Дифференциация ч—щ Тренировочные упражнения




Задание 1. Диктанты.

Зрительный диктант.

В лесу мы наткнулись на колючий шиповник. Издали мы услышали шум горной речки. На опушке стояла маленькая избушечка. В нашем магазине утром продают горячие плюш­ки, ватрушки и калачи. Гречневая каша очень полезна. Миша любит сливочный шоколад. В этом году уродились сочные гру­ши. Из норки выскочил крошечный мышонок.

Слуховой диктант.

Летом.

Миша и Наташа летом жили на даче. Речка была далеко. Надо было идти через пшеничное поле. Дети часто ходили на речку пешком. Речка была широкая. Вода в речке чистая. Миша и На­таша построили на берегу речки шалаш. В шалаше они хранили удочки. Миша ловил удочкой ершей, а Наташа читала книгу.

Задание 2. Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы полными пред­ложениями. Выполните задание.

Ревушка.

Стоит Машенька на крылечке и плачет. Подходит к ней пе­тушок и спрашивает: «Ты чего, Машенька, плачешь? Давай лучше жучков искать». — «Не хочу жучков искать, хочу пла­кать». Подходит к Машеньке котеночек: «Что ты, Машенька, плачешь? Давай лучше мышек ловить». — «Не хочу мышек ловить, хочу плакать». Подходит к Машеньке теленочек и го­ворит: «Давай, Машенька, реветь со мной». «Давай», — сказа­ла Машенька. И заревела. Но тут подошла к ней корова Ревуш­ка, посмотрела сердито на Машеньку и сказала: «Ты что это, Машенька, меня передразниваешь?» Испугалась Машенька и перестала плакать.

(И. Мазнин.)

Вопросы и задание.

Что сказал Машеньке петушок?

Что сказал Машеньке котеночек?

Что сказал Машеньке теленочек?

Что сказала Машеньке корова Ревушка?

Кого называют ревушкой?

Запишите по порядку всех, кто подходил к Машеньке.

Дифференциация ч—щ Тренировочные упражнения

Задание 1. Назовите первый звук в словах чашка, щепка. Охарактери­зуйте звуки ч, щ. Скажите, чем похожи эти звуки, в чем их различие.

Задание 2. Из данного ряда звуков выберите схожие по артикуляции звуки

А, ч, и, п, щ, в.

Задание 3. Прочитайте слитно слоги и звукосочетания:

Е и

А о о а

А у

Ей и е

Е и

е и<

щ

Дифференциация чщв слогах

Тренировочные упражнения

Задание 1.                
чаща ща ча ач - - ащ ащ - - ач а4а - - аща
чощо що — чо оч - - ощ ощ - - оч ощо - - 040
чу — щу щу — чу уч- -ущ ущ- -уч УЩ- -ущу
чи — щи щи чи ич - - ищ ищ - - ич ищи- — ичи
чеще ще — че еч - - ещ ещ - - еч е4е — - еще.

Задание 2. Прослушайте слоги. Запишите первую букву каждого слога.

Ча, ща. щу, чу, чи, щи, чё, ще.

Задание 3. Прослушайте слоги. Запишите последнюю букву каждого слога.

Ач, ащ, оч, уч, ущ, ещ, еч, ощ.

Задание 4. Прослушайте звукосочетания. Запишите только соглас­ные:

Аща, ача, ущу, учу, еще, ечо, ечи, ищи, очо, уче, уще.

Задание 5. Прослушайте, запомните, повторите и запишите ряды сло­гов в той же последовательности. Вспомните, как пишутся ча, ща.

ча — щача що40що

У —Щу — 4у

ча — ща — ча

40ЩО40 -

ща ще — че — че -

че — ще — че   ач — - ащ - - 04
ще - - че — ще   оч ощ - - 04
ча — щи — ча   уч- ■ущ- -уч
ща 4у — щу- -чу- - щу    
що ча — щи - - щи чи    
ща          
ще.          

Задание 6. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую — с букввй ч, во вторую — с буквой щ. (Используется материал предыдущих заданий.)

Задание 7. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку логопеда. (Используется материал предыдущих заданий.)

Дифференциация ч — щ в словах Тренировочные упражнения

^здание 1. Прослушайте слова, найдите звуки ч, щ, запишите соот-

^вующие буквы: вет'л

л в начале слова.

тДетка, четко, челнок, щи, щавель, чистота, щепка, чистый,

ррг, щелка, щеки, чтение;

§) в конце слова.

^Срящ, меч, борщ, мяч, плач, вскачь, хвощ, сыч, клещ;

л) в середине слова.

^вечка, трещина, морщины, качели, веревочка, вещевой, ^нка, тащить, защитник, начало, качка, стачка, пещера.

^здание 2. Найдите и запишите слоги с буквами ч, ш.

о) в начале слова:

^ета, щенок, человек, щипать, щиты, чижик, чудо, щеки,

>ол, щенки, чихнуть;

(/) в середине слова.

^ащита, початок, пощада, кричали, вещание, морщины, пе-

ж, защищали, ищейка, починка, начинка, перчатки, мор-

л в конце слова.

0ещи, ключи, встречи, плющи, ищу, кричу, стучу, тащу,

л#ечик, стрекочет, пищит.

^здание 3. Закончите слова, дописав слоги.

л ча или ща:

]ро..., пи..., све..., ветре..., ча..., зада..., ку...;

0) чу или щу:

г^а..., то..., пи..., кри..., уго..., ветре..., наве..., та..., из^...,кру...,зачи....

задание 4. Вставьте в слова пропущенные буквы ч или щ. {|и...а, све...а, ту...а, мо...ный, пло...адь, зада...а, по...ада, лЧ,...естный,...еткий,...а...а,...у...ка,...ено...ек, ве...и...-ру...и...а, то...иль...ик, вол...и...е, уро...и...е, я...и...ек,

КЗ? и

^о.-.ка, кри...а...ии. Объяснить слово: урочище.

Задание 5. Прослушайте ряды слов, запомните, запишите в той же последовательности.

пишу — кричу — гощу " ящик — мячик — вещи

молчу — тащу — верчу пища — куча — пуща

Задание 6. Ответьте на вопросы одним словом, запишите ответ. Вопросы.

Где жили первобытные люди? Какой прибор показывает время? Чем чистят одежду? Чем покрыта кожа свиньи?

Как по-другому называются огурцы, капуста, свекла, лук? Как по-другому называют диких животных? Слова для справок: пещера, часы, щетка, щети­на, овощи, хищники.

Задание 7.

Словарные диктанты:

а) с опорой на схему слова и выделенные буквы ч, щ;

б) с делением на слоги;

в) без опоры на схему слова и выделенные буквы.

Щель, чисто, щит, плащ, щепки, печка, мяч, речка, щетка, чай, мочалка, пища, щенок, дача, чаща, встреча, круча, чище, дощечка, товарищ, чугун, щебечут, кричащий, мальчики, ще­ночек, точильщик, щепочка, щепотка, чешуйка, речной, лета­ющий, щучка, ящичек, палящие, удочка, болельщик, хищник, чемоданчик, строчка, ищейка, поищи, лещи, платочки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: