Внеклассное мероприятие на тему: «Дружить или ссориться?»
Разработала: учитель начальных классов Фролова Марина Павловна
Цель: развивать умение анализировать конкретные жизненные ситуации, делать выводы.
Задачи: способствовать развитию умения учащихся работать в группе, развивать коммуникативные навыки детей в построении конструктивных взаимоотношений между мальчиками и девочками, формировать у учащихся приемы конструктивной и коммуникативной видов деятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, правила дружбы, шоколад, ладошки, мультфильм.
Ход мероприятия.
1. Постановка цели занятия.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. А это значит, что у нас есть возможность поговорить о чём – то интересном. А тему нашего разговора подскажет вам один сюжет.
(Сюжет из мультфильма «Приключения кота Леопольда»)
- Вы догадались о чем пойдет разговор? (о дружбе)
- И не только. У этого слова есть антоним. Какое это слово? (дружить – враждовать)
Подберите синонимы к слову «враждовать»: ссориться, ругаться….
_ Кто из вас обозначит тему нашего классного часа?
«Дружить или ссориться?»
-Дети, а что по – вашему означает слово «дружба»?(это когда люди доверяют друг другу, хотят быть вместе, у них есть общие интересы)
- А теперь этот вопрос я адресую родителям (Настоящая дружба – это когда уважают права друга и прислушиваются к его мнению)
- Сегодня мы попытаемся лучше понять друг друга: мальчики –девочек, а девочки – мальчиков.
- Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться?
Ответы детей: научится отличать дружбу от зла, понять каким должен быть друг и уметь дружить.
«Мозговой штурм». Работа над понятием «дружба».
а) Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Что такое дружба?»
После небольшого размышления каждая группа высказывает свое мнение. А сейчас я предлагаю вам найти определение понятию «дружба ».
- В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
Ведущий: - Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»?
Ответы детей: доверие друг другу
Ведущий: - Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Ученик: Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Результаты анкеты «Что такое дружба»
На вопрос «Что такое дружба?» не смог ответить только 1 ученик нашего класса.
Илюшин А. считает, что: «Дружба – это когда несколько человек или детей дружат друг с другом.»
Синькеева С. пишет … «это когда друзья всё делают вместе»
Константинов Н. считает, что «Дружба- это когда ты чувствуешь тепло, радость, понимание.»
У Назарова Ильи слово дружба ассоциируется с такими понятиями, как общение, радость, помощь друг другу.
На вопрос «Есть ли у тебя друг?» все ребята дали утвердительный ответ. Оказалось, что многие ребята имеют нескольких друзей. В анкетах вы назвали фамилии ребят, с которыми вы дружите или хотите подружиться. Написали вы и о ребятах, с которыми по тем или иным причинам не хотите дружить. Обозначили и причины: «он много дерется, из-за любого пустяка перестает дружить со мной.» Не нравятся вам друзья, которые много командуют, много врут и обижают других»
На вопрос «Как расположить друга к себе многие написали: «Другу можно что – нибудь купить или подарить, угостить его, сказать теплые слова, пригласить в гости. Маша Борисова считает, что «нужно найти одинаковые интересы.»
Работа над понятием «настоящий друг».
Ведущий: - Ребята, нам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.
(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)
- Какие качества вы выбрали? Почему?
Ответы детей: скромность, общительность, отзывчивость, готовность прийти на помощь в любую минуту. Потому что это хорошие качества друга
Ведущий: - Почему оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»?
Ответы детей: потому что это плохие качества.
Игра «Найди сходства и различия»
(участвуют 1 мальчик и 1 девочка) Ребята, перед вами Юля и Никита. Назовите сходства, что в них есть общего. А чем они отличаются друг от друга? (внешностью, ростом, он – мальчик, она – девочка).
Сейчас вы в группах посовещаетесь и выскажите свои соображения: мальчики назовут качества, которые присущи мужчинам, а девочки - женщинам.
- Кто такие мальчики или девочки?
- Что они должны делать? Чего не должны делать?
- Вы имели прекрасную возможность услышать, что представители каждого пола думают о самих себе. Но в жизни существуют противоречия между мужчинами и женщинами. Этот поединок существует столько, сколько существуют люди.
Игра «Претензии»
(3 мальчика и 3 девочки садятся друг напротив друга) Девочки, подумайте и скажите, чем вас лично не устраивают мальчики. Возможно, всё устраивает, так и скажите. Но если есть претензии и обиды, то выскажите их. Мальчики внимательно слушают и не перебивают, потом мы дадим вам слово.
- С чем вы не согласны?
Учитель: В каждом человеке есть 2 начала: мужское и женское. У мальчиков преобладает мужское начало, у девочек – женское. Я предлагаю вам разложить данные качества на 2 группы. Мальчики выберут из списка качества присущие мужской половине, а девочки – женской.