам. Резервы, кот теряет отдельный банк, не теряет банковская система в целом. Кратко описанный процесс создания денег банками получил название кредитно-банковской мультипликации.

 

28. Инструменты денежно-кредитной политики. Инструменты: прямые: а) лимиты кредитования; б) прямое регулирование ставки процента; косвенные: в) операции на открытом рынке; в) изменение нормы обязательных резервов; г) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования). Операции на открытом рынке это покупка или продажа ЦБ гос облигаций коммерческим банкам и населению. Покупая ценные бумаги, ЦБ тем самым выбрасывает на рынок доп денежную массу, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков и наличности у населения. В результате денежное предложение возрастает. Продажа ценных бумаг ЦБ означает, что коммерческие банки и население платят за ценные бумаги деньги, что сокращает резервы и наличность. Денежное предложение уменьшается. Изменение учетной ставки (дисконтной ставки, ставки рефинансирования). ЦБ, предоставляя коммерческим банкам ссуды, взимает плату по ставке, кот наз учетной ставкой. Изменение резервной нормы. Когда ЦБ увеличивает норму обязательных резервов, это сокращает массу денег в обращении за счет уменьшения способности коммерческих банков к кредитованию.

 

 

29.Передаточный механизм кредитно-денежной политики— процесс, посредством кот денежно-кредитная политика влияет на уровень плановых затрат всех субъектов рыночной эк. В кейнсианской модели, можно выделить 4 основные ступени: изменение величины реального предложения денег в эк в результате проведения ЦБ соответствующей политики, изменение % ставки на денежном рынке, реакция совокупных расходов, прежде всего инвестиционных, изменение выпуска продукции. Более поздние исследования выявили дополнительные особенности механизма денежно-кредитной политики, которые существенно влияют на конечный результат. Изменение % ставки оказывает влияние не только на плановые инвестиции фирм, но и на расходы дом хоз, кот нац счетоводство относит к потребительским, например покупка в кредит товаров длительного пользования. Изменения происходят также на рынке ценных бумаг, курс кот при прочих равных условиях зависит от уровня % ставки. В силу того, что сущ альтернативные способы финансирования новых инвестиционных проектов, в передаточный механизм денежно-кредитной политики наряду с % ставкой включ цены на акции. В современных условиях в передаточном механизме монетарной политики учитывается влияние изменения предложения денег не только на инвестиции, но и на все компоненты плановых затрат, включ потребление и гос закупки, причем воздействие осущ не только через % ставку, но и через цены на акции и облигации и изменение уровня богатства общества в целом.

 

 

30.Использование модели IS-LM. В целях достижения не только внешнего (равновесие торгового либо платежного баланса), но и

внутреннего равновесия (когда поддерживается полная занятость, а также равновесие между сов. спросом и предложением), необ. применять смешанную фискально-денежную политику, чтобы не решать одних проблем за счет других. Хотя распространенным среди соврем.экономистов явл. мнение о том, что ДК политика явл. эффективным средством для устранения внешнего равновесия, а фискальная – при решении проблем внутреннего дисбаланса.

 

 

31. Эффективность денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика имеет определенные недостатки, поэтому ее применение в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей. К этим недостаткам относятся след: - циклическая асимметрия. Политика дорогих денег, если проводить ее достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. Это означает ограничение предложения денег. Но проведение политики дешевых денег сталкивается с проблемой, когда обеспечение банков необходимыми резервами. Сущ сомнения относительно сильного влияния денежно-кредитной политики на инвестиции. Кроме того, действие денежно-кредитной политики может осложниться в результате изменений расположения кривой спроса на инвестиции. Использование рычагов денежно-кредитной политики отличается в зависимости от того, какой установлен режим валютных курсов – фиксированный или плавающий. В целях достижения не только внешнего, но и внутреннего равновесия, необходимо применять смешанную фискально-денежную политику, чтобы не решать одних проблем за счет других. Хотя распространенным среди современных экономистов является мнение о том, что денежно-кредитная политика является эффективным средством для устранения внешнего равновесия, а фискальная – при решении проблем внутреннего дисбаланса.

 

32.Денежно-кредитная политика в РБ. Денежно-кредитная политика опред-ся след нормативно-правовыми актами:Закон «О банках и банковской деятельности вРБ»;Закон «О Нац банкРБ»Банковский кодекс РБ. Обеспечена устойчивость белорусского рубля. Цель:дальнейший рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования соц-эк-их отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности нац. экономики. Денежно-кредитная политика будет содействовать созданию условий для поддержания стабильных темпов роста в экономике путем обеспечения устойчивости бел руб, поддержания финанс стабильности, проведения эффективной монетарной политики. Для обеспечения устойчивого эк-го роста в РБ и привлечения внешних и внутренних инвестиций предусматривается дальнейшее развитие финанс институтов. Задачи: обеспечение устойчивости бел руб и поддержание финансовой стабильности путём проведения эффективной монетарной политики. Направления реализации этих задач предусматривают: постепенный переход в рамках привязки к корзине иностранных валют к более гибкому формированию обменного курса по мере повышения внутр и внешней сбалансированности эк в целях поддержания конкурентоспособ отечествен производителей и ограничения инфляционных процессов;формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспеч эк. безопасность страны;поддержание % ставок на положительном уровне, обеспеч доступность банковского кредита для нефинансового сектора эк.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: