Что такое «функциональная грамотность»?




Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность -это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

ФГОС ДО определяет как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию языковых и речевых возможностей детей, через поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей.

Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность).

Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:

▪ готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования; ▪ возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

▪ способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

▪совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать своё будущее.

Индикаторы функциональной грамотности:

▪ владение навыками речевой активности;

▪ построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

▪ адекватное восприятие устной и письменной речи;

▪ точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;

▪ соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной речи

На ступени дошкольного образования на развитие функциональной грамотности влияют определенные факторы:

-содержания процессов воспитания

-формы и методы воспитания

-программы дошкольного воспитания

-наличие дружелюбной среды в дошкольной организации, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами

-активная роль родителей в процессе воспитания детей.

Кроме того, для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников, педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии:

-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, которая позволяет сформировать организационные и интеллектуальные умения, в том числе умения самостоятельно осуществлять деятельность учения

-технология формирования типа правильной читательской деятельности, которая способствует созданию условий для формирования и развития важнейших коммуникативных умений

-технология проектной деятельности, обеспечивает возможность создать условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений

Составляющими функциональной грамотности являются умения определенного типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены детьми дошкольного возраста при условиях, если воспитание носит деятельностный характер. Воспитательный процесс должен быть ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности детей дошкольного возраста за результаты своей деятельности. Детям необходимо предоставлять возможность для приобретения опыта достижения цели.

Таким образом, функциональная грамотность детей-это определенный уровень образованности детей дошкольного возраста на ступени дошкольного образования, выражающий степень овладения детьми ключевыми компетенциями.

Формирование функциональной грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии, но предпочтения отдавать игровым обучающим ситуациям и дидактическим играм.

Формируем функциональную грамотность:

1.Cоздание учебных ситуаций, инициирующих практическую деятельность детей, мотивирующих их на познавательно активную деятельность и проясняющих смыслы этой деятельности

2.Оценочная самостоятельность дошкольников, задания на само- и взаимооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты и др.

3.Поисковая активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты.

4. Приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения Учение в общении, или совместное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах

Таким образом, используя и сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии и дидактические игры, начиная с младшей группы, закладываем фундамент по формированию и развитию у детей дошкольного возраста функциональной грамотности. Из своего опыта работы можем с уверенностью сказать, что при формировании функциональной грамотности весь образовательный и воспитательный процесс необходимо тщательно организовывать. Только в этом случае, будет возможно достигнуть положительных результатов.

Конец формы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: