Для детей младшего школьного возраста




Коммуникативные

Игры в свободное время.

(в помощь вожатому)

Павлоградец - 2008

«У дяди Абрама».

Участники сидят в круге и хором говорят: «У дяди Абрама восемь сыновей. Они не ели, они не пили и не курили никогда». Второй раз повторяют, хлопая руками в ритм по коленям. Через некоторое время ведущий говорит: «А теперь добавим правую ногу, надо сильно топать правой ногой, давайте топнем правой ногой». Таким образом, теперь все говорят ту же самую фразу, хлопают руками в ритм по коленям и топают правой ногой. Через некоторое время, ве­дущий говорит: «А теперь добавим еще и левую ногу, надо сильно топать левой ногой, давайте топнем ле­вой ногой». Также по очереди добавляются еще «пра­вое плечо» (поднимается вверх), «левое плечо» (под­нимается вверх), «голова» (вращение головой). Дви­жения только дополняются, и, таким образом, к кон­цу упражнения, хлопается, топается, поднимается и крутится все.

 

«Фанты».

Игра в фанты хорошо известна. Задания должны вы­зывать смех, раскрепощать. Можно использовать следующие задания: выглянуть в коридор и крикнуть: «Земля имеет форму чемодана!», «прокукарекать», «заорать «Ура!», пройтись как такой-то, сказать люби­мое выражение воспитателя, попрыгать на одной нож­ке и похлопать в ладоши одновременно, левой ногой почесать себя, погладить по голове такого-то, попры­гать как лягушка, встать на колени перед стенкой, три раза стукнуться головой об стенку и сказать: «Дурак и есть дурак» и постоять 30 секунд около стены со скор­бным лицом, встать в центре комнаты и сказать: «Я самая красивая», встать на колено перед кем-то и ска­зать: «О свет моих очей, огонь моей души!», обнять и поцеловать в щечку такого-то. Зайти в соседнюю груп­пу и спросить: «Не найдется ли чего-нибудь пожевать?», прийти с «доказательством» и т. п. При выполнении заданий важно добиваться искренности исполнения.

 

«Найди свое место в радуге»

Кто быстрее найдет семь цветов на одежде игроков и выстроит их по порядку.

«Пересядьте все те, кто…».

Это упражнение проходит весело, оно поднимает на­строение и очень нравится детям. Участники садятся кружком. Водящий стоит в центре круга. «Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядь­те все те, кто любит мороженое», и все, кто любит мороженое, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Использу­ем эту ситуацию для того, чтобы больше узнать друг о друге».

«Художественный свист»

Между участниками распределяются роли хорошо знакомой сказки. Ведущий читает слова автора, а детям предлагается «просвистеть» (с помощью резиновых игрушек) диалоги между героями сказки. Игроков ожидает очень веселый кукольный театр.

«Стильная сказка»

Показать сказку «Колобок» в жанре мелодрамы, боевика, триллера, экшена, оперетты, индийского кино, рекламного блока.

 

«У кого в команде больше...?»

У кого в команде больше - пуговиц на одежде, карманов, «молний», шнурков и тому подобное.

 

«Доиграй картину»

Известные картины можно не только нарисовать, но и изобразить пластично. Можно попробовать представить, что состоялось с главными героями картин «Ранок в лесу» И.Шишкина, «Грачи прилетели» О.Саврасова и тому подобное и попробовать «доиграть» картину.

«Развяжи и завяжи» (эстафета).

Во время этой эстафеты одни должны развязать, а другие - завязать на стуле бантик.

 

 

Для детей младшего школьного возраста

 

Ö Игра «Зеркало»: дать возможность проявить активность пассивным детям. Ход игры: выбирается водящий, остальные дети – зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движения. Взрослый следит за правильностью отражения.

 

Ö Игра «Ассоциации»: воспитываются наблюдательность, воображение. Ход игры: Ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он их видит, остальные дети отгадывают, кого он изображает.

 

Ö «Жучок». Веселая, азартная, она снимает первоначальную настороженность ребенка. В то же время эта игра – хороший диагностический прием, выявляющий исходный уровень самостоятельной активности группы и некоторые групповые роли, возникающие групповые иерархии. Если дети играют с увлечением, сами выбирают водящего, одергивают тех, кто подсказывает, значит, группа активна, и взрослый занимает позицию пассивного наблюдателя, чтобы быстрее сложилась стихийная групповая структура. Ход игры: Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока правильно не угадает. Водящего выбирают с помощью считалки.

Ö Игра «Бип»: раскрытие групповых отношений. Ход игры: дети садятся на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит: «Бит»

Ö Игра «Семейный портрет»: игра служит социометрии детской игровой группы, также отражает сложившиеся отношения в собственной семье, опирается на групповое взаимоотношение. Ход игры: в семью приходит фотограф, чтобы сделать семейный портрет. Он должен задать семейные роли всем членам группы и рассадить их, попутно рассказывая о том, кто с кем дружит в этой семье.

Ö Игра-ритуал «Паровозик»: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, произвольный контроль, умение подчиниться требованиям одного. Ход игры. Дети строятся друг другом, держась за плечи. Паровозик везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. Концовка занятия должна быть спокойной и объединяющей. Поэтому можно предложить детям встать в круг («хоровод») и взять друг друга за руки. Выбранная форма окончания занятий останется неизменной и превратится в ритуал.

Ö Игра-ритуал «Хоровод»: дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.

Ö Игра «Страшные сказки»: развиваются смелость, уверенность в себе, снимается тревога. Игра направлена на объединение группы. Ход игры: Гасится свет или зашториваются окна. Дети по очереди начинают в темноте рассказывать страшные сказки. Если уровень доверия в группе высок, то дети воспроизводят свои реальные страхи. Очень полезно их тут же разыграть, также в темноте.

Ö Гимнастика «Изображение предметов». Воспитание наблюдательности, развитие воображения, умение видеть другого. Ход игры: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.

Ö Игра «Баба Яга». Коррекция эмоции страха, тренировка способностей воздействовать друг на друга. Ход игры: Дети сидят на стульях в кругу лицом друг к другу. Взрослый просит показать, какие бывают выражения лица, поза, жесты у взрослых (мамы, папы, бабушки, учителя), когда они сердятся на детей. За что взрослые чаще всего сердятся на вас? (Дети разыгрывают 2-3 сценки). Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно? Грозят наказать, берут ремень? (Ребята говорят и показывают). Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, деретесь, боитесь? (Разыгрываются 2-3 сценки).

Ö Игра «Крепость»: дать детям возможность проявить агрессию. Интересна диагностика – кто с кем захочет быть в команде. Ход игры: Группа детей делится на 2 команды (по желанию самих ребят). Каждая команда строит из мебели крепость. Одна команда защищает крепость, другая команда штурмует. Основное оружие – надувные шарики, мячи, мягкие игрушки.

Ö Игра «Щит и меч». Выход агрессии, снятие эмоционального напряжения. Ход игры: Взрослый держит щит, дети бьют по нему мячами.

Ö Упражнение «Передай по кругу». Достичь взаимопонимания, сплоченности. Ход игры: дети идут по кругу, передают (пантомимикой) горячую картошку, ледышку, бабочку.

Ö Игра «День рождения»: для сплочения группы детям дается возможность высказать обиды, снять разочарование.

Ход игры: Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику

 

Ö Игра «Путаница»: игра поддерживает групповое единство. Ход игры. Выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, так же, не разнимая рук у детей.

 

Ö Игра «Чунга-чанга». Коррекция эмоциональной сферы ребенка, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое. Ход игры: Путешественник (взрослый) пристал на своем корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова – маленькие чернокожие дети. На них пестрые юбочки, на шее – бусы, а в волосах – перья. Они весело пританцовывают под музыку В. Шаинского «Чунга-чанга» вокруг путешественника, припевая. Путешественник решил навсегда остаться на этом острове.

Ö Спортивные игры «Расставить посты». Дети маршируют друг за другом под «Марш» Ф.Шуберта. Впереди идет командир. Когда командир хлопнет в ладоши, ребенок, идущий последним, должен немедленно остановиться. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т.д.). «Дракон кусает свой хвост». Играющие стоят друг за другом, держа за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Пока звучит музыка Д.Нуриева «Восточный танец», первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок. «Белые медведи». Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки – это белые медведи. Со словами: «Медведи идут на охоту» они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих. Когда переловят всех, игра кончается.

Ö «Необычная сокровищница» Инструкция для детей. Посмотри на рисунок трех сундуков разного размера. Это сокровищница. Но в этих сундуках хранится не золото и не драгоценные камни. Сюда ты можешь положить то, что тебе особенно дорого в жизни. Это могут быть разные вещи: хорошее настроение, здоровье бабушки, дружба с каким-то мальчиком или девочкой, новый велосипед, мамина любовь, возможность смотреть мультики, радость видеть довольных тобой родителей или что-то еще. Запиши все, что для тебя дорого, на отдельных карточках. Распредели эти карточки по сундукам. Самый большой - для самого дорогого. Сундуки размером поменьше - для менее дорогих вещей. Это задание направлено на выяснение ценностных ориентаций детей. В момент распределения дорогих для ребенка вещей по сундукам не надо оказывать на него давления. После выполнения задания обязательно обсудите, почему именно это является особенно дорогим. Не надо стыдить ребенка, если проведенное им ранжирование ценностей не устраивает вас (например, любимая игрушка кажется ему дороже, чем бабушкино здоровье). Пусть это станет поводом для размышлений и – в дальнейшем – для тактичной беседы с детьми о наиболее важных ценностях в жизни.

 

Ö «Мне не достает…» Инструкция для детей. Есть ли у тебя качества, которые можно было бы назвать недостатками? Но если есть недостатки, значит, тебе чего-то не достает? Подумай и скажи, каких качеств у тебя пока нет, но ты хотел бы их иметь. А кто из сказочных героев ими обладает? Нарисуй. Если ты хочешь, чтобы у тебя эти качества появились, чаще играй именно в этого героя. Попробуй двигаться так, как двигался бы он, говорить, как он и, разумеется, так же поступать.

Ö «Качества сказочных героев». Инструкция для детей. Подумайте, какими чертами характера обладают изображенные здесь сказочные персонажи. Подпишите под каждым из них эти качества. Предлагается такой перечень черт характера: находчивость, смелость, коварство, простодушие, хитрость, злобность, упрямство, веселость, беспечность, подозрительность. (Рисунки сказочных персонажей: Кот в сапогах, Буратино, Баба-Яга, Карлсон, Кощей Бессмертный, Злобный Царь и пр.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: