Этапы развития психики и формы поведения в животном мире




Ход урока.

1. Прочитайте текст

Поведение

Человек как продукт природы и общества — явление сложное и многогранное. Человек живет и действует, совершая определенные поступки. Его деятельность и общение с другими людьми объединяются единым понятием "поведение". В поведении, в действиях и поступках человека проявляются его основные социально-психологические свойства.

Поведение человека, его поступки и действия зависят от:

  • биологических и психологических особенностей его организма;
  • условий жизни
  • от способов взаимодействия человека с окружающими людьми.

Различают два вида направленности человеческого поведения:

 

Реактивное Активное
реакции на различные внутренние и внешние стимулы связано со способностями человека к сознательному выбору целей и форм поведения для достижения выбранных целей

 

Состояние и поведение человека всегда определяется его мыслями и чувствами, отражающими действительность, и волей, направляющей его поведение. Наука о психическом отражении действительности в деятельности и поведении человека называется психологией.

Психика (греч. "душевный")- свойство мозга человека (высокоорга­низованной материи) отражать реальную действительность. Это что-то нематериальное, но присущее человеку, внутренний мир человека, его сознание. Это совокупность душевных явлений и процессов. Ощущения, представления, мысли индивида создают у него субъективные образы и модели внешнего мира, которые, преобразуясь в мозгу, переходят в различные формы деятельности и поведения. Человек, изучая функции мозга и свою психику, познает тем самым механизмы собственной деятельности, познает себя.

Психика человека это качественно белее высокий уровень, чем психика животных; это системное качество головного мозга, которое формируется в процессе жизни через собственную активную деятельность. Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения слюдьми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли). Специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, человеческих способностей.

Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражениеэто активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира. Таким образом, психическое отражение - субъективное и преобразующее.

 

Этапы развития психики и формы поведения в животном мире

Этап Основные этапы психического отражения Основные этапы развития поведения животных
I Элементарная чувствительность Инстинкты – врожденные формы реагирования на определенные условия среды.
II Предметное восприятие. Навыки – формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных.
III Отражение межпредметных связей (стадия интеллекта) Интеллектуальное поведение – сложные формы поведения, которые отражают межпредметные связи.

 

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ
ЖИВОТНЫХ ЧЕЛОВЕКА
Инстинктивно-биологическая основа Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении
Не существует общества, нет совместно деятельности Каждое действие приобретает смысл только в совместной деятельности
Руководствуются наглядными впечатлениями Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей
Типичны наследственно закрепленные программы Передача опыта через язык и другие социальные средства общения
Зачатки орудий деятельности не создают никаких новых операций Изготовление орудий труда

 

Психическая деятельность зависит от особенностей человеческого организма и функционирования коры головного мозга, в которой выделяют:

  • сенсорные зоны (принимают и обрабатывают информацию от органов чувств и рецепторов);
  • гностические зоны ( ответственны за процесс восприятия);
  • моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой, движениями, действиями человека);
  • праксические зоны ( обеспечивают тонкую моторику и автоматические движения);
  • ассоциативные зоны (служат для переработки информации, связаны смыслительной деятельностью, речью, памятью и осознанием положения тела в пространстве)

 

Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.

Функции левого полушария Функции правого полушария
Хронологический порядок Текущее время
Чтение карт, схем Конкретное пространство
Запоминание имен, слов, символов Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц людей
Речевая активность, чувствительность к смыслу Восприятие эмоционального состояния
Видение мира веселым, легким Видение мира мрачным
Детальное восприятие Целостное, образное восприятие

 

Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время суток, время года, ориентироваться в конкретном пространстве — не могли найти дорогу домой, не чувствовали «выше-ниже», не узнавали лица своих знакомых, не воспринимали интонации слов и т. п.

 

Структура психики:

1) психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах

психических явлений. Обеспечивают формирование знаний и

первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

 

познавательные эмоциональные волевые
ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение активные и пассивные переживания решение, исполнение, волевое усиление и т. д.

 

2) психические состояния - определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и вербальных воздействий (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс, вдохновение и т.д.);

 

3) психические свойства человека - устойчивые образования, обеспечивающий определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека(темперамент, способности, характер, направленность личности) например, интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума, волевые — решительность, настойчивость, эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.;

4) психические образования - это лабильные (подвижные, изменчивые) психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного опыта и определяющие качество профессиональной и другой деятельности человека (знания, умения, навыки, привычки, убеждения).

Безусловные рефлексы

И. М. Сеченов, великий русскийученый-физиолог, в 1863 году впервые предположил, что деятельность высших отделов головного мозга имеет рефлекторный характер в его книге "Рефлексы головного мозга". До него физиологи и неврологи не решались поставить вопрос о возможности физиологического анализа психических процессов, которые предоставлялось решать психологии.

Идеи И. М. Сеченова получили развитие в трудах И. П. Павлова, который экспериментально исследовал функции коры, разработал метод выработки условных рефлексов и создал учение о высшей нервной деятельности. Павлов в своих трудах ввел деление рефлексов на безусловные (врожденные, наследственно закрепленные) и условные (формируются в процессе индивидуальной жизни человека или животного).

Рефлекс (от лат. — отражённый) — стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой, осуществляются посредством рефлекторной дуги.

Рефлекс — основная форма деятельности нервной системы.

- Найдите в учебнике определение безусловного рефлекса.

Безусловные рефлексы — наследственно передаваемые (врожденные) реакции организма, присущие всему виду. Выполняют защитную функцию, а также функцию поддержания гомеостаза (приспособления к условиям окружающей среды).

- Приведите примеры безусловных рефлексов человека (пищевые, защитные, дыхательные, хватательные, ориентировочные, половые)

- Безусловные рефлексы возникают главным образом под влиянием контактного раздражения: пищевой безусловный рефлекс— при попадании пищи в рот и воздействии ее на рецепторы языка; оборонительный — при раздражении болевых рецепторов. Однако возникновение безусловных рефлексов возможно и под влиянием таких раздражителей, как звук, вид и запах предмета. Так, половой безусловный рефлекс возникает под влиянием специфического полового раздражителя (вид, запах и другие раздражители, исходящие от самки или самца). Ориентировочно - исследовательский безусловный рефлекс возникает всегда в ответ на внезапный малоизвестный раздражитель и проявляется обычно в повороте головы и движении животного в сторону раздражителя. Биологический смысл его заключается в обследовании данного раздражителя и всей внешней окружающей обстановки. Примером защитного рефлекса является рефлекторное отдергивание руки от горячего объекта. Гомеостаз поддерживается, например, рефлекторным учащением дыхания при избытке углекислого газа в крови. Практически каждая часть тела и каждый орган участвует в рефлекторных реакциях.

 

- Где находятся центры безусловных рефлексов? (спинной мозг, ствол и подкорковые ядра головного мозга)

- Что такое инстинкт и чем он отличается от рефлекса? (сложная система безусловных рефлексов, которые имеют циклический характер и сопровождаются различными эмоциональными реакциями)

- Безусловные рефлексы служат основой для образования условных рефлексов. Нарушение или извращение безусловных рефлексов обычно связано с органическими поражениями головного мозга; исследование безусловных рефлексов проводится для диагностики ряда заболеваний центральной нервной системы.

Дуги безусловных рефлексов формируются к моменту рождения и сохраняются в течение всей жизни. Однако они могут изменяться под влиянием болезни. Многие безусловные рефлексы проявляются лишь в определенном возрасте; так, свойственный новорожденным хватательный рефлекс угасает в возрасте 3—4 месяцев.

2. Выполните конспект предложенного текста (самое главное выделено зелёным цветом) или параграфа 49.

3. Д/з: прочитайте текст урока, п.49, выучите конспект.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: