Игровое фантазирование как эффективное средство развития чувства эмпатии у старших дошкольников




Цель: развитие чувства эмпатии, навыков межличностного общения, основ саморегуляции; создание атмосферы психологического комфорта у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Способствовать развитию игрового сюжета вокруг вымышленного персонажа, развитие воображения.

Развивать у детей творческое мышление, умение находить собственное решение, выдвигать гипотезы.

Воспитывать эмоциональную готовность участвовать в различных видах деятельности, готовность к взаимодействию друг с другом, стремление довести начатое до конца.

Реализуемые образовательные области: социально – коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

 

Используемые материалы: Волшебный Цветок, атрибуты для смены мимики, Девочка Добрянушка, Злой Паук, аудиозапись произведений: Шопен «Ноктюрн», П.И. Чайковский «Новая кукла», Э. Григ «В пещере горного короля», лист А3, краски, вода, кисти для рисования.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, инсценировка сказок, заучивание стихов, разыгрывание диалогов; дидактические игры «Придумай конец истории», «Что было бы, если…»

Этапы формирования совместной деятельности:

1.Введение в игру. 2.Появление главного персонажа. 3.«Оживление» персонажа. 4.Игровой Тренинг «Удовольствие». 5.Появление отрицательного персонажа. 6.Игровой тренинг «Страх». 7.Появление положительного персонажа. 8.Игровой тренинг «Радость». 9.Изготовление сказочной карты. 10.«Путешествие» по сказочной стране. 11. Домашние задания.

Понятие «эмпатия» включает в себя способность сопереживать, отзываться на чувства другого человека. Основными компонентами эмпатии являются умения распознавать эмоциональные состояния людей, ставить себя на их место в различных ситуациях.

Развитие эмпатии, чувства сопереживания, у детей дошкольного возраста является необходимым условием организации их совместной игровой деятельности. Данное условие направлено на положительное эмоциональное самочувствие ребенка в ситуациях общения со сверстниками. Но в игровом общении детей часто преобладает негативный характер: частые конфликты из-за распределения ролей и игрушек, неуступчивость, игнорирование отрицательного эмоционального состояния сверстника.

Для решения данной проблемы я использовала различные методы и приемы, но они оказались не эффективными. На помощь пришло игровое фантазирование, которое является увлекательной формой общения, как детей, так и взрослого и ребенка и может способствовать развитию эмпатии.

Поскольку игровое фантазирование является для детей новой деятельностью, в начале проведения этой деятельности большая активность в придумывании событий принадлежит взрослому. Я называю сюжетное событие и помогаю детям наполнить его содержанием, привлекая детей к небольшой помощи. По мере «вхождения» детей в процесс, намечаю новое игровое событие и помогаю детям придумать его содержание при помощи наводящих и подсказывающих вопросов, совместно выстраивая событийный блок.,

Использую музыкальные произведения, например, Шопен «Ноктюрн» для обсуждения эмоционального состояния «грусть», П.И. Чайковский «Новая кукла» - «радость», Э. Григ «В пещере горного короля» - «страх» и т.д.

Для детей в игровом фантазировании ценным является процесс создания нового сюжета как творческого продукта деятельности. Работа воображения проявляется преимущественно через общение участников в речевом плане, изобразительных действиях и выразительных движениях, поэтому процесс разворачивается вокруг какого – либо вымышленного персонажа. Образ не должен соотноситься ни с одним из знакомых детям героев сказок или мультфильмов. Ондолжен заинтересовать детей и открыть широкие возможности, как для придумывания, так и для освоения эмоционально – чувственного опыта.

Для того чтобы было легче активизировать эмоциональный и жизненный опыт детей тело персонажа видоизменяемо. Это обеспечивает возможность показывать выразительные движения. Глаза, брови и рот, выражающие основные эмоциональные состояния - радость, грусть, удивление, злость, страх легко прикрепляться к голове. Это дает возможность изменять мимику персонажа в соответствии с его чувствами, обусловленными сюжетными поворотами, и тем самым способствуют освоению умения распознавать эмоциональные состояния по мимике и выразительным движениям.

 

Началом данного процесса стало «оживление» героя: персонаж рассказывает детям, что он вовсе не простой, а сказочный, но вот беда – у него нет ни сказочного имени, ни сказки. Обращаю внимание детей на то, что персонажу очень грустно, у него грустные глаза, внутренние кончики бровей подняты вверх, а уголки губ опущены вниз.

Для того чтобы зафиксировать внимание детей на чужих проявлениях эмоций, помочь осознать связанные с ними внутренние ощущения, научить подражательно воспроизводить рисунок эмоции, в игровое фантазирование включаю игровые тренинги. Например, «грусть». Нам стало грустно: голова опустилась, руки расслаблены, висят вдоль тела, брови сдвинуты, уголки губ опущены, мы глубоко вздыхаем.

 

 

Предлагаю подумать о том, как можно помочь игрушке, какое ей придумать имя. Обсуждаю с детьми возможные варианты. Так у нас появился Волшебный Цветок. Обращаем внимание детей на изменение настроения нашего персонажа: он доволен, рад, благодарит за помощь.

 

 

Мы довольны, что теперь у нашего персонажа есть имя - Волшебный Цветок.

В данной ситуации включаю игровой тренинг «удовольствие». Мы довольны, что теперь у нашего Волшебного Цветка есть имя. Мы улыбаемся, подмигиваем друг другу, мы рады, что смогли помочь Волшебному Цветку.

 

 

Затем ввожу другие персонажи как положительные, так и отрицательные. Отрицательным героем стал Злой Паук, который хотел навредить Волшебному Цветку.

 

Волшебный Цветок очень испугался Злого Паука, со всех сторон слышны таинственные и тревожные звуки.

 

 

В данной ситуации применяю игровой тренинг «страх». Мы сжались в комочек, застыли, брови подняты, глаза широко открыты, рот чуть приоткрыт, голова втянута в плечи, мы боимся вздохнуть, пошевелиться.

 

Ввожу положительного героя Девочку Добрянушку, которая приходит на помощь и прогоняет Злого Паука.

 

 

Волшебный Цветок радуется.

 

 

В данной ситуации включаю игровой тренинг «радость». Мы довольны, что Девочка Добрянушка спасла Волшебный Цветок. Мы улыбаемся, подмигиваем друг другу.

 

Для развития эмпатии включаю в игровое фантазирование не только игровые тренинги, но и ситуации, которые детьми проживают вместе с героями, помогают встать на их позиции. Также применяю способ совместного придумывания взрослым и детьми игровых событий.

Коллективное придумывание протекает гораздо интереснее, когда традиционную схему сказочного сюжета представляю детям наглядно – в виде карты сказочной страны. Карта схематически отражает отношение между сказочными объектами, позволяет запоминать события, воспроизводить придуманное.

Использование карты создает возможность пространственно – временного перемещения героя, помогает активизировать литературный сказочный опыт детей, необходимый для сочинения сюжета, помогает запоминать и воспроизводить уже придуманное.

Основное требование к сочинению сюжета – его соответствие традиционным сказочным канонам: помощь добрым героям, борьба со злыми силами, победа добра над злом. Например, Волшебный Цветок отправляется в Страну Вежливости, но чтобы туда попасть, необходимо преодолеть много препятствий: преодолеть гору Неумейку, не попасть в замок Нерях, переплыть море Плакс мимо острова Грубиянов, пробраться через пустыню Хвастунов, не задержаться в городе Жадин, пройти мимо пещеры Врунишек, не попасть в город Капризуль. Хоть на пути нашего героя много препятствий, но ему поможет Девочка Добрянушка. Вместе они преодолеют все трудности.

 

 

 

Накопление эмоционально – чувственного опыта – длительная работа, которая требует участия родителей. Для достижения положительного результата предлагаю детям рассказать дома о событиях и героях, совместно с родителями нарисовать их, сочинить другой вариант развития событий, изготовить подарок для Волшебного Цветка. Выполнение таких заданий способствует закреплению эмоционально – чувственного опыта, приобретаемого детьми в детском саду.

Игровое фантазирование является длительным процессом. По моим наблюдениям оно оказывает положительное влияние на развитие эмпатии у детей, меняет характер общения между детьми в игровой деятельности: постепенно, дети становятся более внимательны к замыслу сверстника, пытаются обратить внимание на его эмоции, уступать желаниям друг друга.

 

Список используемой литературы

 

1. Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком.- М., 1990.

2. Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения.- М., 1989.

3. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – Кишинев – Санкт-Петербург, 1993.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: