Согласование имени прилагательного с именем




Существительным в роде и числе

Конспект занятий

Тема. Согласование имени прилагательного с именем су­ществительным.

Цель. Учить детей правильно согласовывать имя прила­гательное с именем существительным в роде и числе.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед выясняет у учащихся, какое сегодня число, день недели, месяц.

П. Образование имен прилагательных. Составление слово­сочетаний.

Логопед задает вопросы ученикам, не требуя развернутого ответа:

«Какая сегодня погода? (Хорошая.) Почему хорошая? (Све­тит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя.) Какой бывает день, когда тепло? (Теплый.) Какой бывает день, когда светит солн­це? (Солнечный.) А когда нет ветра? (Безветренный.)

Уточним, какой сегодня день. (День теплый, солнечный, без­ветренный.) Как мы скажем про погоду, у нее те же призна­ки? (Погода теплая, солнечная, безветренная.)*

Логопед обращает внимание учеников на то, какое сегодня небо, и задает вопросы:

«Какое сегодня небо? (Безоблачное, чистое, голубое.) Когда бывает такая погода? (Весной.) Значит, погода какая? (Погода весенняя.) А как мы скажем про день? (День весенний.) Про небо? (Небо весеннее.) Про дни? (Дни весенние.)»

III. Составление предложений с именами прилагательны­ми.

Детям даются следующие задания:

1) Перечислить все признаки: а) весеннего дня; б) весецней погоды; в) весеннего неба; г) весенних дней.

2) Закончить предложения, используя изученные ранее сло­ва-признаки. Выделить голосом окончания слов-признаков.

Весной небо....День весной.... Весной дни.... Погода весной.... Ветер весной.... Солнце весной.... Настроение весной....

IV. Итог занятия.

Логопед говорит: «Сегодня мы учились правильно связывать слова в предложения. Что вам понравилось на занятии? »

Тренировочные упражнения

Задание 1. Рассмотрите картинки (предметы). Ответьте яа вопросы какой? какая? какое? какие? с помощью плана.

План: размер, цвет, материал, из чего сделан предмет.

Пр иблизительный перечень картинок или предметов: мяч, шкаф, графин, кувшин, чашка, ваза, зеркало, кольцо, носки, вилки, ножницы.

План: форма, цвет, какой предмет на ощупь, какой предмет на вкус.

Приблизительный перечень предметов или картинок:помидор,свекла,яблоко,дыня,лук,сли­вы.

Задание 2. Опишите предметы:

а) форма, цвет, на ощупь, на вкус, принадлежность: огурец, помидор, апельсин, банан, лимон, вишни;

б) размер, цвет, материал, из чего сделан предмет, принад­лежность:

ложка, нож, платье, колготки, бусы, кольцо.

Задание 3. Прослушайте рассказ. Назовите слова-признаки. Выдели­те голосом окончания в них. (Сначала логопед читает текст целиком. За­тем — по предложениям, не договаривая окончания имен прилагатель­ных. Ученики договаривают окончания имен прилагательных и произносят слово целиком.)

Голубая пора.

(Март.)

У каждого месяца свой цвет. Январь — бел(ый), июнь — зе-лен(ый), а вот март — голуб(ой).

Голуб(ое) небо, снега голуб(ые). На снегах тени, как син(ие) молнии. Голуб(ая) даль, голуб(ые) льды. Голуб(ые) на снегу сле­ды. Перв(ые) голуб(ые) лужи и последн(ие) голуб(ые) сосуль­ки. А на горизонте син(яя) полоска далекого леса.

Весь мир голуб(ой)!

(По Н. Сладкову.)

Задание 4. Вставьте пропущенные слова, обозначающие признаки предмета. (Используется материал предыдущего задания.)

В марте небо.... Снега.... Даль.... Льды.... На снегу сле­ды.... Лужи.... Сосульки.... Весь мир....

Задание 5. Прослушайте предложения. Составьте загадки по образцу.

Образец: Рыжая, хитрая, умная. Кто это?

Лиса хитрая, умная, рыжая. Волк серый, злой, хищный. Белка рыженькая, пугливая, прыгучая. Ежата маленькие, се­ренькие, колючие. Медвежата забавные, неуклюжие, доверчи­вые. Олень серый, рогатый, красивый. Тюлень неуклюжий, скользкий, усатый. Дерево высокое, раскидистое, зеленое. Река глубокая, широкая, полноводная. Пруд старый, зарос­ший, тинистый. Солнце яркое, жаркое, ласковое. Ручьи весен­ние, шумные, бурливые. Озеро большое, глубокое, чистое. До­рога проселочная, ухабистая, пыльная.

Задание 6. Закончите предложения, подбирая по смыслу слова-при­знаки. Вспомните слова-признаки предыдущего задания.

(Логопед следит за правильным согласованием имен существительных с именами прилагательными.)

Образец: Лисазверь хитрый, умный.

Лиса — зверь.... Волк — зверь.... Белка — животное.... Тюлень — животное.... Медвежата — звереныши.... Олень — животное.... Крапива — растение.... Груша — фрукт.... Роза — цветок.... Морковь — овощ.... Береза — дерево.... Сыроежка — гриб.... Кузнечик — насекомое.... Дельфины — животные.... Окунь — рыба....

Задание 7. Прослушайте стихотворения. Назовите в них слова-пред­меты, действия, признаки. Поставьте вопросы.

Белый снег.

Белый снег, Белый мел. Белый заяц Тоже бел. А вот белка Не бела. Белой даже Не была. (Е. Измайлов.)

Дети называют слова, обозначающие признаки.

В огороде.

Вот вам сладкая морковка, Красная головка. Вот вам желтая репка И огурчик крепкий.

(По М. Пожаровой.)

Дети называют сначала слова, обозначающие предметы, по­том слова, обозначающие признаки.

Зимой в лесу.

Ели надели белые шапки. Спрятали в варежках колкие лапки... Скачет под елкой белый зайчишка, Белый зайчишка в легком пальтишке. Ни рукавиц у зайчишки, ни шапки, Греют его только быстрые лапки.

(И. Пивоварова.)

Дети называют слова, обозначающие действия.

Одуванчик.

Носит одуванчик Желтый сарафанчик; Подрастет — нарядится В беленькое платьице — Легкое, воздушное, Ветерку послушное.

(Е. Благинина.)

Дети называют слова, обозначающие предметы и призна­ки.

Вот и лето подоспело.

Вот и лето подоспело — Земляника покраснела; Повернется к солнцу боком — И нальется алым соком. В поле — красная гвоздика, Красный клевер...

Погляди-ка:

И лесной шиповник летом. Весь осыпан красным цветом Видно, люди не напрасно Называют лето красным!

(М. Ивенсен)

Ученики называют действия.

Загадки для заучивания

Черный Ивашка — Деревянная рубашка, Где носом ведет, Там заметку кладет. (Карандаш.)

Длинные ушки. Хвостик короткий.

Круглая, а не месяц, Желтая, а не масло. Сладкая, а не сахар. Хвостатая, а не мышь. (Дыня.)

Любит капусту. Любит морковку. (Зайчик.)

Задание 7. Прослушайте два рассказа про березу. Сравните их. Какой из рассказов вам больше понравился? Почему?

Береза.

Из древесины березы получается фанера, мебель, лыжи, по­суда и другие вещи. На стволе березы растет гриб. Из этого гри­ба делают лекарство.

Береза.

Красивое и полезное дерево береза.. Из ее древесины полу­чается хорошая фанера, красивая мебель, прочные лыжи, лег­кая деревянная посуда и другие нужные вещи. На белом ство­ле березы растет березовый гриб. Из этого гриба делают ценное лекарство.

Задание 8. Прослушайте рассказы. Дополните их словами-признака­ми, ставя к ним вопросы.

Осень.

Незаметно прошло (какое?)... лето. Дни стали (к а к и е?).... Небо (к а к о е?)...,.... Его покрывают (к а к и е?)...,... тучи. Как сквозь сито, сеет (к а к о й?) • ••> ■•• дождь.

Июль.

Июль — богатый ягодами месяц. В июле поспела (какая?)... черника, (к а к а я?)... смородина, (к а к а я?)... малина. В -эту пору можно найти (к а к о й?)... подосиновик, (к а к о й?)... рыжик и (к а к у ю?)... сыроежку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: