Тема 2. Субъекты коммерческой деятельности




2.1. Инфраструктура оптовой торговли

Оптовая торговля — это торговля товарами с последую­щей их перепродажей или профессиональным использованием.

Оптовое звено торговли представлено оптовыми торговы­ми предприятиями, осуществляющими куплю-продажу това­ров с целью их последующей перепродажи, а также оказыва­ющими услуги по организации оптового оборота товаров.

Выделяют два типа организаций оптовой торговли:

1) крупные оптовые структуры общенационального (фе­дерального) масштаба;

2) оптовые предприятия регионального масштаба.
Оптовые организации общенационального (федерального)

уровня необходимы, чтобы обеспечивать оптовый оборот круп­ных партий товаров потребителям по всей территории или по ряду регионов страны. Такими потребителями могут быть самостоятельные оптовые предприятия, крупные розничные структуры и их объединения, а также предприятия перера­батывающих отраслей промышленности.

Главное целевое назначение данного вида оптовых орга­низаций — сформировать необходимую структуру каналов сбыта для крупных отечественных производителей товаров, а также создать благоприятные условия для выхода на рос­сийский потребительский рынок хорошо зарекомендовавших себя зарубежных поставщиков товаров высокого качества.

Главным приоритетом функционирования такого типа предприятий является, с одной стороны, защита и поддерж­ка отечественных товаропроизводителей, а с другой — исключение возможности поставки на российский рынок това­ров через третьи страны, что приводит к завышению общего уровня цен.

Таким образом, оптовые структуры федерального уровня можно рассматривать как внешний контур единой оптовой торговой системы страны, обеспечивающий ее устойчивость.

Основу национальной оптовой торговой системы, ее внут­ренний контур составляют оптовые структуры региональ­ного уровня, представленные прежде всего автономными (независимыми) оптовыми структурами.

Автономные оптовые структуры самостоятельно опре­деляют зону своего влияния на рынке. Их задачей является приобретение товаров у оптовых структур федерального уровня и непосредственно у производителей в различных частях страны и доведение этих товаров до предприятий розничной торговли и иных оптовых потребителей в зоне своей деятельности.

Кроме независимых оптовых структур оптовую продажу товаров на региональном уровне осуществляют так называе­мые зависимые оптовые структуры. К ним относятся сбы­товые подразделения местных промышленных предприятий и оптовые структуры крупных розничных организаций.

Сбытовые подразделения (отделы сбыта) специализиру­ются на оптовой торговле продукцией своего предприятия, а оптовые структуры розничной торговли (распределительные центры) приобретают товары у различных поставщиков (пре­имущественно напрямую у производителей) для обеспечения собственных нужд (например, для реализации товаров через собственную сеть магазинов).

Таким образом, основная задача деятельности любых оп­товых структур регионального масштаба — обеспечение то­варами региональных товарных рынков.

В структуре оптового звена можно выделить следующие виды предприятий:

• специализирующиеся на оптовой торговле и осуществ­ляющие полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом к ним права собственности на товар (так называе­мые независимые оптовые торговцы);

• посреднические оптовые структуры, как правило, не использующие в своей деятельности перехода к ним права собственности на товар;

• организаторы оптового оборота, не работающие с това­ром, но оказывающие услуги по организации оптового обо­рота товаров.

Независимые оптовые торговцы выполняют самый ши­рокий комплекс операций по обработке товаров, снабжая ими широкий спектр розничных торговых предприятий. Среди данных оптовых торговцев есть как специализирующиеся на отдельных группах товаров, так и работающие с универсаль­ным ассортиментом товаров. Они могут предоставлять широ­кий набор оптовых услуг или быть ориентированы на специ­фические методы работы по обслуживанию клиентов.

Самостоятельное значение на рынке услуг оптовой тор­говой деятельности занимают структуры, условно именуе­мые посредниками. Это предприятия-брокеры, торговые агенты, комиссионеры и т. п. Основным предметом их дея­тельности является информационное обеспечение. Они дей­ствуют по поручению клиента и чаще всего за его счет.

Важным элементом оптовой инфраструктуры являются орга­низаторы оптового оборота. Ими являются оптовые ярмарки, выставки-ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые про­довольственные рынки. В числе организаторов оптового оборо­та должны быть также склады гарантийного хранения, скла­ды-отели, транспортно-экспедиционные предприятия.

2.2. Инфраструктура розничной торговли

Розничная торговля — это торговля товарами и оказа­ние услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской дея­тельностью.

Завершение процесса обращения товаров происходит в розничной торговой сети, которая представляет собой совокупность большого числа розничных торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или на­ходящихся под общим управлением.

Для ведения хозяйственной деятельности розничные тор­говые предприятия используют магазины, павильоны, ки­оски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли (торговые автоматы, автомагазины, те­лежки, лотки, корзины и иные специальные приспособления).

Магазин — специально оборудованное стационарное зда­ние или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, под­собными, административно-бытовыми помещениями, а так­же помещениями для приема, хранения и подготовки това­ров к продаже.

Павильоны, палатки, киоски, автомагазины относятся к мелкорозничной торговой сети.

Павильон представляет собой оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарно­го запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Киоск — оснащенное торговым оборудованием строение без торгового зала. Киоск рассчитан на одно рабочее место про­давца, на площади которого размещается товарный запас.

Палатка — легко возводимая сборно-разборная конструк­ция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых раз­мещен товарный запас на один день торговли.

В соответствии с ГОСТ Р 51773-2001 "Розничная тор­говля. Классификация предприятий" предприятия роз­ничной торговли классифицируют на виды в зависимости от ассортимента реализуемых товаров. Они могут быть универ­сальными, специализированными и неспециализированными.

В свою очередь, магазины определенного вида классифи­цируют на типы в зависимости от размера торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания:

• универсальные магазины — Гипермаркет, Универмаг, Универмаг "Детский мир", Магазин-склад, Универсам (Су­пермаркет), Гастроном, Товары повседневного спроса и т. п.;

• специализированные продовольственные магазины — Рыба, Мясо, Колбасы, Минеральные воды и т. п.;

• специализированные непродовольственные магазины — Мебель, Хозяйственные товары, Электротовары, Одежда, Обувь, Ткани и т. п.;

• магазины прочей товарной специализации — Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т. п.;

• неспециализированные продовольственные магазины — Продукты (Мини-маркет) и т. п.;

• неспециализированные непродовольственные магазины — Дом торговли, Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин, Промтовары, Комиссионный магазин и т. п.

Неспециализированные магазины со смешанным ассор­тиментом на типы не подразделяют.

Основные признаки магазинов различных типов представ­лены в табл. 1.

Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: