Занятие «Декоративное решение живописи в различных стилистических направлениях»




Задание на изучение живописных приемов различных стилей в истории мирового искусства направлено на расширение знаний ученика художественной школы в процессе практического изучения дисциплины «живопись». В курсе изучения декоративной стилизации учебных постановок, ученики уже освоили основные общие приемы создания декоративной композиции. В следующем задании процесс создания декоративной композиции опирается на знакомство с творчеством наиболее ярких представителей течений постмодернизма. В тот переломный период истории были предприняты попытки разработать для нового общества новый язык искусства. По различным источникам мы можем ознакомиться с философскими обоснованиями черт нового искусства. Художники начала ХХ века (Ж-П.Сёра, В.Кандинский, К. Малевич, Ж.Брак, Д.Северини) оставили нам яркое изобразительное искусство, на основании которого мы можем сегодня вычленить типичные черты каждого из направлений. Ученику предлагается изучить стилистику живописи художников постмодернизма: течений «пуантилизм (неоимпрессионизм)», «кубизм», «абстракционизм», «футуризм», как наиболее ярких и, в свое время, философски и логически обоснованных направлений. На основе одного натюрморта ученик должен представить четыре варианта декоративного решения в различных стилистических направлениях живописи.

ЭТАПЫРАБОТЫНАД ЗАДАНИЕМ

Декоративная живопись создается на основе натуры академической

постановки из бытовых предметов.

Каждая работа ведется на формате А3. Поскольку вам придется

создать четыре работы за одно, или два занятия, можно взять большой

лист и разметить его на 4 работы формата А3. Или выполнять работы

отдельно на 4 листах, а в конце работы соединить их в одну через общее

паспарту.

Первая часть работы предполагает изучение особенностей течений

живописи. Перед началом создания будущей декоративной работы

производится анализ избранных направлений живописи заранее.

Анализируются характерные черты стиля мастеров данного направления,

выразительность и динамика тональных и цветовых пятен,

рассматриваются принципы геометризма или пластичности основных

форм, основные характерные приемы создания композиции и письма,

цветовой строй, чтобы в дальнейшей работе сохранить ощущение от

изучаемого направления живописи.

Импрессионизм получил недолгое продолжение в виде течения,

называемого неоимпрессионизмом (приставка "нео" значит "новый"). Его

основоположником и главным представителем был Жорж Сёра. Его

последователи – Поль Синьяк, Анри Эдмон Кросс, Камиль Писарро,

Винсент ван Гог. Неоимпрессионисты изучали, пользуясь новейшими

достижениями науки, как человеческий глаз воспринимает цвет, и в

соответствии с этим разработали свою технику письма. В целом она

сводилась к следующему: оптическая (зрительная) смесь тонов спектра на

полотне позволяет достичь большей чистоты и интенсивности цвета и

света, чем смешение красок на палитре. Положенные рядом тона

оказывают друг на друга воздействие, в соответствии с законом контраста,

дополнительных цветов спектра (образующих при смешении белый цвет).

Новый метод требовал разделения ("дивизионизма") чистых тонов

спектра и "точечной" ("пуантилистической") манеры письма - отсюда

такие названия течения, как дивизионизм и пуантилизм. С помощью

данной техники воссоздавалось все богатство красочных оттенков

окружающего мира, передавался локальный цвет предметов и эффекты

освещения, контрасты дополнительных тонов и мягкие градации в

пределах одного тона. Дивизионизм предполагал не только чистое

цветовое, но и более обобщенное, чем прежде, видение мира.

Художники-неоимпрессионисты наносили на холст чистые краски,

располагая их по всей поверхности картины пятнышками одинаковой

величины. В выборе цвета художник также был не вполне свободен,

например, тени следовало наносить цветом, дополнительным к цвету

освещенных частей (такими парами дополнительных цветов являются

 

красный - зеленый, синий - оранжевый, желтый - лиловый). Таким

образом, картина производила впечатление яркой мозаики и лишь отчасти

напоминала увиденное в природе.

Кубизм – авангардистское направление в изобразительном

искусстве, зародившееся в начале XX века и характеризующееся

использованием подчеркнуто условных форм геометричной формы,

стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические

примитивы.

I стадия: сезанновский кубизм (1907 - 1909) – выделение

геометрических форм фигур и предметов, отделение формы от

пространства/плоскости.

II стадия: аналитический кубизм (1909-1912) – дробление форм на

грани и срезы, построение композиции при помощи коллажа из

пересекающихся срезов и плоскостей, стирание граней между формой и

пространством, визуальное взаимодействие формы и пространства.

III стадия: синтетический кубизм 1913 – 1914) – с помощью

геометрических форм и их фрагментов конструируются новые объекты,

которые обладают реальностью сами по себе, а не являются изображением

видимого мира. Коллажи создаются, в том числе, с помощью аппликаций,

которые наиболее часто представляют собой фрагменты газетного листа,

вклеенного в композицию.

Таким образом, кубисты разложили предмет на геометрические

элементы и отделили его от пространства, форму предметов показали в

срезах, изгибах, под разными углами зрения, в бессистемных репликациях

и других видоизменениях.

Начавшись во Франции, кубизм стал популярен в разных странах

мира, в том числе, и в России. К наиболее выдающимся (виднейшим)

представителям кубизма в живописи относят Пабло Пикассо, Жоржа

Брака, Фернана Леже, Хуана Гриса.

Абстракционизм (от латинского abstractus – удаленный,

отвлеченный) весьма широкое направление в искусстве XX столетия,

возникшее в начале 1910-х в нескольких странах Европы. Для

абстракционизма характерно использование исключительно формальных

элементов для отображения реальности, где имитация или точное

отображение действительности не было самоцелью.

Основоположники абстракционизма — русские художники Василий

Кандинский и Казимир Малевич, голландец Пит Мондриан, француз Робер

Делоне и чех Франтишек Купка. В основе их метода рисования лежало

стремление к «гармонизации», создание определённых цветовых

сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя

разнообразные ассоциации.

В абстракционизме можно выделить два четких направления:

геометрическая абстракция, основанная преимущественно на четко

очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриан), и лирическая

абстракция, в которой композиция организуется из свободно текущих

форм (Кандинский). Также в абстракционизме есть еще несколько

крупных самостоятельных течений.

Футуризм – (от лат. futurum — будущее) общее название

художественных авангардистских движений начала ХХ века в поэзии и

живописи, главным образом в Италии и России. Футуристов интересовало

не столько содержание, сколько форма. Основную задачу нового искусства

футуристы видели в отказе от всех традиций, в разрыве с идеологией и

этическими взглядами, выраженными в творчестве всех

предшественников.

В отличие от представителей других авангардистских течений,

испытывавших ужас перед надвигающейся индустриальной эрой,

футуристы принимали будущее с экзальтированным оптимизмом,

абсолютизировали внешние признаки технической цивилизации в качестве

новых ценностей, знаменующих модель грядущего мироустройства.

Футуристы, упоенные новейшими достижениями техники,

стремились вырезать традиционную культуру ножом техницизма,

урбанизма и новой науки.

Автомобилю, поезду, электричеству, вокзалу футуристы посвящают

свои поэмы и картины. Главные художественные принципы — скорость,

движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать

достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны

энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и

пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы,

зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём

наложения последовательных фаз на одно изображение.

Они стремятся активизировать зрителя, как бы поместить его в центр

своих работ и их динамизм перенести в психику зрителя. Знакомство с

достижениями физики и психологии приводит футуристов к стремлению

изображать не сами предметы, а образующие их энергетические,

магнитные, психические поля. Зритель, помещенный в центр такой

картины, по мнению футуристов, именно ее силовыми линиями

вовлекается в активное участие в изображенном событии.

Вторая часть работы предполагает графическую и цвето-тональную

проработку будущей композиции в приемах течения «пуантилизм».

Набросайте карандашом положение предметов в постановке и сразу

начинайте работать маленькой кистью.

Задание не предполагает длительной работы над выполнением

постановки. Поэтому в эскизе нужно отразить свое первое впечатление от

постановки, совмещенное с характером работ мастера в стиле.

Представьте, как бы написал эту постановку, например, Поль Синьяк или

Анри Кросс. Избирая только чистые цвета для оптического получения

цвета предмета, работая раздельным мазком, передайте реальную картину

постановки.

Из всех четырех эскизов работа в стиле неоимпрессионизма будет

наиболее реально представлять исходную постановку. В ней должна быть

передана глубинность и объемы форм.

Третья часть работы изучает и практически осваивает течение

«кубизм». Предметы и плоскости цвета исходной постановки натюрморта

принимают плоскую форму геометризованных пятен цвета,

организованных в ритмической композиционной взаимосвязи. Эта

композиция напоминает одно из предыдущих заданий на декоративное

видение натюрморта из предметов быта. Различие состоит в применении

приемов мастеров кубизма, взятых при анализе художественного течения.

В работе разрешается применять различные фактуры, вплоть до

применения аппликации.

Четвертая часть работы посвящена течению абстракционизм. В

этой работе вы должны максимально абстрагироваться от реальных форм

предметов постановки. При этом, постарайтесь передать цветовой строй,

внутреннюю динамику и ассоциативное впечатление от созерцания

натюрморта. Декоративная композиция должна быть плоскостной. В ней

также приветствуется применение фактур, различных графических

приемов, цветовых эффектов.

Пятая часть работы посвящена художественному течению

«футуризм». В этой работе нужно представить предметы постановки в

виде иных объектов. Желательно, для соответствия стилю, представить

предметы постановки в виде технических объектов — кранов, заводов,

домов, эстакад или транспорта, сохранив колористический строй исходной

постановки. В футуризме применяется прием ритмического повтора,

сдвига изображения, передающего эффект движения. Некоторые работы в

стиле «футуризм» очень орнаментальны и плоскостны, другие имеют

некоторую глубинность, и объемность форм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: