Ход занятия.
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Продолжаем наш разговор об удобрениях.
II. Актуализация знаний учащихся.
С давних времен люди называют землю матерью: «Мать кормилица», «Земля родит», - говорят люди, собирая плоды земные.
Мы и теперь говорим: «Плодородие», «Урожай». Испокон веков человек наблюдал, как из земли появляются растения в виде маленьких всходов. Потом они вытягиваются и превращаются в сочную зелень пастбищ, в хлебные злаки, высокие деревья, красивые цветы.
Что за сила заложена в земле, если из неё каждый год могут вырастать на лугах травы и цветы, на полях различные культуры, а плодовые деревья вырастают небывалой красоты.
Народы разных стран называют землю матерью потому, что у неё есть особое качество - плодородие.
Плодородие – это способность год за годом давать урожай растений и производить пищу для всего живого.
Слово земля в русском языке употребляется для обозначения довольно разных вещей. Поэтому, когда мы говорим плодородие земли, то мы выражаемся не совсем точно. В данном случае, ребята, вместо слова «земля» правильнее говорить слово «почва».
Ребята, давайте вспомним, что такое почва.
Почва – это верхний рыхлый слой земли, на котором растения могут расти и давать урожай.
А может ли почва постоянно давать хороший урожай?
Да, её нужно постоянно обрабатывать - вспахивать, культивировать, бороновать, вносить удобрения.
А что такое удобрения?
Удобрения – это различные вещества, которые обогащают почву элементами питания и повышают её плодородие. |
Ребята, вспомните, пожалуйста, а какие удобрения называют органическими?
Органические удобрения – это те, которые образуются из остатков растительного и животного происхождения. К ним относятся навоз, птичий помет, перегной, торф.
Сегодня мы поговорим о минеральных удобрениях. Минеральные удобрения изготавливаются на химических заводах.
Минеральные удобрения – это особые химические вещества, которые содержат необходимые для растений элементы питания. |
Минеральные удобрения подразделяются на 2 группы - простые и сложные.
Простые содержат 1 элемент питания. Если оно содержит азот, то такое удобрение называется азотными, если фосфор – фосфорными, калий – калийными.
В состав сложных или комплексных удобрений входят два, три, и более элементов питания.
Простые минеральные удобрения: аммиачная селитра, сульфат аммония, мочевина.
Сложные минеральные удобрения:калийная селитра, аммофос, нитрофоска.
Органические Минеральные навоз селитра компост суперфосфат птичий помет хлористый калий торф нитрофоска, |
Большинство цветочных культур поглощают из почвы больше всего калия, меньше азота и еще меньше фосфора. В зависимости от периода вегетации у разных цветочных культур потребность в питательных веществах варьируется.
Для усиления роста растений весной требуется больше азота, в летний период во время образования бутонов и семян необходим фосфор и калий, в конце лета для вызревания семян и подготовки растений к зиме требуется больше калия. Таким образом, подкормку растений рекомендуется проводить в период активного роста и цветения – весной и летом (с апреля по сентябрь), не чаще, чем раз в 2 недели.
Очень эффективно внесение удобрений в качестве подкормок, особенно жидких, в начале роста и при бутонизации. Чтобы избежать избытка отдельных элементов, лучше использовать комбинированные минеральные удобрения. Если удобрение концентрированное, например, мочевина или хлористый калий, то дозу лучше уменьшить.
Подкормки вносят в жидком виде с поливом или сухом виде, рассыпая их по поверхности почвы руками, пользуясь индивидуальными средствами защиты (перчатки, респиратор, халат, головной убор).
Рекомендуется проводить внесение удобрений в дождливые дни, после дождя или во влажную почву, когда высок уровень почвенной влаги и удобрения могут быть быстро усвоены почвенной средой, при этом не повреждается корневая система растений. Лучше это делать во второй половине дня и в безветренную погоду. В ином случае, растения предварительно поливают чистой водой, затем вносят раствор удобрения, избегая попадания удобрений на листья и побеги. Можно растения облить водой из лейки сверху так, чтобы смыть с листьев и стеблей попавшие на них капли раствора и нерастворившиеся частички удобрения.