Проверка домашнего задания




Тема: Ионная связь. Металлическая связь.

Класс: 11

Цель: сформировать представление у учащихся по изучению ионной и металлической связей.

Задачи:

Образовательные

· формировать представление об ионных и металлических типах химической связи;

· изучить особенности строения ионных и металлических кристаллах.

Развивающие

· продолжить развитие представлений о влиянии строения вещества на его свойства на примере веществ с ионной и металлической связь;

· совершенствовать умения определять типы химической связи в веществах.

Воспитывающие

· формирование научной картины мира на основе разных типов химических связей, и многообразия химических веществ.

Тип урока: формирование новых знаний

Методы обучения: словесный (рассказ, беседа), наглядный.

Средства обучения: Химия: учеб. для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / И.Е. Шиманович и др.; под ред. И.Е. Шимановича. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2013.− 296с., периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

План урока:

 

1. Организационный момент;

2. Проверка домашнего задания;

3. Актуализация знаний;

4. Новый материал;

5. Физкультминутка;

6. Этап закрепления знаний;

7. Рефлексия;

8. Домашнее задание;

9. Литература.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие. Проверка отсутствующих.

Проверка домашнего задания

Проверочная робота по теме «Ковалентная связь». Работа выполняется 20 минут.

1 вариант 1.Сколько электронных пар осуществляют химическую связь в молекуле азота: а) 6; б) 3; в) 4; г) 2?   2. В молекулах, каких из перечисленных веществ все ковалентные связи относятся к σ-типу: H2O, CH4, N2, CO2, H2   3. Приведите по пять примеров молекул, в которых атомы связаны между собой ковалентной неполярной и ковалентной полярной связями.   4. Какие из приведённых утверждений неверны: а) ковалентная связь между двумя атомами одного химического элемента является неполярной; б) ковалентная связь между атомами разных химических элементов в большинстве случаев является полярной; в) двухатомная молекула с полярной связью обладает дипольным моментом, т.е. является диполем; г) для образования полярной связи необходимо образование трех общих электронных пар; д) общая электронная пара смещается к более электроотрицательному атому?   5. Приведете электронную формулу и электронно-графическую схему атома азота. Какое число и какие химические связи может образовать атом азота с атомами водорода? Запишите структурную формулу соединения азота с водородом. Какое число связующих и неподеленных электронных пар имеется в этой молекуле?    
2 вариант 1. Число электронных слоев и число электронов на внешнем электронном слое атомов марганца соответственно равны: 1) 4 и 7; 2) 4 и 2; 3) 7 и 4; 4) 4 и 5.     2.В молекулах, каких из указанных веществ ковалентные связи являются полярными, а каких – неполярными: H2O, HCI, CI2, CH4, N2, H2, CO2, HF?   3. Какое число связующих и какое число неподелённых электронных пар имеется в следующих молекулах: азота, воды, серной кислоты, хлороводорода?   4. Какие из приведённых утверждений неверны: а) сигма-связь может быть образована перекрыванием s- и р-орбиталей; б) пи-связь может образовываться при перекрывании s- и р-орбиталей; в) между двумя атомами в молекуле могут образовываться две сигма-связи; г) два атома в молекуле могут быть связаны только двумя π-связями; д) тройная связь в молекуле может состоять из трех σ-связей?   5.Приведите электронную формулу и электронно-графическую схему атома углерода в невозбужденном состоянии и возбужденном состояниях. Какое число и какие химические связи может образовывать атом углерода в возбуждённом состоянии с атомами водорода? Приведите структурные формулы двух соединений углерода с водородом.

 

Ответы:

1вариант

1.б

2. H2O, CH4, H2.

3. Неполярная ковалентная связь: CI2, O2, N2, H2, I2.

Полярная ковалентная связь: HF, HCI, HI, C-H, C-O.

4. а, г.

5. - электронная формула азота

- электронно-графическая формула азота

3 связующие электронные пары, 1 неподеленная электронная пара.

2 вариант

1.1

2. Неполярная ковалентная связь: CI2, N2, H2.

Полярная ковалентная связь: H2O, HCI, CH4, CO2, HF.

3. N2 – 3 связующих электронные пары, 2 неподеленные электронные пары.

H2O – 2 связующие электронные пары, 2 неподеленные электронные пары.

H2SO4 − 8 связующих электронные пар, 10 неподеленных электронных пар

HCI – 1 связующая электронная пара, 3 неподеленных электронных пар.

4. б, г, д.

5. 6С - электронная формула углерода

- электронно-графическая формула углерода.

В возбужденном состоянии образуется 4 химические связи.

Актуализация знаний

Учитель: Что мы изучаем с вами в течение нескольких уроков?

Ученики: Химическую связь.

Учитель: Что мы знаем о химической связи? Ученики: Типы химических связей, их механизмы образования. Учитель: Какой тип химической связи мы изучили? Ученики: Ковалентную: неполярную и полярную. Учитель: Какую химическую связь называют ковалентной?

Ученики: Ковалентная связь — химическая связь, образованная перекрытием (обобществлением) пары валентных электронных облаков.

Учитель: На доске даны формулы веществ, распределите их по типам связи.

Формулы веществ: NaCl, O2, HCl, Na, K2, H2S, Mg, H2, Al. У каких веществ вы затруднились определить тип химической связи? Что это за вещества, определите по периодической системе? А если образуется простое вещество металл? Какой вид связи может быть в этих веществах?

Ученик: Металлическая и ионная связи

Составление кластера

Химическая связь

Типы химической связи

↙ ↓ ↘

Металлическая Ионная Ковалентная

↙ ↘

Неполярная Полярная

Новый материал

Учитель: Рассмотрим ионную связь. Ионная связь образуется как правила между атомами типичных металлов и типичных неметаллов. Характерное свойство металлов – отдавать электроны, а типичные не металлы способны их присоединять.

Рассмотрим возникновение ионной связи на примере NaCI.

Ионная связь возникает не только между простыми катионами и простыми анионами, и между простыми катионами и сложными анионами.

Ионы противоположного знака образуют ионные кристаллы. Кристаллы ионных соединений состоят из катионов и анионов, которые располагаются определенном образом в пространстве благодаря равновесию, притяжению и отталкиванию.

 

Металлическая связь

Металлы обычно существуют не в виде изолированных атомов, а в форме куска, слитка или металлического изделия. Давайте выясним, что удерживает атомы металла в едином объеме.

Атомы большинства металлов на внешнем уровне содержат небольшое число электронов – 1,2,3. Эти электроны легко отрываются, и атомы металлов превращаются в ионы.

Ме0 – n ē ⇆ Men+

 

Оторвавшиеся электроны перемещаются от одного иона к другому, связывая их в единое целое. Разобраться, какой электрон принадлежит, какому атому − невозможно. Поэтому все оторвавшиеся электроны становятся общими.

Электроны могут соединяться с катионами, тогда временно образуются атомы, от которых снова отрываются электроны. Этот процесс происходит бесконечно. Таким образом, в объеме металла атомы непрерывно превращаются в ионы и наоборот.

Оторвавшиеся электроны при сближении атомов свободно движутся от одного иона к другому. При этом небольшое число общих электронов связывает большое число атомов и ионов металла. Т. к. число электронов в металле равно общему заряду положительных ионов, то в целом металл остается электронейтральным.

Связь в металлах между атомами и ионами, образованная за счет обобществления электронов, называется металлической.

Теперь давайте подумаем, на какой вид связи похожа металлическая связь?

Ученик: На ионную связь. Происходит образование катионов, ē связывают ионы Ме за счет электростатического притяжения.

На ковалентную связь. Основана на обобществлении ē. Только при ковалентной связи объединяются электроны только соседних атомов, а при металлической электроны принадлежат всем атомам.

 

Учитель: Металлическая связь характерна как для чистых металлов, так и для смесей различных металлов – сплавов, находящихся в твердом и жидком состоянии.

Металлической связью обусловлены основные свойства металлов:

- электропроводность

Электроны движутся в объеме металла беспорядочно. Но даже небольшой разности потенциалов достаточно, чтобы электроны начали двигаться упорядоченно. Лучшими проводниками тока являются Ag, Cu, Au, Al.

- пластичность

Электроны смягчают перемещение ионов под внешним воздействием. Самыми пластичными являются Au, Ag, Cu.

- металлический блеск

Свет поглощается металлом, и электроны начинают испускать свои волны излучения. Лучше других отражают свет Ag, Cu, Al, Pd, Hg.

 

Физкультминутка

Учитель:

1. И.п. - стоя. 1 - отвести согнутые руки назад, соединить лопатки -вдох, 2 - руки вперед, как бы обнять себя - выдох. Повторить 8-10 раз.

2. И.п. - стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1-2 сек., затем открыть глаза. Повторить 8-10 раз.

3. И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и в другую сторону. Повторить 6-8 раз каждой рукой.

4. И.п. - стоя. Круговые движения глазами в одну и в другую сторону. Повторить 10-15 раз в каждую сторону.

5. И.п. - стоя, ноги врозь. 1-3 - наклоны туловища в сторону и возврат в и.п. повторить по 4-6 раз в каждую сторону.

6. И.п. - стоя, указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см. смотреть на палец в течение 4-6 сек, затем закрыть ладонью левой руки глаз на 4-6 сек. Смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

 

Закрепление знаний

Учитель: Выберите формулы веществ

а) с ковалентной полярной связью: Cl2, KCl, NH3, O2, MgO, CCl4, SO2;

б) с ионной связью: HCl, KBr, P4, H2S, Na2O, CO2, CaS.

Ученик:

а) KCl, NH3, CCl4, SO2;

б) KBr, Na2O, CaS.

Учитель:

Найдите лишнее:

а) CuCl2, Al, MgS

б) N2, HCl, O2

в) Ca, CO2, Fe

г) MgCl2, NH3, H2

Ученик:

а) Al;

б) HCl;

в) CO2;

г) MgCl2.

 

7. Рефлексия:

«Оцени себя на уроке»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям

 

Урок Я на уроке Итог

1.интересно 1.работал 1.понял материал

2.скучно 2.отдыхал 2.узнал больше, чем знал

3.беразлично 3.помогал другим 3. Не понял

 

Литература

1. Химия: учеб. для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / И.Е. Шиманович и др.; под ред. И.Е. Шимановича. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2013.− 296с;

2. Лахвич Ф. Ф. Химия в таблицах и схемах: пособик для учащихся общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения \ Ф.Ф. Лахвич, О.М Травникова.− Минск: Аверсэв,2009.−160с.− (Школьникам, абитуриентам, учащимся);

3. https://www.myshared.ru/slide/208430/#

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: