Приставки
Тренировочные упражнения
Задание 1. а) Прочитайте слова. Выделите корень. Поход, выход, приход, заход;
б) Назовите часть слова, стоящую перед корнем. (по-, вы-, при-, за-) (Это приставки);
в) Догадайтесь, как образовались эти слова. (При помощи приставок.)
Задание 2. Обозначьте в словах сначала корень, затем приставку:
Пошел, зашел, вышел, пришел; понес, занес, вынес, принес; побежал, забежал, выбежал, прибежал; повязал, завязал, вывязал, привязал.
Задание 3. Спишите слова в тетрадь. Выделите корень и приставку.
Образец: поход, повар.
б) переезд, выезд, приезд; слет, перелет, вылет, отлет; свез, увез, довез, перевез, отвез, привез; завел, перевел, отвел, увел, привел;
в) отбежал, подплыл, перелетел, заполз, пошел, записал, подул, загремел, ускакал, прибыл, забрал, надел, подшил, передал, уполз, подлетел, подсадил, вшил.
Задание 4. Образуйте новые однокорениые слова, используя приставки, данные в таблице. Логопед вывешивает таблицу «Приставки». — Скажите, все ли приставки можно использовать для образования новых слов от данных.
-летел, -плыл, -говорил, -полз, -летал, -мчался, -сверкал, -дул, -шумел, -гремел, -пищал, -лакал, -пил, -сосал.
Задание 5. Спишите, вставив подходящие по смыслу слова, данные в скобках.
Павлик (подплыл, отплыл) от берега. Митя (подбежал, отбежал) к лодке. Алеша (поднес,' отнес) ведро домой. Собака (влезла, вылезла) из конуры. Дедушка (сошел, вышел) из троллейбуса. Мячик (подскочил, отскочил) от стены. Кошка (влезла, залезла) в корзинку. Мальчик (попил, выпил) молока.
Задание в. Спишите предложения. Вставьте пропущенную приставку по- или за-. Обозначьте приставки и корень.
Вдруг -дул ветер, -сверкали молнии, -гремел гром, -шумело море, -бежали волны.
Задание 7. Спишите предложения. Вставьте пропущенные приставки по-, вы-, за-. Обозначьте приставки и корень.
-звенел звонок. Дети -шли из класса. Учительница -шла в учительскую. Валя -шел в библиотеку. Лена -шла за Светой. Девочки -шли из школы.
Задание 8. Спишите предложения. Подберите нужную приставку к выделенным словам. Обозначьте приставки.
Птицы летели к кормушке (под-, от-). Мама ставила цветы в вазу (по-, от-). Хор пел еще одну песню (про-, от-). Маша несла ведра до крыльца (до-, об-).
Задание 9. Спишите словосочетания. Вставьте подходящие по смыслу приставки. Обозначьте их.
-плыть до берега, -лететь на хищника, -писать в тетрадь, — резать хлеб, -жарить картофель, -ехать в город, -шел за водой, I шел из школы, -нес в комнату.
Задание 10. Спишите предложения. Вставьте подходящие по смысля приставки. Выделите их.
Зайчик -бежал из леса и -бежал к огороду. Он -бежал вокруг огорода, -бежал к грядке с капустой, -грыз кусочек капусты, I бежал из огорода и -бежал обратно в лес.
Автомобиль -ехал из гаража, -ехал по улице, -ехал до моста, ■ ехал через мост и вскоре -ехал до деревни.
Суффиксы
Задание 1. Прочитайте слова, назовите корень.
Ком, комок, комочек; садик, садочек; лесок, лесочек.
Прочитайте ту часть слова, которая стоит после корня, (-ок, -очек.)
Как она называется?
Подумайте, при помощи чего образовались эти слова.
Задание 2. Выделите суффиксы из слов. Запишите слова в тетрадь, обозначьте суффиксы и корень:
— А —Л
Образец: цветок, ножик.
а) Цветок, листок, грибок, лесок, дубок, уголок, ветерок, носок, голосок, глазок;
б) мостик, листик, хвостик, ножик, котик, дворик, топорик, карандашик, букетик, цветик, кустик;
в) стульчик, шкафчик, барабанчик, баранчик, стаканчик, возчик, грузчик, чемоданчик, карманчик, вагончик.
Игра «Кузовок» (по В.И. Далю).
«Вот кузовок, — говорит логопед и показывает корзиночку, — кладите в него все, что есть на -ок. *. Учащиеся подбирают слова с суффиксом -ок, называют их, затем записывают в тетради, обозначают суффикс.
Выигрывает, кто назовет большее количество слов.
Задание 3. Измените слова по образцу. Запишите их. Обозначьте суффикс.
Образец: Ира — Ирочка, Валя — Валечка, Надя —
Наденька.
Ира —... Рая —... Надя —... Зина —... Валя —... Миша —...
Нина—...Галя —... Петя —... Света —... Таня —... Сережа —... Марина —... Зоя —... Наташа —...
Задание 4. Измените слова по образцу. Запишите их. Выделите корень и суффикс, обозначьте их.
Образец: рука — рученька — ручища.
Рука—... —...; нога —... —...; дом —... —...; глаз —... —...; стул —... —...; лоб —... —...; голова—... —...; лапа—... —....
Задание 5. Спишите тексты. Вставьте пропущенные суффиксы. Обозначьте их.
В свежем воздухе сверкает Первый чист...ий снеж.... И румянит детям щеки Легкий зимний холод....
Одуванчик.
Цыплята нашли в саду бел...ий шар.... Он им очень понравился. Каждый хотел покатать шар.... Шумели цыплят...и, спорили. Но тут подул ветер.... Красивый шар... разлетелся на мал...ие пушинки. Остался голый стебел... и вокруг него удивленные цыплята.
Задание 6. От слов-действий образуйте слова-предметы при помощи суффикса. Обозначьте суффикс.
Образец: посадить деревья — посадка деревьев. Побелить стены; рубить лес; засолить огурцы; полить огород; подкормить посевы; сушить сено; обработать огород.
Задание 7. От слов-признаков образуйте новые слова-признаки при помощи суффикса -еньк-. Суффикс обозначьте.
/\
Образец: белый — беленький.
Сладкий —..., красный —..., синий —..., желтый —..., молодой —..., старый —....
Задание 8. Запишите слова в таблицу по образцу.
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание |
по | сад | к | а |
- Посадка, прополка, старушка, кремовый, новенький, девочка, полочка.