Последствия продажи товаров ненадлежащего качества.




Всоответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" потребитель, которому продан товар ненадлежащего каче­ства, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

• безвозмездного устранения недостатков товара или воз­мещения расходов на их исправление потребителем или тре­тьим лицом;

• соразмерного уменьшения покупной цены;

• замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

• замены на такой же товар другой марки (модели, арти­кула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

• расторжения договора купли-продажи. В этом случае по требованию продавца и за его счет потребитель должен воз­вратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также пол­ного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества, в сроки, уста­новленные законом.

Требования потребителя о замене технически сложных и дорогостоящих товаров подлежат удовлетворению в случае обнаружения в них существенных недостатков. Перечень тех­нически сложных товаров утверждается Правительством РФ.

Если недостатки обнаружены в товарах, свойства кото­рых не позволяют устранить их (например, продоволь­ственные, парфюмерно-косметические и другие товары), потребитель вправе по своему выбору потребовать заме­ны таких товаров товарами надлежащего качества или со­размерного уменьшения их покупной цены либо расторг­ать договор.

Все перечисленные выше требования предъявляются по­требителем продавцу или организации, выполняющей функ­ции продавца на основании договора с ним.

Требования о безвозмездном устранении недостатков то­вара или возмещении расходов на их исправление, а также о замене на товар аналогичной марки (модели, артикула) потребитель вправе предъявить и изготовителю или организации, выполняющей функции изготовителя на основании договора с ним (например, мастерской гарантийного ремон­та). Вместо предъявления этих требований, он имеет право возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. В этом случае факт и условия покупки могут быть удостоверены другими документами, выданными вме­сте с товаром (гарантийным талоном, техническим паспор­том и т. п.), контрольной лентой или свидетельскими пока­заниями.

Продавец или изготовитель обязаны принять у потребите­ля товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку его качества. Потребитель вправе участво­вать в такой проверке. В случае спора о причинах возникно­вения недостатков товара продавец или изготовитель обяза­ны провести экспертизу товара за свой счет. Право потреби­теля — оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате проведенной экспертизы будет уста­новлено, что недостатки в товаре возникли вследствие об­стоятельств, за которые не отвечает продавец или изгото­витель (например, из-за нарушений потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара), по­требитель обязан возместить расходы на проведение экспер­тизы, а также связанные с ее проведением расходы на хра­нение и транспортировку товара.

В соответствии с установленными законом правилами, доставка крупногабаритного товара и товара, весящего бо­лее 5 кг, для ремонта, уценки, замены и их возврат потре­бителю осуществляются силами и за счет продавца или изготовителя (в зависимости от того, кому предъявлено соот­ветствующее требование). Если же потребитель сам осуще­ствляет доставку и возврат таких товаров, то продавец либо изготовитель обязаны будут возместить ему связанные с этим расходы.

Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товаров. Требования в отношении недо­статков товаров потребитель вправе предъявить продавцу или изготовителю, если недостатки были обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных из­готовителем.

Если гарантийный срок установлен продавцом, то ответ­ственность за недостатки товара, обнаруженные потребителем в течение указанного срока, несет он.

В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет, а недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъя­вить указанные выше требования продавцу или изготови­телю, если докажет, что недостатки возникли до переда­чи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента.

Гарантийный срок товара, атакже срок его службы ис­числяются со дня передачи товара потребителю. Если день продажи товара установить невозможно, эти сроки исчисля­ются со дня изготовления товара.

Срок годности товара определяется периодом, исчисляе­мым со дня изготовления товара, в течение которого он при­годен к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

Если иное не установлено договором, то гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считается равными гарантийному сроку на основное изделие.

Если товар нуждается в сборке, установке или подключении, то гарантийный срок исчисляется со дня его сборки, Установки или подключения, а при невозможности установления этих сроков — с момента заключения договора купли-продажи.

Для товаров сезонного назначения (одежда, меховые из­делия, обувь и др.) гарантийный срок исчисляется с момента наступления соответствующего сезона. Периоды продолжитель­ности соответствующих сезонов устанавливаются субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий.

Если гарантийный срок или срок годности на товар не установлен, то связанные с недостатками товара требования могут быть предъявлены потребителем при условии, что они обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю. Однако следует учесть, что продавец или изготовитель отвечают за недостатки това­ра, на который не установлен гарантийный срок, лишь в том случае, если потребитель докажет, что недостатки товара возникли до того, как он был передан ему или по причинам, возникшим до этого момента.

Сроки удовлетворения изготовителем или продавцом требований потребителя. Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены изготовителем (продавцом) незамед­лительно, если иной срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме. В этом случае гарантийный срок на товар продлевается на период, в течение которого он не использовался.

При ремонте товара длительного пользования изготови­тель (продавец) обязан по просьбе потребителя в трехднев­ный срок безвозмездно предоставить ему на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет. Это правило не распространяется на товары, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Требование потребителя о замене товара ненадлежащего качества должно быть удовлетворено продавцом (изготовите­лем) в 7-дневный срок, а при необходимости дополнительной проверки качества товара продавцом (изготовителем) — в те­чение 20 дней со дня предъявления указанного требования. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый, т. е. не бывший в употреблении товар. При отсутствии у продавца (изготовителя) необходимого товара замена должна быть произведена в течение месяца со дня предъявления по­требителем указанного требования, а в районах Крайнего Севера и других районах сезонного завоза товаров — в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего то­вара в эти районы.

При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.

Как и в случае ремонта товара, потребитель вправе тре­бовать предоставления ему на период замены аналогичного товара длительного пользования.

В соответствии с законом в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования подлежат удов­летворению продавцом (изготовителем) следующие требова­ния потребителя:

• о соразмерном уменьшении покупной цены;

• о возмещении расходов на исправление недостатков то­вара потребителем или третьим лицом;

• о возмещении убытков, причиненных расторжением до­говора купли-продажи или возвратом товара ненадлежащего качества изготовителю.

Следует иметь в виду, что денежная сумма, уплаченная потребителем за товар, является одной из составляющих этих убытков. Поэтому требование потребителя о возврате денеж­ной суммы, уплаченной за товар, должно быть удовлетворе­но в течение 10 дней со дня его предъявления.

Ответственность изготовителя или продавца за просроч­ку выполнения требований потребителя. Законом РФ "О защите прав потребителей" установлено, что за просрочку выполнения требований об устранении недостатков товара, о замене товара ненадлежащего качества, о соразмерном Уменьшении покупной цены, о возмещении расходов на ис­правление недостатков, о возмещении убытков, причиненных расторжением договора купли-продажи или возвратом товара ненадлежащего качества изготовителю, а также за невыполнение или задержку выполнения требования потре­бителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель) или организа­ция, выполняющая функции продавца (изготовителя) на ос­новании договора с ним, допустившие такие нарушения, уп­лачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Цена товара определяется исходя из его цены, существо­вавшей в том месте, в котором должно было быть удовлетво­рено требование потребителя, в день добровольного удовлет­ворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование не было удовлетворено добровольно.

Порядок расчетов с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества производятся в следующем порядке:

• при замене товара ненадлежащего качества на товар аналогичной марки (модели, артикула) перерасчет цены то­вара не производится;

• при замене товара на такой же товар другой марки (мо­дели, артикула), если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах; если же она выше цены предоставленного взамен товара, разница в ценах выплачи­вается потребителю. Цена товара, подлежащего замене, оп­ределяется на момент его замены, а если требование потре­бителя не удовлетворено продавцом, цена заменяемого товара и цена передаваемого взамен товара определяются на момент вынесения судом решения о замене товара;

• при предъявлении потребителем требования о соразмер­ном уменьшении покупной цены товара в расчет принимается цена товара на момент предъявления требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены;

• при расторжении договора купли-продажи потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.

Право потребителя на обмен товара надлежащего качества. Закон РФ "О защите прав потребителя" предоставляет ему право обменять купленный непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар других разме­ра, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Такой обмен производится в месте покупки или иных объяв­ленных продавцом местах в течение 14 дней с момента пере­дачи товара покупателю (не считая дня покупки), если про­давцом не был установлен более длительный срок. При нали­чии разницы в цене товаров производится соответствующий перерасчет.

Если у продавца отсутствует необходимый для обмена то­вар, покупатель вправе возвратить приобретенный товар и получить уплаченную за него сумму или обменять на анало­гичный товар при первом поступлении его в продажу. Обязанность продавца в этом случае — сообщить покупателю о поступлении соответствующего товара в продажу.

Требования покупателя об обмене или возврате товара подлежат удовлетворению, если товар не был в употребле­нии, сохранены его товарный вид, потребительские свой­ства, пломбы, ярлыки, а также имеются доказательства при­обретения товара у данного продавца.

Некоторые товары надлежащего качества не могут быть обменены или возвращены продавцу. Перечень таких товаров утверждается Правительством РФ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: