Педагогическая мысль в России и Белоруссии в XIX в (А.Н. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов).




Александр Иванович Герцен (1812-1870) - представитель революционно-демократической мысли, который последовательно боролся против антинародной, реакционной правительственной политики в области просвещения, критиковал крепостническую систему воспитания и образования молодого поколения.

Педагогические взгляды Герцена были продолжением его революционно-демократического мировоззрения. Они были изложены в литературных произведениях, в статьях публицистического характера, в переписке с друзьями и своими детьми.

В высказываниях А.И. Герцена ярко отразилось его критическое отношение к получившей в то время большое влияние и распространение на Западе и в России теории изолированного от общественной средь! воспитания «человека вообще", предложенной Руссо. В произведении «Кто виноват?» (1846) Герцен показал, что применение этой теории на практике дает такой результат - человек не подготовлен к жизни и полезной деятельности, не умеет «разбирать связный почерк живых событий».

Герцен сформулировал новые, революционно-демократические идеалы воспитания. Он требовал воспитывать свободную гуманную личность - гражданина, патриота Родины, который будет активно бороться во имя достижения своего идеала за освобождение народа. Особенно большое внимание Герцен уделял идейной направленности воспитания. Он прилагал все усилия к тому, чтобы его дети были воспитаны в духе беззаветной любви к родине, преданности высшим идеалам человечества.

Герцен критиковал школьное образование, а также семейное воспитание и обучение детей дворянства, Семейное воспитание в дворянских семьях он называл школой рабства и тиранства.

Воспитание детей, считал Герцен, нужно начинать с раннего возраста, своевременно и планомерно развивать у них врожденные задатки - «зародыши» («их больше хороших, чем дурных»), формировать из них людей долга, патриотов родины, «воинов народа русского».

Семейное воспитание детей Герцен считал «делом общественным, делом величайшей важности». Родители ответственны перед обществом за воспитание детей.

«Величайшее дело начального воспитания принадлежит матери», - указывал Герцен. Ребенок делает жизнь матери более полной и содержательной. Герцен отмечал, что участие женщины в общественной деятельности будет содействовать усилению ее воспитательной роли, и выступал ревностным защитником разностороннего женского образования.

Велика и ответственна в воспитании детей и роль отца. Герцен раскрывал свой опытом был нежным отцом, заботливым руководителем своих детей; сам выбирал для них воспитателей и учителей, постоянно наблюдал за работой учителей, исправлял допущенные ими ошибки.

Одним из важнейших условий воспитания детей Герцен считал установление в семье дружественных отношений между родителями и детьми, между всеми членами семьи, уважение и привязанность их друг к другу. Дети должны с раннего возраста проявлять заботу друг о друге, членах семьи, о близких людях. Со временем это непременно перерастет в высшие социальные чувства - в деятельную любовь к людям,

Важнейшими задачами семейного воспитания детей Герцен считал развитие у них самостоятельности мышления, сознательного поведения, приучение их к напряженной, но доступной трудовой, умственной и физической деятельности, воспитание дисциплинированности. Он выступал против предоставления детям неограниченной свободы, за воспитание у них настойчивости, воли, умения подчинять свои желания требованиям взрослых, «Без дисциплины нет ни спокойной уверенности, ни повиновения, ни способа оградить здоровье и предупредить опасность».

Умственное воспитание Герцен считал важнейшей составной частью всестороннего развития детей, его следует начинать с раннего возраста и направлять на выработку материалистического мировоззрения. Этому способствует, указывал он, изучение детьми природы, оно наполняет ум детей достоверными знаниями, приучает их логически мыслить, очищает ум от предрассудков и суеверий. В своей работе «Разговор с детьми» (1859) А.И. Герцен с большим педагогическим искусством, живо, ясно, популярно изложил некоторые научные сведения, опровергнул религиозное учение о существовании души отдельно от тела, учил детей спрашивать старших, вырабатывать у себя способность смотреть на окружающие явления с точки зрения «здравого смысла», необходимости борьбы за преобразование общественной среды.

Своими педагогическими высказываниями А.И. Герцен оказал значимое влияние на развитие прогрессивной педагогической мысли в России.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) - общественный деятель, представитель социал-демократического движения. Он выдвигал и обосновывал необходимость отмены крепостного права, демократизации всего общественного быта России. Белинский верил в богатые творческие силы, талант русского народа, в его стремление к свободе, к просвещению.

Педагогические идеи В.Г. Белинского составляют органическую часть его литературного творчества. Впервые он выступил с решительной критикой крепостного права и отсталыми взглядами на воспитание и обучение детей в своей юношеской драме «Дмитрии Калинин» (1830), за которую был исключен из Московского университета.

Стоя на позициях революционного демократизма и гуманизма, Белинский определил цель первоначального воспитания - воспитать в ребенке человечность. «Первоначальное... воспитание, - писал он, - должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком».

Белинский высказывался за всестороннее развитие человека. «Не упускайте из вида, - писал он, - ни одной стороны воспитания, говорите детям и об опрятности, о внешней чистоте, о благородстве и достоинстве манер и обращения с людьми; но выводите необходимость всего этого из общего и из высшего источника - не из условных требовании общественного звания или сословия, но из высокости человеческого звания, не из условных понятий о приличии, но из вечных понятий о достоинстве человеческом».

Белинский диалектически подошел к решению вопроса о значении и сущности процесса воспитания, о взаимоотношении развития ребенка и его воспитания. Он указывал, что каждый ребенок с рождения имеет индивидуальные задатки и наклонности, которые могут развиваться или угасать в зависимости от внешних обстоятельств и воспитания.

Белинский указывал на «великое значение» воспитания в развитии природных задатков и наклонностей детей. Он требовал, чтобы воспитатели изучали законы развития, природные и возрастные особенности детей и согласовывали с ними свои действия.

Белинский наметил следующую возрастную периодизацию детей:

- младенчество - от рождения до 3 лет,

- пора детства - от 3 до 7 лет,

- отрочество - от 7 до 14лет.

Белинский выступал против обезличивания детей и насильственной власти над ними, отстаивал необходимость бережного и любовного отношения к детям со стороны взрослых, уважения в них будущих строителей новой жизни.

Отмечают заслугу Белинского и в том, что он диалектически разрешил проблему единства общечеловеческого и национального, народного элемента в развитии России, в создании ее культуры, науки и просвещения. Он писал: «Народность обыкновенно выпускается... из плана воспитания... Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового; но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления... ». Общее является только в частном: «кто не принадлежит своему отечеству. тот не принадлежит и человечеству».

Белинский обращает внимание на характерные особенности умственного развития детей дошкольного возраста. Детство Белинский считал счастливейшей порой жизни, которая часто вспоминается людям. Чувства и сознание людей в детстве отличаются непосредственностью. Белинский отмечал близость детей к природе. Резвость, живость, шаловливость - характерные черты детей дошкольного возраста и вместе с тем необходимое условие их развития, считал он. Белинский говорил, что воспитание не должно быть скучным однообразным, он выступал против бездеятельности детей, а также против того, чтобы давать малолетним детям книжки, лишь бы занять их и удержать от резвости и шалости.

Он отмечал большую впечатлительность детей дошкольного возраста. Первые впечатления очень сильно воздействуют на юную душу. «Все дальнейшее ее развитие совершается под их непосредственным влиянием». Вот почему родители и воспитатели должны обращать большое внимание на то, что окружает их детей, делать строгий отбор развивающих средств, в частности детских книг - повестей, рассказов. Белинский говорил о необходимости использовать в воспитании народные сказки, которые в художественной, выразительно-образной форме знакомят детей с жизнью животных, людей, с народной мудростью, с моральными представлениями народа.

Белинский отмечал особо важное значение наглядности в обучении детей: «Наглядность, - писал он, - признана теперь всеми единодушно самым необходимым и могущественным помощником при учении. Она состоит в том, чтобы помогать памяти и уму ребенка представлением вида и образа предметов, которые он изучает». В этом отношении значительную роль могут сыграть картины, картинки в учебных книгах и специальные учебные пособия, Высоко ценил воспитательное значение для детей «созерцания действительности», знакомство с разнообразными явлениями окружающей природы и сознательной жизни.

Взгляды В.Г. Белинского на первоначальное семейное воспитание и обучение детей с наибольшей полнотой раскрыты в статье «О детских книгах» (1840) - рецензии на две сказки Гофмана и детские сказки дедушки Иринея (В.Ф. Одоевского), В.Г. Белинский высоко ценил воспитательное значение народных сказок и сказок, написанных классиками художественной литературы. Ценными были его указания 'О языке детских книг. Он требовал простоты, ясности, выразительности и образности изложения.

Общественной задачей родителей, считал Белинский, является нравственное воспитание детей, именно оно служит основной цели - воспитанию будущего человека. Показателем же нравственного или безнравственного поведения является, по его мнению, не то, как человек рассуждает о нравственности, какой системы взглядов он придерживается на словах, а его практические дела, направленные на благо народа, на борьбу за его освобождение. Он дал много советов о том, как у детей сформировать хорошие привычки нравственного поведения, в частности привычки к постоянному систематическому труду.

Большое значение в первоначальном семейном воспитании, говорил Белинский, имеет доверие, дружба, ласковое отношение родителей к детям: «Родители одною ласкою могут делать из своих детей все, что им угодно. им ничего не стоит приучить их с малолетства к выполнению долга, к постоянному систематическому труду в определенные часы каждого дня важная сторона в воспитании, от упущения ее много губится в человеке". В семейном воспитании Белинский отводил большую роль матери, которая с рождением ребенка проявляет «нежнейшее попечение и неусыпные заботы» о его здоровье, о правильном развитии и является «другом юности, возмужалости и старости».

Белинский считал, что родители должны стремиться удалять детей от всяких дурных примеров и приучать их к проявлению хороших чувств, поступков не столько наставлениями, сколько с помощью хороших примеров, огромную воспитательную роль может сыграть изучение детьми биографий замечательных людей.

Для нравственного воспитания детей указывал Белинский, имеет очень важное значение поведение самих родителей, а поэтому «вся жизнь отца и матери, всякий поступок их должен быть примером для детей».

Положительные факты и явления из окружающей жизни - дают возможность маленьким детям самим разбираться в том, что хорошо, что плохо: «Не говорите детям. «Это хорошо потому и потому», а покажите им хорошее, не называя его даже хорошим, но так, чтобы дети сами, своим чувством поняли, что это хорошо».

Важной частью нравственного воспитания Белинский считал воспитание у детей чувства патриотизма. Средствами воспитания у детей чувства патриотизма Белинский считал беседы, сказки, детские книжки о родном крае, о государстве, о жизни народа.

Большое значение придавал Белинский физическому воспитанию детей, которое должно быть тесно связано с другими сторонами воспитательной работы, Белинский указывал также на необходимость правильного 'Образа жизни и разнообразных движений детей.

Очень важными для всестороннего развития детей Белинский считал игры. до семи лет «пусть дети играют, шумят, резвятся, лишь бы во всем этом не было ничего грубого, пошлого, неприличного и лишь бы они вовремя ели, вовремя ложились спать и в меру спали». Однако это не значит, пояснял он, что дети все время должны заниматься играми, забавами и т.д.

Белинский рекомендовал с ранних лет воспитывать у детей эстетическое чувство: «В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного, как один из первейших элементов человечности».

Белинский отметил тесную взаимосвязь умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания.

Белинский излагал свои идеи в духе революционного демократизма, гуманизма и патриотизма. Многие из них получили развитие в учении революционных демократов Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, оказали сильное влияние на других прогрессивных педагогов 60-Х гг. XIX в.

Во главе русских революционных демократов 60-х гг. XIX в. стоял Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) - русский философ-утопист; ученый, литературный критик, публицист и писатель. Он считал человека высшим созданием природы, деятельность и воспитание которого обусловлены прежде всего социальной средой. Огромную роль Н.Г. Чернышевский отводил активности человека, а источником активности является потребность в ней и осознание этой потребности. Отсюда вытекает необходимость воспитания разнообразных познавательных, умственных, эстетических, трудовых и иных потребностей. Таким образом, развитие потребностей - важнейшее условие становления личности.

Соратником Чернышевского был Николай Александрович Добролюбов (1836-1861) - писатель, русский литературный критик, публицист, революционный демократ. Он критиковал ущемление права на образование в России того времени, стоял на демократической позиции и видел идеал воспитания в удовлетворении естественных стремлений человека («чтобы всем было хорошо»).

Революционные демократы были пламенными патриотами своей родины, они верили в светлое будущее, в творческие силы русского народа. В 'Основе их революционно-демократической педагогики лежали материалистические взгляды на развитие психики человека и сущность процесса воспитания. Рассматривали проблемы необходимости всестороннего и гармоничного развития. личности, роли наследственности и среды в формировании человека, тесной связи образования и политики.

Целью воспитания революционные демократы считали воспитание нового человека-гражданина, патриота своего отечества, революционного борца, имеющего твердые идейно-политические убеждения и стремящегося беззаветно и преданно трудиться на благо народа; борца, всегда готового на подвиги в интересах общества.

Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов как патриоты своей родины считали, что средствами воспитания патриотизма являются: пример взрослых, биографии великих людей, детские книги и журналы, беседы с детьми о лучших людях родины, о родной природе, подавление проявлений национальной вражды между детьми, активное участие детей в действиях, направленных к общему благу.

Надо так воспитывать ребенка, писал Н.Г. Чернышевский, «чтобы в жизни он был человеком развитым, благородным и честным. Это важнее всего. Заботьтесь же прежде всего о том, чтобы ваш воспитанник стал человеком в истинном смысле слова».

Важнейшим принципом воспитания, по Чернышевскому и Добролюбову, было единство слова и дела.

Особое значение придавали умственному образованию, в котором видели средство борьбы против социальной несправедливости.

Образование «нового человека» призвано вооружить его разносторонними знаниями о природе и об обществе. Реализовать такой тип образования может только единая общеобразовательная школа, где бы преподавали родной язык, литературу, историю, современные иностранные языки, математику, географию, естествознание, физику. В единой общеобразовательной школе должно быть установлено равноправие ученика и учителя. Новый учитель должен использовать такие методы обучения, которые стимулируют развитие самостоятельности и самодеятельности. Речь учителя должна быть простой и понятной детям.

Чернышевский и Добролюбов единодушно разделяли идею о всестороннем и гармоничном развитии личности. Они признавали тесную связь между умственным, физическим, нравственным развитием детей.

Гармонично развитый человек, по Чернышевскому, это человек, имеющий высокие моральные качества, умственное развитие и цветущее здоровье, обеспечивающее сохранение этих качеств. В понятие «здоровье» Чернышевский включал здоровье физическое и нравственное, он верил, что в будущем все люди будут «прекрасны телом и чисты душой», о чем писал в своем романе «Что делать?» (1862). В этом романе Чернышевский обращался к проблеме женского воспитания и образования. Подчеркивал самостоятельность женщины, стремление к общественной жизни и образованию. Отмечал, что для женщины общественный труд - источник полноты жизни и всестороннего развития.

Составной частью всестороннего развития и воспитания детей Чернышевский и Добролюбов считали эстетическое воспитание. Они доказывали, что стремление к прекрасному дано человеку от рождения и должно быть развито в процессе воспитания и обучения. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, оно облагораживает чувства и мысли. Эстетическое воспитание, считали Чернышевский и Добролюбов, начинается с первых впечатлений ребенка, поэтому необходимо обращать внимание на обстановку, которая его окружает в первые годы жизни. Полученные впечатления пробуждают эстетическое чувство, воздействуют на развитие эстетических понятий, вызывают к деятельности воображение. Эстетическое чувство развивается в играх, в первых попытках детского творчества, в любимых занятиях детей.

Признавая, что в развитии человека имеют некоторое значение наследственные задатки, революционные демократы настойчиво подчеркивали решающую роль в этом развитии социальной среды, общественных отношений и организованного воспитания.

В своей классической работе «Что такое обломовщина?» (1859) Н.А. Добролюбов показал, что поведение Обломова определяется общественными отношениями, социальным укладом, что лень, апатия, безволие и другие качества, характерные для Обломова, не являются у него врожденными, а приобретены в условиях крепостнической среды и воспитания.

Огромное значение для развития русской педагогики, в частности дошкольной, и правильной постановки практики воспитания детей в семье и дошкольных учреждениях имел трактат Н.А. Добролюбова «О значении авторитета в воспитании» (1857). В этом произведении в противовес антинаучным основам крепостнической системы воспитания детей изложена новая теория воспитания в духе революционного демократизма.

Отвечая сторонникам крепостнической системы воспитания и авторитарной педагогики, которые требовали безусловного подчинения детей авторитету воспитателя, не считаясь с особенностями и склонностями детей, и действовать средствами принуждения, приказаниями и запретами, Добролюбов убедительно доказывал, что безусловное повиновение и подчинение детей воспитателю негативно влияет на самостоятельность проявлений детского ума, сердца, воли, развитие личности человека.

Добролюбов был противником как слепого подчинения авторитету взрослых, так и предоставления детям безграничной свободы. Он признавал необходимость разумного руководства старших младшими, воспитателя воспитанниками. Признавая право старших руководить воспитанием детей, Н.А. Добролюбов призывал их правильно использовать стремление детей к активности и самостоятельности, развивать у них способность осознавать свои поступки, он настаивал на том, чтобы детей с ранних лет приучали самостоятельно думать, отдавать себе отчет в своих действиях, действовать не потому лишь, что так велено и не только из уважения к приказавшей личности, а из собственного убеждения в правоте своего действия. «Мы требуем, чтобы воспитатели, - писал он, - выказывали больше уважения к человеческой природе и старались о развитии, а не о подавлении внутреннего человека в своих воспитанниках, и чтобы воспитание стремилось сделать человека нравственным - не по привычке, а по сознанию и убеждению».

Сначала дети еще неразвиты для ясного понимания своих обязанностей, их суждения еще несовершенны, «но и в том-то и состоит ваша (педагогов) обязанность, - писал Добролюбов, - чтобы развить в них это понимание. для этого они и воспитываются».

Н.А. Добролюбова по-новому осветил процесс развития ребенка, его мышления и воли и отверг распространенное среди педагогов мнение о неразумности детей. Детям доступно понимание простейшей связи между причиной и следствием, особенно на основании личного опыта. Добролюбов признавал необходимость сенсорного развития детей. Отмечал, что дети дошкольного возраста очень поддаются внушению, что они склонны к подражанию, поэтому с ранних лет нужно воспитывать у детей хорошие привычки на примерах и путем упражнений.

О любознательности детей, их проницательности, уме, способности остро воспринимать и стремиться к пониманию, о защите прав детей писал также Н.Г. Чернышевский.

Своеобразие детства как важной ступени в развитии и воспитании человека определено педагогическими высказываниями Добролюбова и Чернышевского о том, что дети уже в дошкольном возрасте обнаруживают любознательность, способность к составлению понятий, имеют свою детскую логику, что они под влиянием умелого, разумного руководства воспитателей могут усвоить много знаний и развить свой ум.

Как идеал воспитателя подрастающих поколений, идеал идейного руководителя молодежи, рассматривали педагога любящего свое дело и детей, всесторонне подготовленного к своим высоким обязанностям. Учитель должен быть идеалом для учеников, примером, как в отношении повседневного общественного поведения, так и в отношении выполнения своего дела.

Добролюбов писал, что идеальный наставник должен иметь «ясность, твердость и непогрешимость убеждений, чрезвычайно высокое всестороннее развитие, обширные и разнообразные познания, приведенные в полную гармонию с общими принципами».

Особо важное значение Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов придавали семейному воспитанию детей. Они считали, что первой воспитательницей детей должна быть мать. Кроме материнского чувства к детям, женщине необходимо правильно понимать задачи воспитания, уметь видеть запросы и интересы ребенка, помогать ему самостоятельно развиваться, Мать должна «приучать ребенка обдумывать и взвешивать ее просьбы и приказания, которые мало-помалу должны изменить свой характер и переходить в советы и наставления».

Ребенок получает много знаний, навыков и умений в процессе повседневной жизни, в общении с родителями и членами семьи. Он любит принимать участие в разговоре, в труде взрослых, и незаметно развивает таким образом свои силы; у него все больше пробуждается любознательность, стремление к учению. Семья должна разумно направлять развитие ребенка.

Добролюбов и Чернышевский много внимания уделяли проблеме детской книги, полагая, что любая книга, предназначенная для чтения детьми, должна оказывать положительное воспитывающее воздействие. На развитие детей большое значение оказывает учебная книга.

Детские книги, по мнению Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, должны быть «учебником жизни». Важно, чтобы они показывали правду жизни для детей, содержали ответь, на вопросы, которые они не могли получить от взрослых В семье и школе. Наглядность, правдивость, идейность, реализм, простота и выразительность языка - основные требования к детской литературе, выдвинутые и обоснованные Чернышевским и Добролюбовым.

Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов являются представителями революционно-демократического учения о воспитании и педагогике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: