Количество часов __ _ _ Форма занятия __ лекция __
Самостоятельная работа студентов.
1) Составить план лекции.
2) Сформулировать вопросы к содержанию лекции.
3) Составить аннотацию статьи журнала «Начальная школа»
4) Подобрать задания для одаренных детей и детей, имеющих трудности в обучении.
5) Выполнить образцы звуковых схем к урокам обучения грамоте в различных системах обучения.
План:
- Содержание подготовительного периода обучения грамоте.
- Методика введения лингвистических понятий.
- Структура урока в подготовительный период обучения грамоте.
Содержание подготовительного периода обучения грамоте.
Обучение грамоте состоит из 2-х периодов: подготовительного и основного. В каждом из них выделяются последовательные ступени. Продолжительность подготовительного периода бывает различной. Это зависит от уровня готовности первоклассников к обучению.
Задачи подготовительного периода сформулированы в соответствии с результатами психологических наблюдений и содержанием изучаемого материала:
1. Приобщение детей к учебной деятельности:
· усвоение правил поведения на уроке, перемене,
· умение правильно сидеть, поднимать руку перед ответом, вставать при ответе;
· умение громко и четко отвечать;
· умение слушать учителя и выполнять его указания, слышать ответы товарищей;
· выработка навыка обращения с книгой, тетрадью, ручкой.
2. Выявление уровня готовности к обучению. (Эта задача начинает решаться при записи детей в школу. Это необходимо для правильной организации обучения грамоте.)
3. Обучение первоначальному анализу речи.
Круг знаний, умений и навыков, усваиваемых детьми в подготовительный период:
1. Дети овладевают такими представлениями и терминами как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слияние.
2. Начинается простейшее моделирование: с помощью схем дети обучаются анализировать и строить предложения, слова, слоги.
3. Происходит знакомство с учебной книгой – «Букварем» («Азбукой») и средствами письма.
4. В результате аналитико-синтетических слого-звуковых упражнений развивается речевой слух, что имеет большое значение для формирования представлений о звуковой природе речи и звуковом строе.
В некоторых системах обучения рассматриваются несколько гласных звуков и их букв:
· дети учатся обозначать гласные звуки буквами в словах, написание которых соответствует их произношению.
· создаются предпосылки к обучению слоговому чтению и грамотному письму на основе звукового состава слова.
· дети осознают звуковой состав прямого слога-слияния, получают представление о слогообразующей роли гласных звуков.
· ведется работа по активизации словаря детей.
Виды работ учащихся в подготовительный период обучения грамоте.
В процессе обучения первоначальному анализу речи учащиеся усваивают важнейшие языковые понятия.
Понятия | Содержание |
Речь. Предложение. | Ответы на вопросы; составление предложений по картинкам. Ответы на вопрос «Что это?» по предметным картинкам. Составление предложений по серии картинок. Подсчет предложений. Подсчет слов в предложениях. Рассказывание: по восприятию, по памяти, по картинке. |
Слово. | Введение в активный словарный запас ребенка новых слов. Распределение слов по тематическим группам: учебные предметы, игрушки, посуда, цветы и т.п. Выделение слова из предложения. |
Чтение. | Чтение учителем текстов, доступных пониманию детей. Беседы по прочитанному. Чтение стихов, заученных до школы. |
Грамматика и фонетика. | Выделение предложений из речевого потока, составление предложений. Выделение слов в предложении. Деление слов на слоги, выделение ударного слога. Выделение звуков: по порядку; из каких звуков состоит слог. Произнесение слогов. |
Основными направлениями в работе с учащимися являются:
1) Тщательное изучение состава учащихся: уровень общего и речевого развития (произношение, словарный запас, грамматический строй), учебные навыки.
2) Развитие речи детей. Все случаи нарушения произносительной стороны речи фиксируются педагогом. Дети с грубыми нарушениями речи направляются к логопеду для специальных занятий. Несложное косноязычие исправляет сам учитель. Уточняется, обогащается и активизируется словарь учащихся. Начинается формирование навыков связной речи. Учатся понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные задания, правильно строить предложения при ответах на вопросы.
3) Формирование фонематического восприятия и представления – основы для выработки навыков чтения и грамотного письма. Для более прочного закрепления некоторых понятий (предложение, слово, слог, звук), для формирования навыков звукового анализа рекомендуется применение условно-графических обозначений: полосок и кружков определенного цвета.
4) Развитие зрительных и пространственных восприятий и представлений: упражнения на различение детьми наиболее распространенных цветов (черного, коричневого, красного, желтого, синего, зеленого, белого), геометрических фигур, их расположения.
5) Подготовка руки учащихся к обучению письму. Эта работа заключается в специальных упражнениях для развития моторики руки, т.к. у умственно отсталых детей наряду с общей моторной неловкостью, недостаточным развитием движений и малой их координированностью наиболее страдают мелкие мышцы руки.
Методика введения лингвистических понятий.
Уроки в начальный период ОГ строятся с учетом особенностей внимания первоклассников: дети не могут долго заниматься одним делом и быстро утомляются. Поэтому необходимо менять виды деятельности детей каждые 10 – 15 мин.
1. Урок, как правило, начинается с беседы по сюжетной картинке. Задача учителя – развитие монологической речи детей.
2. В процессе беседы или после нее осуществляется анализ звучащей речи последовательно по всем этапам: речь – предложение — слово – слог – ударный слог – звуки.
3. Схемы выполняют роль подсказки.
4. Объяснение нового материала должно быть многократным, с повторением образца рассуждения, с опорой на предметную картинку.
5. В урок включаются упражнения по развитию речи и мышления детей: свободные высказывания, логические упражнения.
6. Умеющие читать должны читать дополнительный материал по теме урока.
7. На уроке должны звучать тексты из художественной литературы.
Содержание уроков.
Урок № 1. «Речь устная и письменная».
Понятие речи в дошкольном возрасте почти не формируется. Важно подчеркнуть, что в речи человек выражает свои мысли и чувства. Устную речь слышим, письменная речь записана с помощью букв, ее читаем. Термин «речь» надо закреплять на следующих уроках.
Урок № 2. «Предложение».
Учитель произношением показывает деление речи на предложения. Термин «предложение» многократно повторяется. Методический прием – прохлопывание, сравнение набора слов и предложений. Методическое требование – предложения в рассказе учителя должны быть короткими, несложными, разными по тематике. Дети должны знать:
1) речь состоит из предложений, которые выражают законченную мысль;
2) определять о ком (о чем) говорится в предложении;
3) произносить предложение с интонацией конца;
4) фиксировать конец предложения паузой;
5) уметь изобразить схемой.
Урок № 3. «Предложение состоит из слов».
Учитель фиксирует остановки внутри предложения. Методические требования:
1) ребенок сам должен произносить предложение и слышать паузы;
2) в предложении не больше 3-5 слов;
3) не брать предложения с предлогом.
Дети должны уметь:
1) определять предложения в речи;
2) фиксировать паузы хлопком;
3) находить первое, второе,... слово;
4) записать слово, предложение схемой.
Дополнительные упражнения:
1) Составление предложения по данной схеме.
2) Наращивание предложения. Прием — «живые слова».
Урок № 4 «Слог».
Приемы: хлопки, «топорик», ладошка под подборобок (гласные [а], [о]), «болельщик на стадионе».
Урок № 5 «Ударение».
Методические требования: ударный слог определяется после произнесения слова целиком, без деления на слоги.
Приемы: «Позови», «Молоточек» (ударим по слогу), противопоставление (чайка, а не чайка).
Урок № 6. «Звук. Гласный звук».
При объяснении опираться на признаки гласных звуков (отсутствие преграды при произношении; произносится с голосом, громко, легко; рот открывается широко; может образовать слог). Очень важно научить последовательно вычленять звуки в логе, правильно их произносить и воспринимать, слышать сильные и слабые позиции в слове — на основе этого строится обучение правописанию.
Порядок звукового разбора:
1) Скажи и послушай слово.
2) Произнеси по слогам, затем с ударением.
3) Определи ударный слог.
4) Протяни первый звук, назови, дай характеристику, обозначь условным значком и т.д.
5) Проверь, получилось ли слово – произнеси по схеме.
Методическое требование:
1) слово произносить хором, отдельно;
2) звук надо тянуть;
3) схемы – материальная опора действиям.
Структура урока в подготовителный период обучения грамоте.
Структура урока на безбуквенной ступени.
1. Проверка домашнего задания.
2. Повторение изученного материала.
3. Новый материал - введение лингвистического понятия.
4. Закрепление – тренировочные упражнения, игры.
5. Рассказ по картинке, работа по схемам.
6. Итог урока.
7. Задание на дом.
Основные методические этапы уроков изучения гласных букв.
1. Повторение.
2. Выделение нового звука:
- анализ слого-звуковой с опорой на предметную картинку, схему;
- артикуляция (как работают органы речи) и характеристика звука.
3. Упражнения в слышании звука (произношение слов не должно расходиться с их написанием).
4. Знакомство с буквой.
Упражнения в запоминании графического образа буквы:
1) Сравнение буквы с предметом, рисунком (на что похожа?).
2) Использование веселых стихов о буквах (С.Маршак, Степанов, Шибаев, Волина и др.)
3) Печатание буквы.
4) Составление буквы из счетных палочек; выгибание контура буквы из проволоки.
6) Вылепливание из пластилина.
7) «Выщипывание» буквы из листа бумаги.
8) «Письмо» мокрой кисточкой на доске.
Упражнения в узнавании букв: поставь буквы правильно; полубуковка; различение буквы в ряду других, даже и не изученных (в кассе, в газете).
5. Упражнения в чтении буквы.
1) Чтение с договариванием (А).
2) Чтение на основе звукоподражания.
3) Чтение маленьких слов (союзов) в предложениях с картинками.
4) Подстановка буквы под схему.
6. Беседа по сюжетной картинке. С этого этапа можно начать урок. Из предложения выделить слово для слого-звукового анализа.
7. Обобщение по ленте букв. Следует разграничить звук и букву.
8. Работа над русскими народными сказками.
Если учащиеся не знают сказку, учитель читает ее, затем дети пересказывают два раза (проверка содержания; выделение слов с новым звуком).
Ступень изучения пяти гласных букв заканчивается чтением простейших слов и предложений.