Понятие претензионно-искового порядка разрешения споров при перевозках




Практическое занятие № 2

 

Тема занятия: «Составление претензий и исков к перевозчику».

 

Цели занятия: на основании предложенной ситуации научиться составлять претензию, иск в арбитражный суд. Составлять алгоритм действия при возникновении спора, вытекающего из договора перевозки.

 

Оборудование: лекционный материал. Ситуация. Претензия (образец), иск. Устав железнодорожного транспорта /Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ

Краткие теоретические сведения.

Понятие претензионно-искового порядка разрешения споров при перевозках

При нарушении перевозчиком договорных обязательств грузоотправитель, грузополучатель, пассажир вправе защитить свои интересы, используя претензии и иски. Применительно к перевозкам грузов ГК устанавливает правило, в соответствии с которым иску к перевозчику обязательно предшествует предъявление ему претензии (п. 1 ст. 797 ГК).

Процедура предъявления претензии и ее рассмотрения установлена УЖТ, а также правилами перевозок грузов. Только в тех случаях, когда перевозчик полностью или частично отказал в удовлетворении претензии либо вообще не дал ответ в 30-дневный срок, к нему может быть предъявлен иск.

Установленный претензионный порядок дает шанс сторонам, используя упрощенную процедуру, решить между собой спор по существу без обращения в судебные инстанции. Его суть состоит в принятии сторонами исчерпывающих мер к урегулированию возникших разногласий.

Для договорных отношений между перевозчиком и пас­сажиром обязательный претензионный порядок разрешения споров ГК не предусмотрен.

До предъявления иска в связи с перевозкой пассажира обя­зательным является предъявление претензии к перевозчику. УЖТ (ст. 121) закрепляет право пасса­жира на предъявление претензии перевозчику, нарушившему обязательства.

Для перевозчика обязательный претензионный порядок предъявления требований к грузоотправителю, грузополу­чателю, пассажиру не установлен. Поэтому он вправе сразу предъявлять иски к указанным лицам при нарушении ими обязательств.

Юридическое значение претензионного порядка заключа­ется прежде всего в том, что он является необходимой пред­посылкой реализации права на предъявление иска. При несо­блюдении претензионного порядка заявленное исковое требо­вание судом к рассмотрению не принимается. Следовательно, если претензия не была заявлена, сторона не вправе предъ­явить исковое требование к перевозчику.

Претензия представляет собой обращенное к перевозчику письменное требование о возмещении убытков в связи с неис­полнением или ненадлежащим исполнением им обязатель­ства по перевозке.

Законодатель установил обязательные требования к пре­тензионному порядку. К ним относятся:

• предъявление претензии надлежащим заявителем к над­лежащему ответчику;

• соблюдение сроков предъявления претензии;

• надлежащее оформление претензии с приложением необходимых документов;

• соблюдение срока и установленного порядка дачи ответа на претензию.

Перечисленные требования распространяются на претен­зионный порядок как при перевозках грузов, так и при пере­возках пассажиров.

Глава 41. Транспортная экспедиция

 

Статья 801. Договор транспортной экспедиции

 

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

 

Статья 802. Форма договора транспортной экспедиции

 

1. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме.

2. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

 

 

Статья 804. Документы и другая информация, предоставляемые экспедитору

 

1. Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции.

2. Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

3. В случае непредоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.

4. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи.

 

Статья 805. Исполнение обязанностей экспедитора третьим лицом

 

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.

 

 

Ход работы:

Ситуация (ознакомиться)

ОАО "ППОН Новое" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ООО "Газпромтранс" и ОАО "РЖД" 1 812 463,68 руб., составляющих стоимость недостачи дизельного топлива, перевозимого железнодорожным транспортом. Материалами дела было установлено, что между истцом и ООО "Газпромтранс" был заключен договор транспортной экспедиции, по которому ООО "Газпромтранс" (экспедитор) обязался осуществить в интересах ОАО "ППОН Новое" (клиент) комплекс услуг по получению, доставке и выдаче истцу нефтепродуктов, поставляемых ОАО "Газпром" (его дочерним обществом - ООО "Астраханьгазпром"). В соответствии с договором экспедитор заключает с перевозчиком договоры перевозки грузов клиента от своего имени. По одному из таких договоров ООО "Астраханьгазпром" отгрузило в адрес истца 10 цистерн с дизельным топливом массой груза 624 379 кг. По прибытии на станцию назначения обнаружилось, что, несмотря на отсутствие на запорно-пломбировочных устройствах (ЗПУ) цистерн следов повреждений, три цистерны были пустыми. Был составлен коммерческий акт, экспедитору направлены телеграмма с уведомлением и претензии, однако ООО "Газпромтранс" никаких действенных мер не предпринял.


2. Составление претензии совместно с преподавателем.

3.После ознакомления с ситуационной задачей, выявить проблему, провести анализ ситуации и разработать алгоритм действия для разрешения проблемы..

4. Заполнить образец иска.

5. Записать решение по итогам рассмотренной практической ситуации

 

Образец претензии

В Администрацию компании _________________________
от ________________ (Ф.И.О)
_________________ Адрес, телефон

Претензия

___ __________ 20__ г. я воспользовался услугами по перевозке, предоставленными компанией ___________________ на основании билета №_____.

Услуги были оказаны с недостатками (указать, в чем заключались недостатки). Указанное подтверждается актом, составленным ___ ________ 20__ г.

Мне причинены следующие убытки: (указать на убытки, причиненные в связи с недостатками, по возможности предоставить подтверждающие документы).

В связи с этим, требую в установленный законом срок: (указать требование из числа вышеизложенных).

Число, подпись.

 

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о взыскании ущерба, причиненного при перевозке груза

На основании Договора поставки N ______ от "___"__________ ______ г. заключенного между __________________________ и _______________________, ___________________ осуществило поставку на железнодорожные реквизиты истца ________________________________________________.

Груз был отправлен со станции _______________ "___"___________ ______ г. отправителем ____________________ по железнодорожной накладной N _________ на ж/д реквизиты Истца повагонной отправкой в количестве ____ мест весом _______ тн. Груз был погружен средствами отправителя в вагон N _____________. Вагон прибыл на ст. ____________________ "___"___________ _______ г.

При выгрузке и одновременной выдаче груза из вагона была выявлена недостача 1 места весом _____ тн., обозначенного в сертификате N _______, поставленного по товарной накладной N ______ от "___"__________ _______ г. Указанное обстоятельство зафиксировано в коммерческом акте N ____________ от "___"__________ _______ г.

Согласно ж/д накладной груз был принят _________________ к перевозке за весом _____ тн и в количестве ______ мест, сдан грузополучателю на ст. ______________ за весом ______ тн. и в количестве ____ мест, следовательно, недостача возникла в пути следования вагона.

В силу ст. ст. 120, 125 Устава железнодорожного транспорта РФ до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику в обязательном порядке предъявляется претензия. В связи с этим, "___"___________ _______ г. в адрес _____________________ железной дороги была направлена претензия с требованиями возместить ___________________ руб. ущерба, причиненного в связи с частичной недостачей груза. К претензии были приложены заверенные копии документов, предусмотренных действующим законодательством.

"____"____________ _______ г. письмом исх. N ___________ претензия Истца была возвращена без рассмотрения в связи с ___________________________.

Согласно ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. В соответствии со ст. 96 Устава железнодорожного транспорта РФ перевозчик в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в размере стоимости утраченного или недостающего груза. При этом согласно п. 14 Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором.

Калькуляция ущерба приведена в справке ______________ N _____ от "___"___________ _______ г., стоимость недостающего груза составляет ____________________________ руб.

Согласно товарной накладной поставщика N ______ от "__"_________ _____ г. стоимость 1 тн. ______________ составляет __________ руб., в т.ч. НДС 18%.

Стоимость недостающего груза ______________ составляет _____________ руб., в т.ч. НДС.

Истец действует от имени _______________ на основании Договора поручения N ______ от "___"________ ______ г. и доверенности от "___"______ ______ г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 96, 119, 120, 121, 122, 123, 124 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, ст. 15, 393, 796 ГК РФ, ст. 131, 132 ГПК РФ,

 

ПРОШУ

 

Взыскать с ответчика в пользу истца ___________ (_________________) руб. ущерба, причиненного частичной недостачей груза.

 

Приложения:

1. Платежное поручение по уплате госпошлины;

2. Копия квитанции об отправке ответчику копии искового заявления;

3. Копия Договора поставки N _______ от "___"___________ _______ г.;

4. Копия ж/д накладной N ______________;

5. Копия коммерческого акта N _______ от "___"___________ _______ г.;

6. Копия претензии N _______ от "___"___________ _______ г.;

7. Копия квитанции об отправке Ответчику претензии;

8. Копия платежного поручения N _______ от "___"___________ _______ г.;

9. Копия счета-фактуры N _______ от "___"___________ _______ г.;

10. Копия товарной накладной N _______ от "___"___________ _______ г.;

11. Копия счета-фактуры N _______ от "___"___________ _______ г.;

12. Копия сертификата качества N _______;

13. Копия справки о стоимости недостающего груза N __ от "___"___________ ______ г.;

14. Копия Договора поручения N ______ от "___"___________ _______ г.

15. Копия доверенности от "___"_____________ ________ г.

16. Доверенность представителя (если заявление подписано представителем).

 


"___"_________________ _______ г.

 

Истец (представитель Истца) ___________________/______________________/

(подпись) (Ф.И.О.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: