Взаимодействие интеллектуальной элиты тюрко мусульманских народов и Российской империи. Мусульманские благотворительные общества и их деятельность.




Тема практического занятия №1: Деятельность национальной интеллигенции и формирование идеологии освободительного движения.

Формирование и деятельность казахской интеллигенции начало ХХ века.

В начале XX века формируется новое поколение казахской интеллигенции. Его составили Алихан Букейханов, Бахытжан Каратаев, Ахмет Байтурсынов и многие другие; в будущем — основатели казахской национальной партии «Алаш». Участники нового общественного движения декларировали опору своих взглядов на передовые демократические идеи мировой общественной мысли и духовное наследие Абая. В октябре 1905 года в Уральске они провели съезд делегатов пяти казахских областей Туркестанского края, который поставил на повестку дня вопрос о создании партии, защищающей национальные интересы казахского народа. В основу программы создающейся партии была положена программа кадетской партии. На съезде выдвигались следующие требования к российскому правительству: о признании земли собственностью местного населения, о прекращении переселения крестьян из других областей Российской империи, о равенстве казахского языка с другими языками, о повсеместном открытии национальных школ и строительстве мечетей, о расширении свободы вероисповедания и т. д.

В то же время в Казахстане формировалось общественное движение левой направленности, консолидирующееся вокруг местных комитетов РСДРП. Его участники также утверждали, что опираются не только на опыт русской и зарубежной революционно-демократической мысли, но и на наследие Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина и Абая Кунанбаева. Одним из первых видных представителей казахской интеллигенции, поддержавшим курс РСДРП, стал Алиби Джангильдин. В предреволюционные годы к нему присоединились такие будущие известные деятели советского Туркестана, как Турар Рыскулов, Назир Тюрякулов и Сакен Сейфуллин.

В 1917—1918 годах из местных казахских партий наибольшим влиянием среди казахов пользовались следующие:

«Алаш» — партия национально-либеральной ориентации, по программе близкая к кадетской партии. Вскоре после Октябрьской революции объявила Алашскую автономию — недолго существовавшее на территории Казахстана несоветское государственное образование. Во время Октябрьской революции и после начала Гражданской войны представители национально-либеральной казахской интеллигенции поддерживали Алашскую автономию и находились в оппозиции к власти большевиков. Однако после амнистии, объявленной ВЦИК 4 апреля 1919 года, члены партии «Алаш» и правительства Алаш -Орды переходят на сторону Советской власти.

«Уш-Жуз» — пантюркистская партия социалистического толка, основанная в конце 1917 года Колбаем Тогусовым и Муканом Айтпеновым. «Уж-Жуз» ориентировалась на казахское население, недовольное программой партии «Алаш», и выступала против отделения от России. Её костяк составляли представители как демократически настроенной интеллигенции, так и рабочего класса. С 1918 года партия активно сотрудничала с РКП и вела борьбу с алаш-ординцами, несмотря на периодически возникающие трения с большевиками. После установления Советской власти участники «Уш жуз» перешли в партию большевиков.

 

Взаимодействие интеллектуальной элиты тюрко мусульманских народов и Российской империи. Мусульманские благотворительные общества и их деятельность.

30-е годы X X столетия нанесли Казахстану урон, равно как и всему Советско­му Союзу, массовой чисткой среди интеллигенции, управленческой элиты страны, военных. Удары по элите в сталинские времена наносились последовательно, планомерно и жестоко. В Казахстане элитная прослойка была уничтожена практически полностью. Сначала под репрессии попали лидеры партии «Алаш-орда» - вся казахская интеллигенция, получившая образование до революции и имевшая опыт административного управления: Ахмед Байтурсунов, Алихан Букейханов, Халел До­смухамедов, Мухамеджан Тынышпаев. Затем настала очередь первых казахских ком­мунистов: Санджар Асфендияров, Турар Рыскулов и другие. Мустафа Чокаев успел эмигрировать, став впоследствии одним из организаторов Туркестанского ле­гиона в Германии. Выжил Мухтар Ауэзов, который проходил в 1932 году по одному делу с Тынышпаевым, Досмухамедовым и другими. Среди старшего и среднего поколения казахской элиты уцелели единицы. В такой ситуации ни о каком воспроизводстве элит не могло быть речи. Кадры для пополнения политической и интеллектуальной элиты Казахстана, так же как и везде в СССР, рекрутировались в основном из социальных слоев рабочих и крестьян. Подбор кадров происходил непрерывно - выполнялось одно из главных условий советской кадровой системы: отсутствие преемственности в процессе формирования элит.

Особенно это касалось политической элиты. Каждый следующий ее слой формировался практически заново. В то же время дети представителей прежней политической элиты имели шанс перейти в элиту интеллектуальную. Однако значение интеллектуальной элиты для интересов системы в целом было минимальным. Она представлялась как бесполезный придаток, что особенно характерно для союзных республик.

Интеллектуальная элита имеет разнородный состав: Первая группа - интеллектуалы, которые осмысливают и объясняют социальные, политические, экономические проблемы, события и процессы, происходящие в обществе. В эту группу входят ученые, журналисты, политики и другие профессионалы. Они озабочены судьбой нашего государства. И в целом именно они оказывают влияние через различные средства массовой информации на широкую публику, на массовое сознание, участвуя в принятии политических или других решений, или имея соответствующий статус. Вторую группу составляют ученые, которые своими исследованиями и раз­работками способствуют научно-техническому прогрессу страны, поддержанию мирового престижа Казахстана, особенно в области инновационных технологий. Они вносят реальный вклад в развитие промышленности и экономики страны. В третью группу входят профессионалы с высоким уровнем компетентности, опытом и практическим мышлением, способностью к принятию решений в условиях неопределенности, быстрых изменений. Это - инженеры, управленцы разного уровня и профиля, гражданского, военного масштаба, предприятия, города. И именно от их интеллектуального уровня зависит успех разного рода инициатив в локальных сферах и на отдельных участках социальной экономической жизни нашей страны. К четвертой группе относятся деятели системы образования, педагоги, которые сами составляют интеллектуальный потенциал страны и выращивают интеллектуальный потенциал следующего поколения. Своей деятельностью они не только передают соответствующие знания, но и ищут отвечающие современным требованиям способы мышления. Следовательно, в зависимости от способа организации системы образования будет обеспечен тот или иной уровень будущего интеллектуального потенциала общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: