Детско – родительский проект
«Береги природу!»
Воспитатель:
Нестерова Елена Евгеньевна
Цель проекта: формирование экологической культуры - совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности.
Задачи проекта:
1. Создать условия для формирования у ребенка элементов экологических знаний и представлений о природе родного края.
2. Формировать интерес к экспериментальной деятельности.
3. Закладывать основы экологического воспитания (экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам).
4. Развивать навыки наблюдательности, навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных.
5. Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: длительный
Участники: воспитатели, дети, родители
Образовательная область:: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Актуальность проекта:
Сегодня главное условие существования человека в окружающем мире – это установление правильных отношений между его системами, осознание их взаимосвязи и влияние их друг на друга.
Ни для кого не секрет, что в последнее время эти взаимосвязи заметно нарушились. Этому свидетельствуют глобальные экологические катастрофы последних лет.
В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир в частности претерпевают все большие изменения.
Рост транспорта и городских хозяйств, как следствие - выброс отходов разного рода. Неразумное, недальновидное, хищническое использование природных ресурсов, а также массовый отдых на лоне природы – все это приводит к уничтожению природы: загрязнению воздуха, почвы, воды, вытаптыванию травянистых растений, поломке деревьев, кустарников, замусориванию растительных сообществ, и просто к уничтожению отдельных видов растений и животных.
Но, прежде чем научить защищать, нужно познакомить детей с
объектами природы, дать возможность понять их, полюбить, прикоснуться душой и не дать исчезнуть с лица земли нашей.
Формирование знаний о редких растениях следует начинать с дошкольного детства. Именно в этом возрасте, я считаю, необходимо познакомить детей с Красной книгой родного края, чтобы ребенок узнал редкие растения, осознал причины уменьшения численности или вовсе исчезновения тех или иных растений.
Наша Земля в опасности! Возможно, что природа нам дает последний шанс, и не просто кричит, а стонет:«Люди, одумайтесь!» Мы выдвигаем лозунг: «Все на защиту природы!», «Берегите природу!»
Презентация проекта
Создание стендов «Берегите природу!», участие в конкурсе рисунков по защите окружающей среды, участие в конкурсе «Детский сад года», проведение экологической акции: «Сделаем парк чистым!»
Предполагаемый результат:
1.У детей проявится:
- ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы, умение различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода);
- интерес к особенностям природы родного края;
- бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы.
2. Дети овладеют:
- навыками экологически безопасного поведения в природе;
- знаниями о запрещающих и разрешающих экологических знаках, изобретут свои собственные знаки.
3. У детей сформируется:
- стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- умение отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года;
- знания о значении воды и воздуха в жизни всех живых объектов природы и ее свойства;
- представление о разновидности почвы, ее свойствах и значении;
- представления о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка);
- представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
4. Дети научатся:
- вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
«Все живые организмы имеют равное право на жизнь».
«В природе все взаимосвязано».
«В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое».
- проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
- гуманно обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
5. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Этапы проекта:
1этап: подготовительный:
Воспитатели и дети:
- НОД по ознакомлению с природой «Лес – богатство и краса! Береги свои леса!», «Воздух – невидимка» и др;
- разработка плана занятий по интересам «Юный эколог»
- экологические акции «Посади дерево», «Поможем птицам зимой»,
- знакомство с растениями и животными родного края;
- беседы о редких растениях Урала, о людях – защитниках природы, о красоте, окружающего нас леса, о загрязнении близлежащих родников, о правилах поведения в природе, о том, как каждый из нас помогает природе,
- экскурсии в парк «В парк ребята пришли, а что увидели? Что интересного нашли?», на пруд,
«В гости к старому дубу»
- разучивание сценок: «Любите все живое», «Пташки, летите сюда, ждет вас здесь еда!».
- сюжетно – ролевые игры: «Юный друг природы», «Ветеринар», «Цветочный магазин», «Лесничий».
- рассматривание иллюстраций, наборов открыток;
- приобретение плакатов и листовок с природоохранным содержанием;
- заучивание стихов и песен о природе;
- пословиц об охране леса;
- отгадывание загадок, ребусов и кроссвордов;
- чтение сказок об охране природы «Серая Шапочка и Красный Волк», «Жила – была река»,
- просмотр программ из цикла: «Земля в опасности»
Дети и родители:
- экскурсии на пруд, в парк;
- поход в лес, прогулки в природу;
- изготовление поделок из природного материала;
- гербарий;
- сбор и приобретение семян;
- сбор коллекции камней, коряг, ракушек, интересных природных вещиц.
этап: продуктивная деятельность.
- занятия по интересам «Юный эколог»
- участие в экологическом конкурсе рисунков;
- проведение экологической акции совместно с родителями «Сделаем парк чистым!», «Посади дерево!», «Поможем птицам зимой».
- проведение консультаций для воспитателей: «Человек и природа», «Экологическая культура и экологическое здоровье», «Компоненты экологических центров» (во всех группах);
- оформление плакатов «Охрана окружающей среды»»
- проведение экологических праздников: «День Защиты Природы», «День Земли», «День птиц»;
- оформление папок – передвижек: «День Защиты окружающей среды», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»;
- рисование «Береги природу», «Мой любимый цветок»,
- оформление выставки «Город будущего»
- совместный плакат: «Сделаем Сим чистым и зеленым!»
- засушивание гербария;
- сбор и приобретение семян для озеленения участка;
- изготовление природоохранных знаков;
- работа в уголке природы, уход за ее обитателями;
- изготовление моделей, дидактических игр для улучшения восприятия знаний по природе;
- оформление книжной выставки по теме;
- проведение экспериментов: «Свалка и дождь», со снегом, льдом, водой, песком, воздухом, почвой.