Психология как наука (объект, предмет, задачи, методы, место психологии в системе наук).




Психология – научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития психики.

Объект психологии – это носители псих явлений или процессов которые изучает психология.

Предмет- психика человека.

 

Задачи:
1) Научится понимать сущность псих. Явлений и зкономерностей
2) Научится управлять псих. Процессами и состояниями
3) Использовать полученные знания с целью повышения эффективности различных отраслей.
4) Теоритическая основа практики.

Методы:
1) Наблюдение.
2) Эксперимент.
3) Тесты.
4) Опрос.

Психология изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности.

2.Понятие о психие (психические, свойства, состояния, процессы). Функции психики.

Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности образах.

Функции:

1. Информативная - отражение окружающей действительности.

2. Активная – обеспечение целостности организма.

3. Регулятивная – регуляция поведения.

Психические процессы делятся на три группы:

1) познавательные процессы – обеспечивают чувственное (ощущения и восприятие) и абстрактно-логическое (мышление, воображения) отражение действительности;

2) процессы-регуляторы – обеспечивают наилучшее протекание активности или других психических процессов: внимание, эмоции, чувства, воля;

3) процессы-интеграторы – объединяют нас с другими людьми (речь) или с самими собой, обеспечивая целостность личности (память).

Псих. Свойства – это устойчивое образование обеспечивающая определенный, качественный, количественный уровень деятельности и поведения который характерен для данного человека.

Свойства делятся на три категории:

1) Жизненная позиция. Убеждения, идеальный образ себя и т.д.

2) Характер и темперамент. Врожденные психо-физические свойства личности и избранная манера поведения.

3) Способности. Развитость воли, интеллекта и предрасположенность к творчеству.

Состояние – это относительно устойчивый уровень психической деятельности который проявляется в понятной или не понятной активности личности.


Состояние: спокойствие, рассудительность, агрессия и тд.

3 Сознание, бессознательное и подсознательное.

Сознание- высший уровень психики. Отражение действительности чеовека.

Определяет предварительное, построение действий, придусмотрение последствий, способность человека отражать себе что происходит в окр. мире и в себе.

Бессозна́тельное — совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта

Выделяют следующие виды бессознательного:

 

1) Естественное бессознательное, которое состоит из инстинктов, влечений, коллективного бессознательного.

2) Личный или индивидуальный бессознательный процесс состоит из содержаний, которые когда-то были сознательными, но с течением времени исчезли из сознания.

Бессознательное содержит огромный объем информации, переживаний и воспоминаний, намного больше, чем сознания.

Подсознательное — характеристика активных психических процессов, которые, не являясь в определённый момент центром смысловой деятельности сознания

О чём человек в данный момент не думает, но что в принципе известно ему и связано с предметом его мысли, может оказывать влияние на течение мысли.

4 Роль и строение нервной системы в психической регуляции. Ощущение, восприятие, представление и их свойства и виды.

Нервная система человека является важнейшей системой, регулирующей абсолютно все процессы в организме и обеспечивающей его оптимальное взаимодействие с окружающим миром.

 

Ощущения – это отраженные в коре головного мозга свойства воздействующих в данный момент на мозг предметов и явлений окружающего мира.

 

Ощущения присущи не только человеку, это принадлежность всего живого на Земле, причем ощущения животных порой более тонкие, чем у человека.

 

Ощущения делятся на группы:

1) ощущения, отражающие свойства предметов и явлений окружающего мира: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные;

2) ощущения, которые отражают состояние организма: органические, равновесия, двигательные;

3) ощущения, являющиеся комбинацией нескольких ощущений (осязательные), а также ощущения различного происхождения (например, болевые).

Виды ощущений:

1) шумы

2) музыкальные

3) речевые (сочетают музыкальные звуки и шумы)


Восприятие — целостное отражение предметов и явлений мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды восприятия:
1) зрительное.
2) слуховое, осязательное.
3) кинестетическое.
4) обонятельное.
5) вкусовое
.


К основным свойствам восприятия относят:

- целостность (целостный образ объекта).

- осмысленность (восприятие поставляет мышлению информацию для анализа).
- обобщенность (отражение единичного случая как особого проявления общего).

- избирательность (смена деятельности органов чувств под влиянием предыдущего опыта).

Представление — процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений.

Виды представлений: вид анализаторов, включенных в процесс формирования образа, степень обобщенности образов, волевые усилия, информированность индивида об объекте представлений, продолжительность сохранения его образов.

Свойства:
1) Наглядность(Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме).

2) фрагментарность(Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей).

3) неустойчивость(Представленный в данный момент времени образ можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени).

4) обобщенность (материал отдельного восприятия связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий).

5 Внимание, память, мышление, воображение, их свойства и виды.

Вниманием называется направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте.

Виды внимания:

1) Внимание может быть внешним (направлено на окружающее).
2) Внутренним (сосредоточенность на собственных переживаниях, мыслях, чувствах).

 

Пять основных свойств внимания:
1) устойчивость.
2)сосредоточенность.
3)переключаемость.
4)распределение.
5)объем.

Память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных данных.

Виды:
1) Кратковременная память (Материал хранится недолго).
2) Долговременная память (время хранения и объем информации не ограничиваются).
3) Оперативная память(Сохраняет материал на определенный необходимый срок).

Свойства:
1)Объем.

2)Точность: Память способна запоминать даже мельчайшие детали фактов или событий.

3)Воспроизведение: Люди могут очень быстро вспоминать информацию и озвучивать ее.

4)Скорость запоминания: Это свойство памяти человека проявляется по-разному. Кто-то запоминает информацию гораздо быстрее остальных.

5)Длительность: Пережитый опыт храниться в памяти очень долго, но не у всех.

6)Помехоустойчивость:Способность противостоять звуковому фону и концентрироваться на главной информации.

Мышление — высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку.

Виды:


Наглядно-действенное – ззадача дана наглядно в конкретной форме и способ решения – практическое действие.


Наглядно-образное – ситуацию, необходимую для решения задачи, человек воссоздает в образной форме

 

Словесно-логическое (теоретическое, рассуждающее, отвлеченное) – мышление выступает прежде всего в форме понятий и рассуждений. Начинает развиваться в процессе усвоения различных наук.


свойствам:

1) любознательность и пытливость (стремление узнать как можно больше и доскональнее);
2) глубина (умение проникать в сущность предметов и явлений);
3) гибкость (умение правильно ориентироваться в новых обстоятельствах);
4) критичность (умение поставить под сомнения сделанные выводы и вовремя отказаться от неверного решения);
5) логичность (умение мыслить стройно и последовательно);
6) быстрота (способность принимать правильные решения в кратчайшие сроки).

Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, на основе предыдущего опыта.

Виды/Свойства воображения:
1) воссоздающее(фантазии), Это процесс, во время которого рождается целостный образ, основанный на соответствующем описании.
2) творческое (Это процесс, во время которого рождается целостный образ, основанный на соответствующем описании).
3) мечта(особенной формой воображения).

*6 Жизненный путь личности. Периодизация жизненных циклов (Л.С. Выготский, Д.Б Эльконин, Э.Эриксон).

Жизненный путь личности это –это индивидуальная история личности.

Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, в развитии поведения ребенка надо различать две сплетенные линии. Одна — естественное «созревание». Другая — культурное совершенство­вание, овладение культурными способами поведения и мышления. Л.С. Выготский утверждал, что только то обучение является хорошим, которое опережает развитие, создавая зону ближайшего развития. То есть, обучение должно идти впереди развития. Он выделял несколько, основными из них можно считать кризисы одного года, 3, 7 и 13 лет.


Разработанная Д. Б. Элькониным возрастная периодизация позволяет лучше понять мотивы ребенка каждого возраста, помогая родителям и воспитателям обеспечить его всем необходимым для полноценного развития. - Читайте подробнее на.
Становление личности, по Эриксону, не заканчивается в подростковом возрасте, а происходит всю жизнь.

7 Потребность, Классификация потребностей. Пирамида А.Маслоу.

Потребность- это нужда в чем-то.

В Отечественной психологии потребность делится на:
1) Материальная.
2) Духовная.
3) Социальная.

 

Потребности по симонову:

1) Витальные потребности, присущие человеку как представителю биологического вида. Это потребность в пище, воде, сне, продолжение рода,
2) Социальные.
3) Идеальные потребности, наиболее ярким представителем которых является потребность познания себя, окружающего мира, своего места в этом мире, смысла и назначения своего существования на земле.

Таблица Маслоу:
1) Самосовершенствование.
2) Уважение и Престиж.
3) Социальные связи.
4) Безопасность.
5) Биологическая.


8 Мотивация, интересы, ценностные ориентации личности. Классификация ценностных ориентаций(Р. Рокич, Шварц).


Мотивация – это внутреннее побуждение к действию.

1) Потребность.
2) Цель.
3) Намерение.
4) Интерес.

Интерес - это побуждающее к познавательной деятельности.


ВНЕШНИЙ ИНТЕРЕС - из связи этого объекта с другими внешними факторами; например, обучение живописи из-за престижа или дохода, получаемого от этого умения. Ср. с присущим интересом.

ВНУТРЕННИЙ ИНТЕРЕС - "для собственного блага", например, интерес к тому, чтобы научиться рисовать просто для эстетического удовольствия. Противопоставляется внешнему интересу.

Ценностные ориентацииличности – это материальные и духовные ценности.


Р. Рокич.
Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:

1) общее число ценностейневелико;

2) все люди обладают одними и теми же ценностями;

3) ценности организованы в системы;

4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

Рокич различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные.

Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель заслуживает того, чтобы к ней стремиться.

Инструментальные ценности - как убеждения в том, что определенный образ действий является предпочтительным в любых ситуациях.

 

Инструментальные ценности
Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)
Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)
Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)
 
 
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
 
Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
Смелость в отстаивании своего мнения

 

Терминальные ценности
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)
Здоровье (физическое и психическое)
Интересная работа
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) Шварц. Опросник Шварца состоит из двух частей. Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность. Вторая часть опросника Шварца представляет собой профиль личности. Состоит из 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей. 9 Психологическая структура и классификация эмоций. Классификация эмоций по Изарду. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЭМОЦИЙ(теория чувств Вундта.): 1) Удовольствие и неудовольствие. 2) Возбуждение и успокоение. 3) Напряжение и разрешение КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ: Настроение, эмоции - это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т.д аффекты.– быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. 1)стенические(повышают жизнедеятельность). 2) астенические (понижают жизнедеятельность). Классификация эмоций по Изарду. Изард выделил 10 фундаментальных эмоций: Интерес- возбуждение. удовольствие- радость. Горе- страдание гнев-яростьвина- раскаяние и тд. Изард использовал в сочетании по 2 слова что бы показать полюса интенсивности то или иной эмоции (Пример Вина средняя интенсивность а у раскаяния высокая). 10 Темперамент и свойства нервной системы. Виды темпираментов. Темперамент — устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личностию Свойства нервной системы: 1)Сила-определяет ее работоспособность. 2)Уравновешенность нервных процессов- баланс между процессами возбуждения и торможения. 3)Подвижность- смена поведения в зависимости от условий. Виды темпераментов: Сангвинический темперамент Сангвиник, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы Флегматический темперамент Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. Холерический темперамент Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Меланхолический темперамент Тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. 11 Характерология и теория черт. Акцентуации характера по А. Личко
 
Характерологи -это учения о характере. основанное на исследовании данных строения тела. Основатель характерологии: Эрнст Кречмер. Кречмер различал типы характера в зависимости от строения тела. теория черт -люди предрасположены вести себя определенным образом в различных ситуациях. Теория черт личности РэймондаКеттела убежден в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленнос-ти этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение. Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики, он выделял: 1) Поверхностные черты - исходные черты. 2) Конституциональные черты - черты, сформированные окружающей средой. 3) Способность, темперамент и динамические черты. Способности как черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели 4)Общие черты - уникальные черты. Кеттел убежден в том, что имеет смысл классифицировать черты на общие и уникальные. Общие черты - это такие, которые присутствуют в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. уникальные черты - это такие, которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного. Акцентуации характера по Личко — временные изменения характера, которые меняются или исчезают в процессе роста и развития ребёнка. Личко выделил следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, сенситивный и тд. Личко считал более целесообразным изучать акцентуации у подростков, так как большинство из них формируется до подросткового возраста и ярче всего проявляется именно в этот период. Описания акцентуированных характеров он расширил за счёт информации о проявлениях акцентуаций у детей и подростков, изменении этих проявлений по мере взросления. 12 Способности. Виды способностей. Способности- человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью. Виды способностей. Выделяют три типа способностей: 1) художественный —обладают художественными, музыкальными, литературными способностями; 2) мыслительный —базирующаяся на речи, относятся к мыслительному типу людей; 3) промежуточный (средний) тип — характеризуется примерно равным соотношением двух сигнальных систем. 13 Руководство и лидерство. Стили руководства. Руководство – это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение задач. Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Стили руководства:1. Авторитарный стиль - 90% его действий состоит из команд и приказов. 2. Демократический стиль - Руководитель активен, ровен в общении, самокритичен. 3. Либеральный (попустительский, анархический) стиль - Недостаточно активен, боится конфликтов, стремится к безответственности. 14 Общение, виды, содержание и структура общения. Общение – это взаимодействие человека с человеком. Виды общения: 1) Деловое общение – когда учитывают особенности личности, характера, возраста 2)Светское- общение люди говорят то что положено говорить в подобных случаях. 3) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника. 4) Духовное общение – межличностное общение друзей (любая тема). и тд. (ролевое-Вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли). По содержанию оно может быть: 1) Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности). 2) Когнитивное (обмен знаниями). 3) Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями). 4) Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями). 5)Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). Структуру общения можно охарактеризовать по: 1)Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. 2)Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия, познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. 3)Интерактивная сторона общения заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. 15 Межличностные отношения и их виды. Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Межличностные отношения виды: 1. Производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении задач. 2. Бытовые отношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту; 3. Экономические отношения – реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. 4. Правовые отношения – закрепляются законодательным путем. 5. Нравственные отношения – закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах организации жизни людей. 6. Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которые складываются под влиянием той веры и религии, которая характерна для данного общества(соц.группы). 7. Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти. 8. Эстетические отношения возникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей. 16 Конфликты в межличностных отношениях.Управление конфликтами, способы их решения. Конфликты в межличностных отношениях:1) Каждая сторона доказывает свою правоту. 2) У конфликтующих сторон преобладают отрицательные эмоции, которые они не способны сдерживать. 3) Отсутствие адекватности и агрессия конфликтующих участников. Выделяют 5 основных стратегий решения. (К.Томас): соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление. Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Приспособление или уступка, вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Уход от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерях. Методы управления конфликтом: структурные методы. Разъяснение требований. Координированные и интегрированные механизмы. установление иерархии полномочий. Общеорганизационные комплексные цели. для эффективного осуществления таких целей требуется тесное взаимодействие и сотрудничество всех участников. Структура системы вознаграждений. Оказывая влияние на поведение людей с помощью вознаграждения, можно избежать последствий конфликта. 17 Понятие и классификация малых групп. Виды, структура, признаки, динамические процессы в малых социальных группах. Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. классификации малых групп: 1) по времени их существования (долго- и кратковременные). 2) по степени тесноты контакта между членами. 3) по способу вхождения в них индивида и т. д. Виды: 1) Условные (объединяются по определенному признаку). 2) постоянные и временные. 3) большие и малые. Структура группы; 1) роли. 2) нормы. 3) статус. 4) размер. 5) состав. 18 Педагогика как наука (объект, предмет, методы, основные категории педагогики, отрасли педагогики, место педагогики в системе наук). Педагогика - это наука о воспитательных отношениях. Объект – образование, развитие. Воспитание -целенаправленное формирование личности обучение, понимается как специально организованный процесс образование,понимается как специально организованный процесс, как результат процесса обучения;развитие. 19 История педагогических идей и воспитательных практик (Я.А. Коменский, Дж.Локк, Ж.Ж Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и др.) 22Высшее, среднее, средне специальное. 24 Пед. Общение (функции, средства и виды). Функции педагогического общения · познавательную, обозначающую объяснение окружающего мира; · воспитывающую, целенаправленно формирующую социально-полезные качества личности учащегося; регулятивную, побуждающую адресата к действию, координации деятельности путем общения; Средства повышения общения педагога: 1) Владеть «чтением по лицу» (социальной перцепцией). 2) Понимать личность ученика, его психическое состояние. 3) «Подавать себя» в общении с учащимися. 4) Оптимально строить свою речь в психологическом плане, те умения речевого 29 Виды карьеры: Внутриорганизационная карьера,предполагает прохождение различных ступеней профессионального роста. Межорганизационная карьера, включает в себя прохождение всех трудовых этапов профессиональной деятельности. Центростремительная карьера Данная возможность предоставляется работникам, которые имеют тесные личные контакты с руководством вне организации.      

 

 

.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: