В чем же секрет его популярности?




Проектно-исследовательская деятельность, как средство развития творческого потенциала обучающихся.

 

Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и я пойму.

 

В настоящее время проблема творческого развития и саморазвития личности приобрела особую актуальность. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектно-исследовательская творческая деятельность.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он был разработан и предложен в 1920 году американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности и получая в итоге реальный результат.

В России в 1905 году С.Т.Шацкий пытался активно использовать проектные методы в практике образования. В настоящее время метод проектов снова востребован и популярен. Его относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

В чем же секрет его популярности?

Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему - все это лежит в основе проектной деятельности. Данная технология может быть использована, в первую очередь, для повышения качества обучения.

Проектное обучение создает атмосферу творчества. В идее проектной методики привлекает то, что учащиеся сами участвуют в первоначальном выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов, в расписании работы над проектом и в выборе «конечного продукта». Проектная работа предоставляет учащимся возможность использование известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает расширение активности учащихся. Она развивает способность определять ресурсы, использовать рациональные способы учебной и другой деятельности, а также дает возможность исследовательских методов в обучении. Кроме того, позволяет привлекать учеников с разными учебными способностями, придает им уверенность, положительно влияет на их отношение к изучаемому предмету в целом, развивает их интерес. Проектная деятельность является интересной, привлекательной, но вместе с тем и сложной для учащихся. Она способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучить задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.

Особенностью исследовательской проектной деятельности является то, что первоначально, в процессе учебной работы перед учащимися ставится проблема, решая которую они приобретают новые знания или умения. Выбор самой проблемы и ее сложность соответствует возрастным особенностями учеников и их интересам.

В организации проектной деятельности очень важен первый этап- выбор будущей работы. Этот этап требует педагогического сопровождения, так как детей нужно ненавязчиво подвести к теме, которая будет им интересна и полезна, позволит обеспечить творческую деятельность. При этом на первый план выступает мотивация, в которой очень важен интерес ребенка.

Проектный метод ориентирован на самостоятельнуюдеятельность учащихся парную, групповую или индивидуальную.

Организация работы над проектом включает выбор темы, определение состава участников, планирование работы, сбор и анализ информации, постановку целей и задач, разработку этапов, определение вида проекта и способа его защиты.

Прежде чем приступать к проектам, учитель должен многому научить детей. Исследователь должен не только уметь наблюдать, но и четко фиксировать свои наблюдения, формировать выводы и проверять их в повседневной жизни.

Так как выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных и внеурочных занятий, то важно к этой деятельности привлекать родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, а вот помощь советом, в поиске информации, проявление заинтересованности – важные факторы поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников.

Очень важно следить за процессом осмысления, приобретения и применения учащимися знаний, необходимых в том или ином проекте. Совместно с учителем ученик корректирует недостатки, дополняет содержание.

Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация проекта, ведь самое главное в обучении - ощущение гордости за полученный результат, победа над робостью, артистичность, преодоление желания бросить начатый проект, способность довести дело до конечного результата.

Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся, создает обстановку общей увлеченности и творчества. Каждый выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а, значит, становится более самостоятельным и ответственным. Проектный метод – это путь, на котором обучающиеся сами создают действительность. Они сами формируют и развивают обучающую ситуацию. Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы. Они обретают самостоятельность, работая не под присмотром учителя. Они сознательно выбирают и применяют различные методы обучения. Они принимают на себя ответственность за свое обучение.

Использование проектного метода возможно в любой области и при преподавании любого предмета. Он, наряду с другими интерактивными методами, помогает отойти от традиционного фронтального урока и открывает перспективы для формирования многих важных навыков.

самостоятельно конструировать свои знания;

ориентироваться в информационном пространстве;

планировать свою деятельность;

приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач;

способствует практической реализации деятельности ребёнка;

развивает его индивидуальные интересы.

Выступая в качестве итога деятельности по предмету, она развивает у обучающихся фантазию, коммуникабельность, речь, память, повышает интерес к предмету, делая его актуальным для развития ребенка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: