I. Предметы учения, их классификация и порядок, метода преподавания.




Василий Жуковский. План учения Его Императорского Высочества, Государя Великаго Князя Наследника Цесаревича Александра Николаевича

Предварительныя понятия.

Цель воспитания вообще и учения в особенности есть образование для добродетели.

Воспитание образует для добродетели:

1) Пробуждением, развитием и сбережением добрых качеств, данных природою, действуя на ум и сердце, и заставляя их действовать.

2) Образованием из сих качеств харак­тера нравственнаго, обращая добро в привычку и подкрепляя привычку правилами разума, воспламенением сердца и силою религии.

3) Предохранением от зла, устраняя все вредное, могущее ослабить естественную склонность к добру, и содержа душу, сколько возможно, в спасительной неприкосновенности к злу.

4) Искоренением злых побуждений и наклонностей, препятствуя им обратиться в привычку и побеждая вредныя привычки привычками добрыми.

Учение образует для добродетели, знакомя питомца:

С тем, что окружает его.

С тем, что он есть.

С тем, что он быть должен, как существо нравственное.

С тем, для чего он предназначен, как существо безсмертное.

В постепенном разрешении сих четырех вопросов заключается весь план учения.

 

Продолжение учения.

Воспитание начинается с колыбели, учение с отрочества, то и другое про­должается до начала молодых лет. Тогда судьба принимает питомца из рук воспитателя и наставника и продолжает его земное воспитание до гроба: долг воспитателя и наставника состоит единственно в том, чтоб сделать пи­томца своего способным внимать постановлениям судьбы и воспользоваться ими с достоинством человека. Кто умел им последовать, тот совершил земное свое назначение и знал добродетель. Здесь говорится об одном учении. Полагаю, что оно будет продолжаться от 8-ми до 20-ти лет. Его можно разделить на три главных периода.

 

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД. ОТРОЧЕСТВО.

От 8-ми до 13-ти лет.

Учение приготовительное.

Сей период можно сравнить с приготовлением к путешествию: надобно дать в руки компас, познакомить с кар­тою, снабдить орудиями, нужными для приобретения сведений и для открытий.

I. Компас. Предварительное образование ума: практическая логика.

Образование сердца: развитие нравственного чувства посредством первых понятий религии.

II. Карта. Знания. Сообщение вкратце, в связи, в ясной и полной системе, сообразуясь с понтием воспитанника, наблюдая нужную постепенность всех тех познаний, которыя после должны быть предложены ему отдельно, как науки со всеми необходимыми подробностями. Ответ в связи на четыре вопроса жизни: где я? что я? что я быть должен и к чему предназначен?

III. Орудия. Языки способны допол­нять самому сообщенныя знания знаниями. собственно приобретенными - та­лантами.

 

ВТОРОЙ ПЕРИОД. ЮНОШЕСТВО.

От 13-ти до 18-ти лет.

 

Учение подробное.

Продолжая сравнение, назовем сей период самым путешествием. Путеводный компас в руках. Карта известна. Дороги означены. Нет опасности заблудиться: ум приготовлен, любопытство пробуждено. Не опасаясь смутности и безпорядка в понятиях, воспитанник может обращать все свое внимание на каждый предмет отдельно.

Подробное преподавание наук, нужных воспитаннику, как члену просвещенного общества.

Более подробное преподавание таких наук, которыя наиболее нужны ему по его назначению.

1-е. Науки антропологическия, имеющия предметом человека: История. География, то есть этнография и статистика. Политика. Философия.

2-е. Науки онтологическия, имеющия предметом вещь: Математика. Есте­ственная история и технология [физиче­ская география]. Физика.

 

ТРЕТИЙ ПЕРИОД. ПЕРВЫЕ ГОДЫМОЛОДОСТИ.

От 18-ти до 20-ти лет.

 

Учение применительное.

Этот период мы сравним с окончанием путешествия. Сведения собраны, остается их обозреть, привести в порядок и определить: какое должно быть сделано из них употребление. В этом периоде воспитанник более действует сам, нежели приобретает от настав­ника. Он уже не занимается никакою наукою отдельно, он сам составляет для себя коренныя правила жизни, кото­рыя не иное что, как произведение всего, что дали ему воспитание и учение. Этот период должен быть посвящен занятиям собственным и чтение немногих истинно-классических книг, пред­почтительно таких, кои могут позна­комить питомца с высоким его назначением и страною, которой он должен посвятить жизнь свою.

1) Обозрите знаний, приобретенных во втором периоде.

2) Взгляд на место, занимаемое в обществе, и на обязан­ности, с ним соединенныя.

3) Отчет в самом себе перед самим собою и утверждение правил, необходимых для деятельности добродетельной.

4) Идеал человека вообще и своего звания в особенности.

 

ПОДРОБНЫЙ ПЛАН УЧЕНИЯ

В ПЕРВОМ ПЕРИОДЕ.

 

I. Предметы учения, их классификация и порядок, метода преподавания.

Если, как то бывает обыкновенно, занимать воспитанника вдруг многими предметами, имеющими между собою связь, но отдельными один от другаго в преподавании, то в голове его необходимо произойдет безпорядок, многое будет непонятно, много останется промежутков, ничем не наполненных.

По нашему плану, в первом периоде, предметы учения должны быть препода­ваемы в их естественной связи, не совокупно, а по порядку, с сохранением надлежащей постепенности, пе­реходя от легкаго к трудному, так, чтобы в голове воспитанника, по истечении перваго периода, могла остаться полная система приготовительных знаний.

Рядом с предметами главными должны идти: для образования ума - практи­ческая логика, не составляющая осо­бенной науки, но способствующая приобретать знания; для образования сердца - начальныя понятия нравственности, основанной на религии христианской, и языки, не имеющие ни­какой связи с предметами главными, следовательно - им не мешающие. Сверх того, с предметами учения соединяется приобретение некоторых приятных талантов и - для развития сил телесных - гимнастика и ручная работа. Посему предметы учения в первом пе­реде можно разделить на 4 класса.

 

КЛАСС ПЕРВЫЙ.

а) Для образования ума: практиче­ская логика.

б) Для образования сердца: начало нравственности христианской.

 

Практическая логика.

1) Упражнение внимания. Основание геометрии: объяснение линий, фигур, тел.

2) Упражнение ума. Разрешение первых теорем геометрии. Не самому наставнику разрешать их, но постепенными вопросами доводить воспитанника до их разрешения.

Счет. Руководствоваться таблицами Песталоцци, применяя их безпрестанно к головному счету и ко счету цифрами. Заимствовать задачи из обыкновенной жизни и из предметов знакомых.

Философическая грамматика, примененная к русскому языку. Руководствоваться грамматикою Сасси. Анализ слов. Анализ фраз. Составление фраз. Выражение мыслей, словесное и письменное. Декламация.

3) Извлечение правил из упражнений практических.

 

Теоретическая логика.

Начало нравственности христианской. Избранныя библейская повести. Главные факты священной истории древняго и новаго завета.

Простой разсказ без всяких посторонних разсуждений, в связи хронологической. Извлечение из фактов пра­вил нравственности, основанной на учении Спасителя.

 

КЛАСС ВТОРОЙ.

Система знаний. Нить, их связующую, составляют сии четыре вопроса: Где я? Что я? Что быть должен? К чему предназначен? Чтобы познакомиться с человеком, надлежит прежде узнать то, что его окружает; чтобы лучше узнать, понять, привести в порядок и удержать в памяти историю действий человеческих, надлежит прежде обозреть ту сцену, на которой он действовал, и не иначе, как узнав­ши, что был человек, можно опре­делить для себя, что он быть может, быть должен, к чему предназначен. Это порядок естественный, в нем за­ключается и самый порядок учения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: