Существительным в роде и числе
Конспект занятий
Тема. Согласование имени прилагательного с именем существительным.
Цель. Учить детей правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед выясняет у учащихся, какое сегодня число, день недели, месяц.
П. Образование имен прилагательных. Составление словосочетаний.
Логопед задает вопросы ученикам, не требуя развернутого ответа:
«Какая сегодня погода? (Хорошая.) Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя.) Какой бывает день, когда тепло? (Теплый.) Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный.) А когда нет ветра? (Безветренный.)
Уточним, какой сегодня день. (День теплый, солнечный, безветренный.) Как мы скажем про погоду, у нее те же признаки? (Погода теплая, солнечная, безветренная.)*
Логопед обращает внимание учеников на то, какое сегодня небо, и задает вопросы:
«Какое сегодня небо? (Безоблачное, чистое, голубое.) Когда бывает такая погода? (Весной.) Значит, погода какая? (Погода весенняя.) А как мы скажем про день? (День весенний.) Про небо? (Небо весеннее.) Про дни? (Дни весенние.)»
III. Составление предложений с именами прилагательными.
Детям даются следующие задания:
1) Перечислить все признаки: а) весеннего дня; б) весецней погоды; в) весеннего неба; г) весенних дней.
2) Закончить предложения, используя изученные ранее слова-признаки. Выделить голосом окончания слов-признаков.
Весной небо....День весной.... Весной дни.... Погода весной.... Ветер весной.... Солнце весной.... Настроение весной....
IV. Итог занятия.
Логопед говорит: «Сегодня мы учились правильно связывать слова в предложения. Что вам понравилось на занятии? »
Тренировочные упражнения
Задание 1. Рассмотрите картинки (предметы). Ответьте яа вопросы какой? какая? какое? какие? с помощью плана.
План: размер, цвет, материал, из чего сделан предмет.
Пр иблизительный перечень картинок или предметов: мяч, шкаф, графин, кувшин, чашка, ваза, зеркало, кольцо, носки, вилки, ножницы.
План: форма, цвет, какой предмет на ощупь, какой предмет на вкус.
Приблизительный перечень предметов или картинок:помидор,свекла,яблоко,дыня,лук,сливы.
Задание 2. Опишите предметы:
а) форма, цвет, на ощупь, на вкус, принадлежность: огурец, помидор, апельсин, банан, лимон, вишни;
б) размер, цвет, материал, из чего сделан предмет, принадлежность:
ложка, нож, платье, колготки, бусы, кольцо.
Задание 3. Прослушайте рассказ. Назовите слова-признаки. Выделите голосом окончания в них. (Сначала логопед читает текст целиком. Затем — по предложениям, не договаривая окончания имен прилагательных. Ученики договаривают окончания имен прилагательных и произносят слово целиком.)
Голубая пора.
(Март.)
У каждого месяца свой цвет. Январь — бел(ый), июнь — зе-лен(ый), а вот март — голуб(ой).
Голуб(ое) небо, снега голуб(ые). На снегах тени, как син(ие) молнии. Голуб(ая) даль, голуб(ые) льды. Голуб(ые) на снегу следы. Перв(ые) голуб(ые) лужи и последн(ие) голуб(ые) сосульки. А на горизонте син(яя) полоска далекого леса.
Весь мир голуб(ой)!
(По Н. Сладкову.)
Задание 4. Вставьте пропущенные слова, обозначающие признаки предмета. (Используется материал предыдущего задания.)
В марте небо.... Снега.... Даль.... Льды.... На снегу следы.... Лужи.... Сосульки.... Весь мир....
Задание 5. Прослушайте предложения. Составьте загадки по образцу.
Образец: Рыжая, хитрая, умная. Кто это?
Лиса хитрая, умная, рыжая. Волк серый, злой, хищный. Белка рыженькая, пугливая, прыгучая. Ежата маленькие, серенькие, колючие. Медвежата забавные, неуклюжие, доверчивые. Олень серый, рогатый, красивый. Тюлень неуклюжий, скользкий, усатый. Дерево высокое, раскидистое, зеленое. Река глубокая, широкая, полноводная. Пруд старый, заросший, тинистый. Солнце яркое, жаркое, ласковое. Ручьи весенние, шумные, бурливые. Озеро большое, глубокое, чистое. Дорога проселочная, ухабистая, пыльная.
Задание 6. Закончите предложения, подбирая по смыслу слова-признаки. Вспомните слова-признаки предыдущего задания.
(Логопед следит за правильным согласованием имен существительных с именами прилагательными.)
Образец: Лиса — зверь хитрый, умный.
Лиса — зверь.... Волк — зверь.... Белка — животное.... Тюлень — животное.... Медвежата — звереныши.... Олень — животное.... Крапива — растение.... Груша — фрукт.... Роза — цветок.... Морковь — овощ.... Береза — дерево.... Сыроежка — гриб.... Кузнечик — насекомое.... Дельфины — животные.... Окунь — рыба....
Задание 7. Прослушайте стихотворения. Назовите в них слова-предметы, действия, признаки. Поставьте вопросы.
Белый снег.
Белый снег, Белый мел. Белый заяц Тоже бел. А вот белка Не бела. Белой даже Не была. (Е. Измайлов.)
Дети называют слова, обозначающие признаки.
В огороде.
Вот вам сладкая морковка, Красная головка. Вот вам желтая репка И огурчик крепкий.
(По М. Пожаровой.)
Дети называют сначала слова, обозначающие предметы, потом слова, обозначающие признаки.
Зимой в лесу.
Ели надели белые шапки. Спрятали в варежках колкие лапки... Скачет под елкой белый зайчишка, Белый зайчишка в легком пальтишке. Ни рукавиц у зайчишки, ни шапки, Греют его только быстрые лапки.
(И. Пивоварова.)
Дети называют слова, обозначающие действия.
Одуванчик.
Носит одуванчик Желтый сарафанчик; Подрастет — нарядится В беленькое платьице — Легкое, воздушное, Ветерку послушное.
(Е. Благинина.)
Дети называют слова, обозначающие предметы и признаки.
Вот и лето подоспело.
Вот и лето подоспело — Земляника покраснела; Повернется к солнцу боком — И нальется алым соком. В поле — красная гвоздика, Красный клевер...
Погляди-ка:
И лесной шиповник летом. Весь осыпан красным цветом Видно, люди не напрасно Называют лето красным!
(М. Ивенсен)
Ученики называют действия.
Загадки для заучивания
Черный Ивашка — Деревянная рубашка, Где носом ведет, Там заметку кладет. (Карандаш.)
Длинные ушки. Хвостик короткий.
Круглая, а не месяц, Желтая, а не масло. Сладкая, а не сахар. Хвостатая, а не мышь. (Дыня.)
Любит капусту. Любит морковку. (Зайчик.)
Задание 7. Прослушайте два рассказа про березу. Сравните их. Какой из рассказов вам больше понравился? Почему?
Береза.
Из древесины березы получается фанера, мебель, лыжи, посуда и другие вещи. На стволе березы растет гриб. Из этого гриба делают лекарство.
Береза.
Красивое и полезное дерево береза.. Из ее древесины получается хорошая фанера, красивая мебель, прочные лыжи, легкая деревянная посуда и другие нужные вещи. На белом стволе березы растет березовый гриб. Из этого гриба делают ценное лекарство.
Задание 8. Прослушайте рассказы. Дополните их словами-признаками, ставя к ним вопросы.
Осень.
Незаметно прошло (какое?)... лето. Дни стали (к а к и е?).... Небо (к а к о е?)...,.... Его покрывают (к а к и е?)...,... тучи. Как сквозь сито, сеет (к а к о й?) • ••> ■•• дождь.
Июль.
Июль — богатый ягодами месяц. В июле поспела (какая?)... черника, (к а к а я?)... смородина, (к а к а я?)... малина. В -эту пору можно найти (к а к о й?)... подосиновик, (к а к о й?)... рыжик и (к а к у ю?)... сыроежку.