Основные разделы ФГОС ДО.




 

Прежде, чем мы начнем рассмотрение стандарта, необходимо понять, для чего он создан и какие цели преследует. Каким образом стандарт влияет на развитие детей и активизирует новое поколение интеллектуально развитых детей.

Основные принципы ФГОС ДО:

- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение

- (амплификация) детского развития;

- Индивидуализация дошкольного образования;

- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка

- полноценным участником образовательных отношений;

- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- Сотрудничество с семьей;

- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

- общества и государства;

- Формирование познавательных интересов и познавательных действий

- ребенка в различных видах деятельности;

- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,

- требований, методов, возрасту и особенностям развития;

- Учет этнокультурной ситуации развития ребенка.

Основные цели ФГОС ДО:

- повышение социального статуса дошкольного образования;

- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Основные задачи, решаемые при введении ФГОС ДО:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей\. С т.ч. их эмоционального благополучия;

- обеспечения равных возможностей для\ полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от метса жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в т.ч. ограниченных возможностей здоровья);

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; ….. (см. ФГОС ДО) и др.

Таким образом, стандарт затрагивает все сферы развития детей дошкольного возраста.

 

Основное содержание ФГОС ДО:

- Раздел 1. Общие положения. Законодательная основа, основные принципы, цели и задачи.

- Раздел 2. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. Содержание и организация образовательной деятельности, направленность программы, требования к разработке программы, основное содержание программы по каждому аспекту развития.

- Раздел 3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

- Раздел 4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Целевые ориентиры ДО, социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. -- Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

-- Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

 

Общие положения ФГОС мы рассмотрели на предыдущем занятии. Что касается раздела 2, это объемный и разносторонний материал. Рассмотрим подробнее.

Основная образовательная программа (ООП) должна охватывать 5 образовательных областей (см. слайд 11).

Образовательные области, охватываемые программой:

- социально-коммуникативное развитие

- познавательное развитие

- речевое развитие

- художественно-эстетическое развитие

- физическое развитие.

Для каждого времени пребывания ребенка в ДОУ разрабатывается своя программа: для кратковременного пребывания, полного и продленного дня, круглосуточного пребывания, разновозрастных групп. Максимальная образовательная нагрузка с учетом этих факторов не может превышать 14 часов (для круглосуточного пребывания).

Также необходимо учитывать и возрастные характеристики детей. Для каждой возрастной группы сформированы требования (сла д 12)

Младенческий возраст (2 мес. – 1 г.):

· непосредственное эмоциональное общение с взрослым,

· манипулирование с предметами;

· познавательно-исследовательские действия,

· восприятие музыки, детских песен и стихов,

· двигательная активность,

· тактильно-двигательные игры.

Ранний возраст (1 г. – 3 г.):

· предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

· экспериментирование с материалами и веществами,

· общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,

· самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями,

· восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок,

· двигательная активность.

Дошкольный возраст (3 г. – 8 л.):

· игровая,

· коммуникативная,

· познавательно-исследовательская,

· восприятие художественной литературы и фольклора,

· самообслуживание и элементарный бытовой труд,

· изобразительная,

· музыкальная,

· двигательная активность ребенка.

Дошкольный возраст делится на 4 периода, в соответствии с группами (младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе).

Далее в рассмотрении структуры Программы надо указать на процентное соотношение Обязательной части (можно сказать Федеральный компонент), предусмотренной Стандартом и Примерной Основной Образовательной Программой – 60% и частью Программы, формируемой в ДОУ (Компонент ДОУ) – 40 %. Компонент ДОУ, это обязательный учет специфики деятельности организации, национальный и социокультурный слой, собственные методики и формы работы с детьми, наличие дополнительных образовательных программ, реализуемых в ДОУ (языки, искусство, скорочтение, ментальная арифметика, программы Монтессори, спортивные игры, и др.), называемые парциальными программами.

Содержание Программы должно учитывать все стороны развития ребенка: в другими детьми, со средой, со взрослыми и т.д., поэтому методики для формирования различных программ сегодня широко развиты.

Организация может использовать в работе не только 1 программу, для возрастных, интеллектуальных и других видов развития могут использоваться различные программы, главное, чтобы они были четко сформулированы по целям и методам/способам реализации, были установлены конечные ориентиры развития, и главное, чтобы эти программы были прозрачны, т.е. размещены на сайте, разъяснены родителям.

Программа состоит из 3 разделов:

- Целевой

- Содержательный

- Организационный.

Каждый раздел имеет свою внутреннюю структуру. Отдельным пунктом учитывается и коррекционная работа /инклюзивное образование, если такие программы реализуются образовательной организацией.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Программы расатривает цели и задачи Программы, принципы и подходы к формированию Программы, значимые характеристики, планируемые результаты освоения Программы, т.е. охватывает все виды деятельности по реализации Программы в целостном формате, с логической последовательностью развития и выводов.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Программы рассматривает следующие аспекты: (слайд 18)

- Описание образовательной деятельности по 5 образовательным областям развития

- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

- Описание методов и средств по коррекционной работе

- Особенности разных видов и культурных практик, применяемых в ДОУ

- Способы и направления поддержки детской инициативы

- Взаимодействие пед.коллектива с семьями

- Иные характеристики, существенные с точки зрения составителей Программы.

Эти аспекты должны быть подробно описаны в Программе ДОУ. Здесь используются все вариации, методики, способы работы с детьми, взаимодействие педагогического коллектива с родителями и семьей, применяемые культурные практики и дополнительные программы образования. Необходимо создать условия для мотивации детей к исследовательской, творческой работе, формированию взаимоотношений детей в социуме, формирование начатков знаний и желание учиться, что будет остро необходимо в начальной и средней школе.

Особенно необходимо заметить, что при формировании содержательного раздела надо учесть и изменения внешней среды (новые методики, технологии и другие факторы), а также возможности педагогических работников. Не всегда есть возможность развивать ту или иную программу, даже если она хороша силами тех сотрудников, которые работают в данный момент. Необходимо постоянное повышение квалификации и освоение новых образовательных практик для реализации более современных, актуальных программ и направлений деятельности.

При формировании каждого из 3-х разделов Программы необходимо учитывать компонент ДОУ, те виды деятельности, которые разрабатываются непосредственно в самом образовательном учреждении. (слай д 19)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Программы учитывает:

- Материально-техническое обеспечение Программы

- Обеспечение средствами обучения и воспитания

- Особенности организации предметно-пространственной среды.

Все эти виды обеспечения работают на развитие ребенка во всех сферах деятельности. Если имеется недостаток обеспечения по этим направлениям, то уровень реализации Программы не будет соответствовать заявленным требованиям Стандарта. Поэтому при составлении Программы необходимо тщательно составить перечень необходимого оборудования помещений, пространственной среды, включая прилегающую территорию, средств и инвентаря различного вида и уровня сложности. Чтобы иметь возможность установить необходимый объем финансирования, в Программе должны быть указаны все необходимые средства обучения, требования к оборудованию помещений в зависимости от возраста и уровня развития детей.

Следующий, 3 раздел ФГОС ДО: Требования к условиям реализации ООП ДО, включает такие требования как

- Требования к кадровому составу

- Требования к материально-техническому обеспечению

- Требования к финансированию

- Требования к предметно-развивающей среде

- Требования к доступной среде для детей с ОВЗ.

Требования к кадровому составу мы частично рассмотрели на 1 занятии, это квалификационные требования в соответствии с Профстандартами и Квалификационным справочником должностей…

Материально-техническое обеспечение, как уже сказано выше должно быть тщательно продуманным и отвечать также условиям полифункциональности, вариативности и безопасности инвентаря, средств обучения и оборудования помещений.

В связи с последними событиями, произошедшими в г. Кемерово 25.03.2018, необходимо отметить, что отделка помещений, инвентарь и обучающее/игровое оборудование ОБЯЗАТЕЛЬНО должны соответствовать всем требованиям пожарной и других видов безопасности!!! Руководствуясь этими данными, а также используя указы Президента, приказы соответствующих ведомств, можно попробовать включить в финансирование не следующий период безопасных средств и инвентаря, если действующие на данный момент не соответствуют установленным требованиям. Проверки будут по всем параметрам.

Также в 3 разделе есть подраздел, посвященный педагогической и психологической оценке (диагностике) развития и состояния ребенка. Отметим, что психологическая диагностика проводится только с согласия родителей. Необходимость мониторинга необходима для проведения корректирующих действий педагогического коллектива в целях индивидуалиации образования, учета индивидуальных характеристик детей и группы в целом.

По итогам проведения мониторинга воспитателям предоставляется аналитическая записка с рекомендациями по развитию как индивидуальных способностей детей и корректировке реализации Программы в конкретной группе.

Раздел «Требования к предметно-развивающей среде»:

- учет возрастных особенностей детей;

- учет национальных, климатических и др. условий развития;

- особенности реализации образовательных программ (основных, парциальных);

- реализация коррекционных программ или инклюзивного образования.

Развитие ПРС тесно связано с материально-техническим обеспечением реализации Программы, а также с методически обеспечением образовательных программ.

Раздел «Требования к финансовому обеспечению» рассматривает все варианты финансирования Программ, разделов и частей. Смета составляется на кадровый состав (в соответствии со штатным расписанием), на содержание и ремонт помещений, на реконструкцию и замену оборудования (как технического оснащения, так и пространственной среды), на реализацию всех видов образовательных программ(инвентарь, оборудование, расходные материалы, методические материалы, ведение научной-исследовательской работы и т.д.).

Включение какой-либо статьи расходов необходимо обосновать, т.е. подкрепить или нормативными актами (соответствие требованиям СанПиН, пожарной безопасности и т.д), требованиями ФГОС ДО и реализуемыми ДОУ образовательными программами (наличие необходимого инвентаря, средств творчества, искусства, спортивного снаряжения и т.д., указанного в разделе программы ДОУ «Материально-техническое обеспечение программы»). Если нет фактического обоснования, данная статья расходов не будет включена в общую смету Комитета по образованию и соответственно, ДОУ не получит средств на развитие Программ и территории.

 

Раздел 4 ФГОС ДО. Требования к РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ооп до:

- формирование целевых ориентиров ДО по каждой возрастной группе,

- независимость целевых ориентиров от форм реализации программы, т.е. оценка развития ребенка не проводится, рассматриваются только общие сформированные навыки для каждой возрастной группы;

- целевые ориентиры являются основанием преемственности дошкольного и начального общего образования. Программы Начального образования формируются на основе сформированных навыков, полученных ребенком в ДОУ и развивают его способности далее.

- целевые ориентиры не работают на решение управленческих задач, т.е.не могут использоваться для оценки педагогического состава, качества образования в целом и развития ребенка в индивидуальном плане.

 


Занятие 3. 4 часа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: