Тема Подготовительный период обучения грамоте.




Количество часов __ _ _ Форма занятия __ лекция __

Самостоятельная работа студентов.

1) Составить план лекции.

2) Сформулировать вопросы к содержанию лекции.

3) Составить аннотацию статьи журнала «Начальная школа»

4) Подобрать задания для одаренных детей и детей, имеющих трудности в обучении.

5) Выполнить образцы звуковых схем к урокам обучения грамоте в различных системах обучения.

 

План:

  1. Содержание подготовительного периода обучения грамоте.
  2. Методика введения лингвистических понятий.
  3. Структура урока в подготовительный период обучения грамоте.

 

Содержание подготовительного периода обучения грамоте.

 

Обучение грамоте состоит из 2-х периодов: подготовительного и основного. В каждом из них выделяются последовательные ступени. Продолжительность подготовительного периода бывает различной. Это зависит от уровня готовности первоклассников к обучению.

Задачи подготовительного периода сформулированы в соответствии с результатами психологических наблюдений и содержанием изучаемого материала:

1. Приобщение детей к учебной деятельности:

· усвоение правил поведения на уроке, перемене,

· умение правильно сидеть, поднимать руку перед ответом, вставать при ответе;

· умение громко и четко отвечать;

· умение слушать учителя и выполнять его указания, слышать ответы товарищей;

· выработка навыка обращения с книгой, тетрадью, ручкой.

2. Выявление уровня готовности к обучению. (Эта задача начинает решаться при записи детей в школу. Это необходимо для правильной организации обучения грамоте.)

3. Обучение первоначальному анализу речи.

 

Круг знаний, умений и навыков, усваиваемых детьми в подготовительный период:

1. Дети овладевают такими представлениями и терминами как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слияние.

2. Начинается простейшее моделирование: с помощью схем дети обучаются анализировать и строить предложения, слова, слоги.

3. Происходит знакомство с учебной книгой – «Букварем» («Азбукой») и средствами письма.

4. В результате аналитико-синтетических слого-звуковых упражнений развивается речевой слух, что имеет большое значение для формирования представлений о звуковой природе речи и звуковом строе.

В некоторых системах обучения рассматриваются несколько гласных звуков и их букв:

· дети учатся обозначать гласные звуки буквами в словах, написание которых соответствует их произношению.

· создаются предпосылки к обучению слоговому чтению и грамотному письму на основе звукового состава слова.

· дети осознают звуковой состав прямого слога-слияния, получают представление о слогообразующей роли гласных звуков.

· ведется работа по активизации словаря детей.

 

Виды работ учащихся в подготовительный период обучения грамоте.

В процессе обучения первоначальному анализу речи учащиеся усваивают важнейшие языковые понятия.

 

Понятия Содержание
Речь. Предложение.     Ответы на вопросы; составление предложений по картинкам. Ответы на вопрос «Что это?» по предметным картинкам. Составление предложений по серии картинок. Подсчет предложений. Подсчет слов в предложениях. Рассказывание: по восприятию, по памяти, по картинке.
Слово.   Введение в активный словарный запас ребенка новых слов. Распределение слов по тематическим группам: учебные предметы, игрушки, посуда, цветы и т.п. Выделение слова из предложения.
Чтение.   Чтение учителем текстов, доступных пониманию детей. Беседы по прочитанному. Чтение стихов, заученных до школы.
Грамматика и фонетика.   Выделение предложений из речевого потока, составление предложений. Выделение слов в предложении. Деление слов на слоги, выделение ударного слога. Выделение звуков: по порядку; из каких звуков состоит слог. Произнесение слогов.

 

Основными направлениями в работе с учащимися являются:

1) Тщательное изучение состава учащихся: уровень общего и речевого развития (произношение, словарный запас, грамматический строй), учебные навыки.

2) Развитие речи детей. Все случаи нарушения произносительной стороны речи фиксируются педагогом. Дети с грубыми нарушениями речи направляются к логопеду для специальных занятий. Несложное косноязычие исправляет сам учитель. Уточняется, обогащается и активизируется словарь учащихся. Начинается формирование навыков связной речи. Учатся понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные задания, правильно строить предложения при ответах на вопросы.

3) Формирование фонематического восприятия и представления – основы для выработки навыков чтения и грамотного письма. Для более прочного закрепления некоторых понятий (предложение, слово, слог, звук), для формирования навыков звукового анализа рекомендуется применение условно-графических обозначений: полосок и кружков определенного цвета.

4) Развитие зрительных и пространственных восприятий и представлений: упражнения на различение детьми наиболее распространенных цветов (черного, коричневого, красного, желтого, синего, зеленого, белого), геометрических фигур, их расположения.

5) Подготовка руки учащихся к обучению письму. Эта работа заключается в специальных упражнениях для развития моторики руки, т.к. у умственно отсталых детей наряду с общей моторной неловкостью, недостаточным развитием движений и малой их координированностью наиболее страдают мелкие мышцы руки.

 

Методика введения лингвистических понятий.

 

Уроки в начальный период ОГ строятся с учетом особенностей внимания первоклассников: дети не могут долго заниматься одним делом и быстро утомляются. Поэтому необходимо менять виды деятельности детей каждые 10 – 15 мин.

1. Урок, как правило, начинается с беседы по сюжетной картинке. Задача учителя – развитие монологической речи детей.

2. В процессе беседы или после нее осуществляется анализ звучащей речи последовательно по всем этапам: речь – предложение — слово – слог – ударный слог – звуки.

3. Схемы выполняют роль подсказки.

4. Объяснение нового материала должно быть многократным, с повторением образца рассуждения, с опорой на предметную картинку.

5. В урок включаются упражнения по развитию речи и мышления детей: свободные высказывания, логические упражнения.

6. Умеющие читать должны читать дополнительный материал по теме урока.

7. На уроке должны звучать тексты из художественной литературы.

 

Содержание уроков.

Урок № 1. «Речь устная и письменная».

Понятие речи в дошкольном возрасте почти не формируется. Важно подчеркнуть, что в речи человек выражает свои мысли и чувства. Устную речь слышим, письменная речь записана с помощью букв, ее читаем. Термин «речь» надо закреплять на следующих уроках.

Урок № 2. «Предложение».

Учитель произношением показывает деление речи на предложения. Термин «предложение» многократно повторяется. Методический прием – прохлопывание, сравнение набора слов и предложений. Методическое требование – предложения в рассказе учителя должны быть короткими, несложными, разными по тематике. Дети должны знать:

1) речь состоит из предложений, которые выражают законченную мысль;

2) определять о ком (о чем) говорится в предложении;

3) произносить предложение с интонацией конца;

4) фиксировать конец предложения паузой;

5) уметь изобразить схемой.

 

Урок № 3. «Предложение состоит из слов».

Учитель фиксирует остановки внутри предложения. Методические требования:

1) ребенок сам должен произносить предложение и слышать паузы;

2) в предложении не больше 3-5 слов;

3) не брать предложения с предлогом.

Дети должны уметь:

1) определять предложения в речи;

2) фиксировать паузы хлопком;

3) находить первое, второе,... слово;

4) записать слово, предложение схемой.

Дополнительные упражнения:

1) Составление предложения по данной схеме.

2) Наращивание предложения. Прием — «живые слова».

Урок № 4 «Слог».

Приемы: хлопки, «топорик», ладошка под подборобок (гласные [а], [о]), «болельщик на стадионе».

Урок № 5 «Ударение».

Методические требования: ударный слог определяется после произнесения слова целиком, без деления на слоги.

Приемы: «Позови», «Молоточек» (ударим по слогу), противопоставление (чайка, а не чайка).

Урок № 6. «Звук. Гласный звук».

При объяснении опираться на признаки гласных звуков (отсутствие преграды при произношении; произносится с голосом, громко, легко; рот открывается широко; может образовать слог). Очень важно научить последовательно вычленять звуки в логе, правильно их произносить и воспринимать, слышать сильные и слабые позиции в слове — на основе этого строится обучение правописанию.

Порядок звукового разбора:

1) Скажи и послушай слово.

2) Произнеси по слогам, затем с ударением.

3) Определи ударный слог.

4) Протяни первый звук, назови, дай характеристику, обозначь условным значком и т.д.

5) Проверь, получилось ли слово – произнеси по схеме.

Методическое требование:

1) слово произносить хором, отдельно;

2) звук надо тянуть;

3) схемы – материальная опора действиям.

 

Структура урока в подготовителный период обучения грамоте.

 

Структура урока на безбуквенной ступени.

1. Проверка домашнего задания.

2. Повторение изученного материала.

3. Новый материал - введение лингвистического понятия.

4. Закрепление – тренировочные упражнения, игры.

5. Рассказ по картинке, работа по схемам.

6. Итог урока.

7. Задание на дом.

 

Основные методические этапы уроков изучения гласных букв.

1. Повторение.

2. Выделение нового звука:

- анализ слого-звуковой с опорой на предметную картинку, схему;

- артикуляция (как работают органы речи) и характеристика звука.

3. Упражнения в слышании звука (произношение слов не должно расходиться с их написанием).

4. Знакомство с буквой.

Упражнения в запоминании графического образа буквы:

1) Сравнение буквы с предметом, рисунком (на что похожа?).

2) Использование веселых стихов о буквах (С.Маршак, Степанов, Шибаев, Волина и др.)

3) Печатание буквы.

4) Составление буквы из счетных палочек; выгибание контура буквы из проволоки.

6) Вылепливание из пластилина.

7) «Выщипывание» буквы из листа бумаги.

8) «Письмо» мокрой кисточкой на доске.

Упражнения в узнавании букв: поставь буквы правильно; полубуковка; различение буквы в ряду других, даже и не изученных (в кассе, в газете).

5. Упражнения в чтении буквы.

1) Чтение с договариванием (А).

2) Чтение на основе звукоподражания.

3) Чтение маленьких слов (союзов) в предложениях с картинками.

4) Подстановка буквы под схему.

6. Беседа по сюжетной картинке. С этого этапа можно начать урок. Из предложения выделить слово для слого-звукового анализа.

7. Обобщение по ленте букв. Следует разграничить звук и букву.

8. Работа над русскими народными сказками.

Если учащиеся не знают сказку, учитель читает ее, затем дети пересказывают два раза (проверка содержания; выделение слов с новым звуком).

Ступень изучения пяти гласных букв заканчивается чтением простейших слов и предложений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: