Аметист-На Кольском полуострове, в Мурманской области России.




Так же представлено золото и с драгоценными камнями:

сапфир- Природа щедро одарила нас месторождениями сапфира. Залежи синего корунда найдены на пяти континентах Земли, за исключением Антарктиды. Сейчас мировыми лидерами по добыче и экспорту сапфира являются Таиланд, Шри-Ланка, Индия, Бирма. Активная добыча сапфира ведётся на Мадагаскаре, в Австралии, Бразилии, США, а также большинстве стран Африки.

бриллиант - так называемая алмазная столица России, город Мирный, находится в западной части Якутии.

- Из каких камней представлены изделия?

1. Малахит- минерал ярко зелёного цвета.

В настоящее время самым большим источником добычи этого камня является Конго. В России в 17-18 веках на Урале были найдены большие месторождения данного минерала, поэтому он широко применялся для декорирования интерьера и инкрустации кабинетов знатных особ. В связи с этим, в настоящий момент рудники на Урале пустые и основная его добыча происходит в странах Африки.

В конце 20-х годов 19 века малахит стоил очень дорого и являлся символом богатства – очень характерный знак социального отличия среди русской знати. За малахитом гонялся весь императорский двор. Наличие любого малахитового изделия считалось правилом хорошего тона. Украшения с малахитом носили женщины исключительно из высшего сословия и богатых семей. Малахитовое дело России очень быстро получило всемирное признание – на протяжении нескольких веков наша страна была законодательницей моды во всём, что касалось малахита.

 

Малахит используется для изготовления украшений, инкрустации мебели и интерьера. Также из этого камня раньше изготавливали вазы, чаши, облицовочные пластины для дорогих интерьеров и инкрустации мебели. Ювелиры используют самые красивые агрегаты малахита в виде кабошонов для вставок в ювелирные изделия.

 

Так как у малахита невысокая твердость и плотность, его нужно оберегать от ударов и перепадов температур. Чтобы очистить малахит в домашних условиях, его достаточно мыть чистой водой и протирать мягкой тканью.

2. Коралл – один из самых первых материалов, которые человек стал использовать в качестве украшения. Кораллы добывают в Средиземном, Красном и Карибском морях, на побережье Атлантики, Тихого и Индийского океанов. В настоящее время коралл обрабатывается главным образом в Японии, Тайване, Гонконге и Индии. Для восстановления выцветшего оттенка коралла его обрабатывают в перекиси водорода.

3. Бирюза считается одним из самых загадочных камней. Бирюза является национальным камнем иранцев(персов). Бирюза имеет множество оттенков: от светло-голубого до бурого. На самом деле насыщенность цвета бирюзы зависит от количества меди. Поэтому чем ближе к поверхности земли бирюзовая жила, тем бледнее оттенок камня. Наиболее ценными считаются небесно-голубые камни. Такие минералы имеют самую плотную, по сравнению с другими разновидностями, структуру и не содержат железа. Неслучайно именно эта разновидность камня дала название новому цвету – бирюзовому. Месторождения-Иран. Обрабатывать бирюзу умели ещё в древности. Так, в античные времена для придания блеска на минерал наносили смолу или воск, благодаря чему матовый камень приобретал сияние и становился более прочным.

4.Нефрит

Месторождение в России. Он в 5 раз крепче, чем гранит и в 2 раза прочнее стали. Существует некое заблуждение по поводу того, что нефрит бывает только зеленого цвета, существует множество оттенков нефрита, например, белый зеленый и черный. Очень ценится в Китае.

5.Яшма.

Существует несколько классификаций яшмы. В зависимости от цвета она может быть белой, зеленой, красной, На территории России месторождения яшмы можно встретить практически повсеместно, однако наиболее популярны месторождения на Алтае и на Урале. Уральская яшма славится во всем мире.

6. Камень чароит - свое название получил от реки Чара в Сибири, но, учитывая его потрясающий цвет, который минералоги описывают как смешение сиреневого, фиолетового, лавандового и лилового, наименование камня вполне могло бы происходить от слова "очаровывать". На сегодня чароит - самый редкий и экзотический самоцветный камень в мире. Он является объектом повышенного интереса как коллекционеров, так и обычных, ценителей самоцветов. !!!!! Чароит - российский камень. Единственное в мире месторождение чароита находится на стыке Якутии и Иркутской области. Больше нигде в мире добыча минерала не осуществляется.!!!

Это единственный в мире фиолетовый минерал с естественным узорчатым рисунком. За уникальный цвет чароит называют "сиреневым чудом Сибири".

7. Турмалин

Месторождения Урал и Сибирь. Достаточная твердость, хорошая обрабатываемость, глянцевый блеск поверхности и размытое свечение внутренних областей кристалла снискали ему заслуженную славу у ювелиров, коллекционеров, рядовых ценителей прекрасного.

8. Лазурит

Часто называют «небесным камнем», поскольку он сказочно красив и напоминает лазурь солнечного ясного неба. Название камня так и переводится – синева. Считается поделочным камнем. При этом лучшие образцы минерала обладают несомненными ювелирными достоинствами.

Чилийские Анды – наравне с афганским Памиром – дают львиную долю поступлений лазуритового сырья на мировой рынок.

9. Хризопраз

Это вид кварцевого минерала, который имеет зеленый оттенок. Крупнейшие месторождения редких и дорогих изумрудно-зелёных хризопразов находятся в Австралии.

 

Так же у нас представлено серебро с различными полудрагоценными камнями:

-кварц Россия

-кианит Кольский полуостров

-нефрит Россия

-авантюрин Россия

-малахит Конго

-лазурит Афганистан

-хрусталь Россия

-агат Урал, Индия

-амазонит Австралия

-бирюза Иран

-аквамарин Бразилия

-хризоколла США, Израиль, Конго

-содалит Канада

- Какие виды матрешек представлены?

1. Матрёшки-жжёнки.

Украшенные лишь выжиганием, не скрывающим натуральный цвет древесины незаполненных узором участков.

2. Сергиево-Посадские матрёшки.

Матрёшку из Сергиева Посада отличает приземистая форма, верх, плавно переходящий в расширяющуюся нижнюю часть фигурки. Роспись производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

3. Семёновская матрёшка

Семеновская матрешка более стройная и вытянутая. Основа композиции в росписи семёновской матрёшки – это фартук, на котором изображается пышный букет цветов. Современные мастера создают роспись в три цвета – красный, синий и жёлтый. Они меняют сочетание цветов фартука, сарафана и платка.

4. Вятская матрешка

Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки мило и приветливо.Матрёшку расписывали анилиновыми красителями и покрывали масляным лаком.

5. Авторская матрешка

Отражение неповторимого стиля, художественного вкуса и творческой фантазии конкретного мастера- это все уникальные произведения прикладного творчества. В таких матрешках важно все: начиная от сюжета и заканчивая общим оформлением кукол. Каждому автору свойственная какая-то индивидуальная особенность, будь то лицо и глаза матрешки или рисунок на фартуке или сам стиль росписи.

Обычно это красавицы матрешки в изящных кокошниках, цветастых платках с меховой опушкой, с золотыми косами и огромными голубыми глазами. Отдельные мастера используют в росписи матрешек приемы традиционной хохломской росписи Все чаще можно встретить матрешки. расписанные под «гжель», «жостово», «палех».

6. Матрёшка из Полховского Майдана

Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. "Цветы с наводкой" – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, характерен пестрый декор – украшение при помощи отдельных мазков, "тычков" и точек. Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором.

7. Матрешки животные.

8. Матрёшки президенты стран, футболисты, хоккеисты.

- Какие изделия Фаберже представлены в магазине?

Яйца Фаберже

Серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже. Серия создавалась между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании 71 экземпляра, из которых императорскими являются 52[1].

Словосочетание «Яйца Фаберже» стало синонимом роскоши и эмблемой богатства императорского дома и дореволюционной России. А также названием вида ювелирных изделий в виде яиц с сюрпризами и одним из символов России.

Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 году[2]. Оно было заказано императоромАлександром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Фёдоровны. Так называемая «Курочка» снаружи покрыта белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, — изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятаны небольшая копия императорской короны из золота с бриллиантами и цепочка с рубиновым кулоном (ср. традицию складывающихся матрёшек).

Идея подобного ювелирного изделия:

Пасхальное яйцо Фаберже должно было стать вольной интерпретацией яйца, изготовленного в начале XVIII века, 3 экземпляра которого известны и сегодня. Они находятся: в замке Розенборг (Копенгаген); вмузее Истории искусств (Вена) и в частной коллекции (ранее — в художественной галерее «Зелёные своды», Дрезден). Во всех упомянутых экземплярах яиц спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней — кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы[3].

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца — одно Марии Фёдоровне, своей овдовевшей матери, и второе — Александре Фёдоровне, новой императрице.

Яйца изготавливались из золота, серебра, драгоценных камней и т. д. В ход шли эмали и тонкая ювелирная работа. Подчас мастера экспериментировали с не очень традиционными материалами —горный хрусталь, драгоценные сорта древесины. Доказательством подлинности служит клеймо фирмы Фаберже.

Стоимость одного яйца по ценам рубежа XIX—XX вв. варьировалась от 1500 до 28300 рублей. (Российская империя).

Иногда яйца крупнее натуральной величины и больше, чем кажутся по иллюстрациям: высота некоторых (с подставкой) могла достигать 20 см. Традиционно внутри каждого должен был содержаться какой-либо сюрприз. Часто это были миниатюры с портретами того, кому яйцо предназначалось, и членов его семьи. Выполнялись также яйца-часы с заводными частями (петухами и кукушками).

Технология изготовления эмалей, разработанная в мастерских Фаберже и являющаяся его главным достижением, позволила создавать изделия, отличающиеся непревзойденным качеством ювелирной работы. Покрытие эмалью представляет собой сложный процесс, чреватый всевозможными осложнениями. Эмали Фаберже характеризуются равномерностью качества и гладкостью поверхности. Коньком Фаберже была так называемая эмаль "en plein" - гладкое покрытие достаточно больших поверхностей или полей. Такая техника не прощает ни малейшей ошибки. Подобно тому, как Фаберже комбинировал поверхности из матового и шлифованного золота, он использовал контрасты глухой и прозрачной эмали, причем последняя украшалась рисунком, выгравированном на металле и просвечивающим сквозь эмаль. Другим свойством некоторых эмалей Фаберже является эффект изменения цвета при легком повороте изделия. Искусство гильоширования - создания тонкого, тщательно выгравированного узора, состоящего из прямых и изогнутых линий. Фаберже довел до совершенства.

У нас так же представлены яйца из скорлупы. Для изготовления таких яйц использована скорлупа перепелиного,гусиного либо страусиного яица.

Технология изготовления:

Резьба по яичной скорлупе начинается с того, что удаляется содержимое яйца – делается это с помощью шприца, после чего, тщательно промывают яйцо – водой, либо специальным составом. Затем нужно дать материалу просохнуть изнутри.

Работа осуществляется поэтапно – вначале создается рисунок на бумаге,затем он переносится на яйцо,после этого приступают к резьбе.

В процессе резьбы следует быть очень аккуратным и регулировать нажим на скорлупу – чтобы она ненароком не сломалась – это самое сложное в работе и мастеру приходится сломать множество яиц, прежде чем получится хотя бы одно, достойное произведение.

Представляем вниманию изделия в стиле. Эти изделия созданы современными мастерами в стиле знаменитого ювелира Карла Фаберже с применением современных материалов и технологий. Изделия декорированы стразами сваровски, имеют привлекательный вид и невысокую стоимость этих изделий в стиле Фаберже, поэтому многие могут позволить их приобрести для себя или для подарка.

1. Шкатулки Фаберже

Эти замечательные шкатулки, созданные в наше время в стиле ювелирных изделий Фаберже, вероятно, являются самыми интересными изделиями. Шкатулки сделаны самых невероятных форм, они изготовлены из металла и покрыты эмалью. Кроме того, шкатулки декорированы множеством кристаллов (стразами) разных цветов и разных размеров. Это делает эти замечательные изделия оригинальным и желанным подарком для женщин любого возраста по любому поводу. Шкатулки изготовлены в компании АКМ в Санкт-Петербурге.

2. Кулоны Фаберже

Здесь представлены кулоны и подвески, изготовленные в стиле Фаберже. Такой кулон будет прекрасным украшением и дополнением нарядного костюма. Кулоны изготовлены по технологии горячей эмали, кроме этого они украшены искуственными кристалами, что делает их эффектными и привлекательными

3. Серьги Фаберже

Эти замечательные ювелирные украшения для женщин разработаны ювелирами Санкт-Петербурга по мотивам изделий знаменитого торгового дома Карла Фаберже. Серьги изготовлены из медного сплава и покрыты современным способом пленкой, имитирующую золото или серебро. Это при превосходном внешнем эффекте позволяет установить достаточно демократичную цену на серьги. Серьги декорированы разноцветной эмалью и стразами, что делает их яркими и привлекательными.

 

-Какие еще виды русских сувениров представлены в магазине?

1. Расписные яйца

В старые времена на Руси расписные яйца были широкое распространенным пасхальным подарком среди всех слоев населения. Представленные здесь пасхальные яйца расписаны вручную на деревянной основе и покрыты несколькими слоями прозрачного глянцевого лака. Некоторые яйца имеют подставку и его можно поставить на полочку, некоторые - крючочек и ленточку - такое яйцо можно повесить где угодно.

2. Музыкальные шкатулки

Представляем вашему вниманию оригинальный русский сувенир музыкальную шкатулку в виде деревянного храма, расписанного и покрытого глянцевым лаком. Внутри установлен механический музыкальный механизм, который после завода пружины исполняет русскую мелодию. Некоторые музыкальные шкатулки имеют подставку, механически соединенную с механизмом, поэтому при проигрывании мелодии храм вращается.

3. Бижутерия Жостово

Художники, работающие в стиле Жостово, делают замечательную женскую бижутерию, только в качестве заготовок используется основание из дерева или папье-маше. Здесь мы представляем Вашему вниманию женские украшения, расписанные вручную в стиле Жостово - заколки для волос, броши, серьги, браслеты, кулоны.

4. Посадские платки

Красочные платки, изготовленные на фабрике в подмосковном Павловском Посаде, подойдут любой женщине любого возраста. Павлово-Посадксие платки выполнены в лучших традициях старых мастеров и хотя технология изготовления современная с применением новейшего оборудования, и краски современные, и рисунки платков выполнены современными художниками и дизайнерами, но атмосфера старинного добротного яркого женского платка сохранилась поныне.

5. Товары для дома

Предметы домашнего декора делают дом более удобным, практичным и уютным. Текстильные изделия для кухни и столовой, декоративные тарелки, кружки, столовые приборы, гобелены и прочие товары, которые Вы сможете найти в этом разделе, изготовлены в России в сооветствии со старыми традициями.

6. Игрушки на елку

Игрушки на елку, которые представлены, изготовлены и расписанные полностью вручную. Тут представлены как наборы елочных игрушек, так и отдельные елочные украшения в виде шаров, фигурок, колокольчиков. Наши новогодние елочные игрушки изготовлены из дерева, расписаны вручную яркими темперными и гуашевыми красками и покрыты несколькими слоями глянцевого лака.

 

Лаковые шкатулки

История

В целом, искусство лаковой живописи возникло несколько тысячелетий назад в Китае. В России стало популярно во 2-й половине XVII века, когда начали завозить китайские “лаковые” товары, еще более прибавило в популярности в XVIII веке при Петре I (украсил кабинет лаковыми панно "под Китай", пригласил европейских "лакирных" мастеров и тд).

Начало массового производства - 1795 г.: было положено московским купцом Коробовым, основавшим в 1795 году под Москвой в селе Данилково (ныне Федоскино) фабрику по изготовлению лаковых козырьков для офицеров русской армии. Первые изделия - недорогие табакерки с важными военными событиями. В XVIII-XIX вв. фабрика расширила ассортимент - появляются шкатулки с традиционными крестьянскими темами (например, с тройками, гуляниями и тп) и улучшила качество миниатюры и техник, однако в начале XX в. она разорилась - через пару лет ее мастера объединились и переехали, открыв артель, в Федоскино - так и появилась первая из современных школ ЛМ(лаковой миниатюры).

Материалы: папье-маше - картонные листы и мучной клейстер, процесс изготовления достаточно длительный, может занять и полгода (много стадий). Выбор папье-маше не случаен: в отличие от дерева, П-М более устойчиво к воздействию времени и гораздо более пригодно для нанесения на него миниатюрной лаковой росписи.

Школы (по мере появления) - все представлены у нас + также у нас есть некоторые безымянные шкатулкщи местных мастеров с видами СПб.

1.Федоскино (1910 г. открыли заново мастера из Данилкино)

Самая первая школа ЛМ, в подмосковной деревне Федоскино.

Особенности: использование масляных красок, использование сусального золота и перламутра для создания более объемных и живых сюжетов(наносятся перед росписью, чтобы сделать рисунок более объемным и создать эффект свечения); обилие сюжетов на различные темы.

Сюжеты: самые разнооразные из всех школ - много портретов, реализма, шкатулок с репродукциями картин, также, разумеется, и крестьянские сюжеты. Среди других школ сильно выделяется - все благодаря своим особенным масляным краскам и стилю разрисовки.

Остальные школы в целом: все возникли после Великой Октябрьской социалистической революции в ответ на запрет иконописи и были открыты бывшими иконописцами. Их основное общее отличие от федоскинской школы - использование яичной темперы как краски + сюжеты.

2. Палех (1924)

Появилась в Ивановской области.

Особенности: плавность, тонкость рисунка, черный или темный фон, большое количество штриховки, выполненной золотым цветом, четкость, вычерченность силуэта упрощенных фигур, сочетание красного, желтого и зеленого цветов, восходящее еще к древнерусских традициям.

3.Мстёра (к. 20х-н.30х)

Возникло во Владимирской области.

Особенности: ковровая декоративность, разнообразность и утонченность колористических оттенков с единством общего тона композиции (черный лак в качестве фона не используют, черные только поля). Цветовая гамма — голубовато-серебристая, охристо-желтая и красная + живописцы Мстеры пишут по большей части на крышках прямоугольной формы.

4. Холуй (1934 г.)

Зародилось в Ивановской области.

Особенности: главное отличие от предыдущих двух школ - использование синевато-зеленого, коричнево-оранжевого и других необычных тонов + более разнооразные сюжеты, делают шкатулки с настоящими ракушками.

 

Фарфор

Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе.

Именно здесь талантливый русский ученый Д.И.Виноградов (1720–1758) открыл секрет изготовления «белого золота». Он впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.

В первые годы на Невской порцелиновой мануфактуре изготавливали мелкие вещи, в основном табакерки для императрицы Елизаветы Петровны, которые она, в свою очередь, дарила приближенным и отправляла в качестве дипломатических подарков. С 1756 года, когда Виноградову удалось построить большой горн, стали изготавливать более крупные предметы. К этому времени относится и создание первого сервиза «Собственного», принадлежавшего лично императрице.

С воцарением Екатерины II (1762–1796) мануфактура была реорганизована и с 1765 года стала называться Императорским фарфоровым заводом, с поставленным перед ним задачей — «удовольствовать всю Россию фарфором». Большое влияние на русский фарфор оказала деятельность талантливого французского скульптора Ж.Д.Рашета, приглашенного на ИФЗ модельмейстером. При нем на заводе утвердилось влияние французского искусства, где господствовал классицизм.

Конец ХVIII века стал временем расцвета русского фарфора, а Императорский завод — одним из ведущих в Европе. Вершину славы Императорского завода составили заказанные Екатериной II роскошные сервизные ансамбли — «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский», насчитывающие до тысячи предметов. Центральную часть ансамблей занимали настольные скульптурные украшения, прославляющие деяния императрицы. Аллегорическая живопись также прославляла добродетели Екатерины и отражала события ее царствования. С одобрения императрицы на заводе изготовили серию скульптур «Народы России» (около ста фигур), расширенную в дальнейшем типажами петербургских промышленников, ремесленников и уличных торговцев. В большом ассортименте завод выпускал вазы. Живопись гармонично сочеталась с формой, подчеркивая белизну фарфора и теплый тон блестящей глазури.

В александровскую и николаевскую (1825–1855) эпохи были изготовлены сервизы почти для всех резиденций Петербурга. Они отличались различными стилевыми направлениями. В числе других заявило о себе «русское» направление. По проектам ученого-археолога, знатока русских древностей Ф.Солнцева на заводе был сделан сервиз для Большого Кремлевского дворца в Москве и сервиз Великого князя Константина Николаевича (ВККН).

Николаевский фарфор отличался виртуозной живописью. На вазах воспроизводились полотна старых мастеров — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Мурильо и др., в основном из коллекции Эрмитажа. Копии поражали точностью и тонкостью пунктирных линий. Гамма цветов, чистота и блеск красок в полной мере были адекватны оригиналу. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах. Первенство завода в живописи по фарфору было подтверждено получением дипломов на всемирных выставках в Лондоне, Париже и Вене.

В 1844 году, к столетнему юбилею Императорского фарфорового завода, здесь основали музей, пополненный вещами из кладовых Зимнего дворца (решение изготавливать вещи в двух экземплярах — один для двора, другой — для музея, было принято лишь при императоре Александре III)

Бережное использование наследия прошлого, непрерывность развития и постоянное обновление традиций художественного творчества и сегодня являются неотъемлемой чертой петербургской школы искусства фарфора. По мнению авторитетного историка русской художественной культуры Л.В.Андреевой, чьи исследования по фарфору использованы в данном материале, русский фарфор последних десятилетий со свойственным ему романтизмом, обращенным к национальной культуре во всей ее полноте — одно из живых и творческих явлений европейской художественной культуры второй половины ХХ века.

А Императорский фарфор — одна из самых ярких и привлекательных страниц этого явления.

Процесс изготовления фарфоровых изделий весьма сложен. К примеру, чтобы получить одну готовую чашку, необходимо выполнить до 80 технологических операций. В целом, на заводе сохранена основа технологии производства классического фарфора, разработанная еще в середине ХVIII века Д. И. Виноградовым.

Фарфоровая масса изготавливается из тонких смесей каолина (белой глины), кварца, полевого шпата и других алюмосиликатов и включает до 40 различных добавок.

Основное сырье: каолин; кварц, полевой шпат, пегматит; глина; кварцевый песок; гипс пешеланский; глинозем; кости трубчатые.

Полые изделия изготавливаются методом ручного или машинного литья. Жидкая фарфоровая масса (шликер) заливается в гипсовые формы, состоящие из двух и более частей. За счет того, что гипс впитывает влагу, в форме происходит набор черепка определенной толщины, после чего остатки шликера сливаются. Форма раскрывается и из нее извлекается пока еще хрупкое изделие, которое подлежит оправке и последующей сушке.
Плоские изделия делают методом формовки из более обезвоженной массы на формовочных полуавтоматах. Прочность фарфора достигается за счет высокой температуры обжига вначале «утильного» — до 900°С в течение 24 часов, а после глазурования — «политого», при температуре 1380–1430°С до двух и более суток. При обжиге фарфор на 1/7 дает усадку, что необходимо учитывать при создании форм.

Анималистическая скульптура изготавливается из «мягкого» фарфора, обжигаемого при температуре до 1280°С. В его состав входят те же компоненты, только с более высоким содержанием полевого шпата.
З5 лет назад впервые в России на заводе была разработана технология и осуществлен промышленный выпуск изделий из тонкостенного костного фарфора — повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. В состав массы ввели фосфаты кальция — золу костей крупного рогатого скота, поэтому и фарфор называется костяным. За создание этой технологии и промышленный выпуск изделий группа специалистов ЛФЗ в 1980 году была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники.

Выпускаемые заводом изделия декорируются надглазурной и подглазурной росписью ручным, механизированным и комбинированным способом нанесения рисунка на фарфоровую поверхность. Подглазурные краски наносятся на сырой черепок, они более долговечны, т.к. сверху защищены глазурью, но имеют ограниченную палитру. Наиболее популярен темно-синий кобальт. Надглазурные краски, обжигаемые при более низких температурах 720–860°С, имеют обширную цветовую палитру. При обжиге многие керамические краски изменяют свой цвет, что обеспечивает дополнительные художественные возможности при росписи фарфора.

При декорировании изделий применяется деколь — переводная картинка, напечатанная керамическими красками на гуммированной бумаге и сверху покрытая специальным лаком. При обжиге уже декорированного изделия пленка выгорает, а краски спекаются с глазурью, и на поверхности фарфора остается рисунок. Подобная техника декорирования в сочетании с ручной дорисовкой позволяет значительно увеличить тираж изделия.

Широкую мировую известность заводу принесла ручная высокохудожественная роспись. Целый ряд изделий декорируется натуральным золотом с нанесением гравировального рисунка. Многие сервизы, вазы и почти вся анималистическая скульптура декорируются подглазурными красками. Широко применяется сочетание насыщенного подглазурного кобальта с яркими надглазурными красками и золотом, что придает особый эффект продукции ИФЗ.

Из уникальных технологий сохранилось также «крытье» кобальтом и подглазурная пейзажная живопись, внедренная на ИФЗ в конце ХІХ века.

 

Среди множества декоров фарфора и разнообразных узоров, одним из самых знаменитых и узнаваемых является «кобальтовая сеточка». Эта роспись, которая впервые украсила фарфор в 1945 году, уже стала классикой декораторского искусства и фирменным, отличительным знаком Ломоносовского фарфорового завода (Императорского фарфорового завода), мастером которого и была создана. Знаменитый узор придумала художница Анна Яцкевич. Правда, сначала он был не кобальтовым, а золотым. Сервизы с таким узором на ЛФЗ стали выпускать сразу после войны, в 1945 году. А через год Яцкевич интерпретировала свой узор и создала из золотой сеточки ту самую знаменитую кобальтовую. Им она впервые расписала чайный сервиз формы «Тюльпан» Серафимы Яковлевой. В 1958 году «Кобальтовая сетка» – простой и элегантный узор, покорила мир. В этом году состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свои лучшие создания, в том числе и предметы, украшенные этой росписью. Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, он просто входил в ассортимент завода, и тем неожиданнее стала для ЛФЗ награда – за узор и форму сервиз получил золотую медаль.

 

«Белизной подобен нефриту, тонкостью – бумаге. Блеском подобен зеркалу, звонкостью – цимбалам». Так образно и поэтично выража- ли свое восхищение фарфором в Древнем Китае. Спустя тысячу лет, когда фарфор изобрели в Европе, его стали называть «белым золотом». Изделия из столь редкого и драгоценного материала – фарфора – можно было встретить лишь во дворцах европейских монархов. Прошло больше двух с половиной веков и на Императорском, в то время Ленинградском, фарфоровом заводе им. Ломоносова – родине русского фарфора – появились удивительно тонкие, изящные чашеч- ки. От обычного фарфора, изготовленного по классической техноло- гии, они отличались повышенной белизной, тончайшим слоем глазури и той воздушностью, которая была свойственна знаменитому сорту старинного китайского фарфора под названием «яичная скорлупа». При легком постукивании изделия отзывались приятным и мелодич- ным звоном. Несмотря на свою видимую хрупкость, этот фарфор об- ладал достаточной механической прочностью, а гармоничное сочетание клас сических форм с изысканной филигранной росписью придавало этим изделиям поистине драгоценный вид, что ставило их в разряд коллекционного фарфора. Они были сделаны из массы, в состав которой ввели фосфат кальция, то есть золу из коcтей крупнорогатого скота, поэтому фарфор и на- звали костяным. Сегодня Императорский фарфоровый завод – един- ственное предприятие в России, выпускающее изделия из костяного тонко стенного фарфора по образцам известных скульпторов и худож- ников. Ассортимент продукции – сервизы, комплекты, жанровая и анималисти ческая скульптура, вазочки – постоянно расширяется и обновляется, а изделия завоевывают все большую популярность у зна- токов и ценителей прекрасного.

В России его история начинается с 1968 года, благодаря Александру Соколову, поставившему заводской производственной лаборатории очень непростую задачу – разработать специальную массу для получения костяного фарфора.

1. МАНУФАКТУРА РУССКИХ МАСТЕРОВ

Название техники может выглядеть так: Фарфор, надглазурная роспись с применением авторской деколи, золото, цировка.

Делается модель из пластилина, отливается ее гипсовая копия, дорабатываются необходимые детали, делается кап из силикона для модели, с его помощью, отливают гипсовые формы, в них заливают шликер. Изделия высушивают и обжигают на темп. 600 градусов, потом их глазуруют и обжигают на Т 1350 градусов. Далее изделия декорируют сначала с использованием деколей и обжигают на 850 гр, Ручная доработка делается, кисточками, перьями, тампоном и обжигается на 850 гр. Золото наносят и обжигают самым последним этапом и обжигают Т 650 гр. Цировка делается на готовом изделии с помощью заостренного стержня из агата. Так матовое золото приобретает блестящий орнамент.

 

Хохлома

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: